{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея

Недовольных российским образованием сейчас немало. Ничему не учат, лекции скучные, а после окончания выпускников не берут на работу, — стандартная ситуация, правда?

О том, каким должно быть образование, спорят много. Но в российской истории есть пример учебного заведения, после которого ученики действительно вышли готовыми к самостоятельной жизни, а их способности были раскрыты. Большинство выпускников заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые вошли в историю.

Речь в статье пойдет о царскосельском лицее, друзья.

Царскосельский лицей — образовательное учреждение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина.

Заведение было основано по указу Александра I. Сначала предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но война 1812 изменила планы.

Тем не менее среди первых принятых в лицей учеников были:

  • Иван Пущин;
  • Вильгельм Кюхельбекер;
  • Антон Дельвиг;
  • Александр Пушкин;
  • Александр Горчаков;
  • Федор Матюшкин.

Вступительные экзамены принимали влиятельные люди Российской империи: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Распорядок дня в лицее

Утро лицеистов начиналось в 6 утра, с молитвы. Зато просыпались они не в общей спальне, а в личной, хоть и небольшой, комнате. Обстановка довольно аскетичная: железная кровать, комод, конторка и столик для умывания. Смежные комнаты отделяли друг от друга небольшие перегородки, через которые мальчишки часто переговаривались. Пушкин, кстати, соседствовал с Иваном Пущиным.

Вот, кстати, его воспоминания:

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
- От 7 до 9 часов — класс.
- В 9 — чай; прогулка — до 10.
- От 10 до 12 — класс.
- От 12 до часу — прогулка.
- В час — обед.
- От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.
- От 3 до 5 — класс.
- В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
- По середам и субботам — танцеванье или фехтованье.
- Каждую субботу баня.
- В половине 9 часа — звонок к ужину.
- После ужина до 10 часов — рекреация.
- В 10 — вечерняя молитва, сон.

Если вам кажется, что сегодня у школьников мало каникул, то сейчас самое время порадоваться. Обучение в лицее длилось 11 месяцев, на каникулы отводился июль, но и в июле нельзя было съездить домой, —ученикам запрещалось покидать стены лицея. Причем первые лицеисты узнали об этом только после поступления во время торжественного обеда, тогда всеобщая радость сменилась слезами. Но полный отрыв от семьи во время обучения был тогда общепринятой нормой. В кадетских и пажеских корпусах условия были намного строже.

Чему и как учились

Занятия не всегда проходили в классах, в хорошую погоду ученики вместе с преподавателями ходили по аллеям Царского села, обсуждая, например, философию.

Лицей считался передовым учебным заведением Европы. Учебную программу составил ближайший сподвижник императора — Сперанский, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а тех, кто способен изменить историю своей страны.

В обучении соблюдался принцип последовательности. Например, история связывалась с географией, особенно в начальном курсе.

Был и курс «наук нравственных». В него входили философские, юридические и политические науки и состоял он из 12 учебных предметов. Считалось, что эти знания необходимы для формирования мировоззрения учеников.

В лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». В общем, самостоятельность поощрялась. Преподавателям даже запрещалось просто диктовать материал, их задача состояла в том, чтобы развить умственные способности поступивших, научить их мыслить самостоятельно.

Еще в программе старались исключить возможность переутомления. Поэтому после часа занятий учеников ждал отдых в комнатах или на свежем воздухе.

Оценивание и меры наказаний

С оценками в лицее тоже все было не так просто. Двоечники лицея — наши хорошисты, кол означало «отлично», три – «хорошо», а вот четыре — посредственно. Пятерок не было, а самой плохой оценкой считался ноль. Причем оценивались не только учеба, но и способности лицеистов.

За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что это убережет их от порочных поступков.

Телесных наказаний, как во многих других школах, не было. Но за громкий смех или невнимательность можно было оказаться на позорной парте или выгнанным из класса. А еще провинившихся могли заставить вместо формы надеть свою старую одежду, которая, чаще всего, была уже мала. Совсем безудержных лишали привычной еды, заменив ее черным хлебом с водой.

Несмотря на это ученики в своих очерках делились, что обстановка в лицее была дружелюбная. Хотя в нашем веке такие меры наказания кажутся дикими и первобытными. Экологичностью тут и не пахнет.

Дисциплин было немало: русская словесность, иностранные языки, история, математика и даже военное дело. Но плюс был весомый: обучение в лицее считалось как высшее образование, поэтому спустя 6 лет учебы выпускники могли жить полностью самостоятельной жизнью.

Необычный подход

Считается, что эффективностью обучения лицей обязан следующим факторам:

  • Искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника;
  • Разносторонняя деятельность учеников, где учитывались разные стороны их психики: от интеллектуальной до художественно-эстетической;
  • Воспитание гражданской зрелости лицеистов: преподавание истории, беседы с офицерами, определение жизненной стратегии учеников и т.д.;
  • Профессионализм преподавателей.

Первый директор лицея Малиновский говорил о том, что ученики должны видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики выезжали с семьей директора на прогулки, а зимой катались все вместе с горок и на коньках.

Удивительно, но как и в 2021 году, в стенах лицея ценили авторские программы. Так преподаватель и доктор философии и свободных искусств Николай Федорович Кошанский издал несколько учебников, перевел «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра и сочинения Корнелия Непота, по которым обучал учеников.

При этом учителей объединяло не только желание распознать и усилить природные наклонности воспитанников, но и даже воплотить в жизнь их мечтания. Например, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Поэтому факт, что выпускники сохранили дружеские отношения со своими наставниками, совсем не удивляет.

Школа Тубельского как прототип Царскосельского лицея

Если раньше образовательные учреждения могли равняться на Царскосельский лицей, то сейчас тоже есть достойный пример. Это школа №734 в Измайлово или, как ее называют, Школа самоопределения.

Основателю — Александру Наумовичу Тубельскому в своё время удалось взрастить в школе настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.

Поэтому школа стала местом, где ребенка признают личностью, где у него есть право на ошибку, где его мнение такое же важное, как и мнение остальных. Он не объект образования, а важный член общества, к которому всегда прислушиваются.

Атмосфера свободы в школе способствует формированию soft skills — умению представить себя, умению общаться, умению доказывать и аргументировать. А вот оценки до 4 класса полностью отменены.

Друзья, а вы как считаете, что самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели, дисциплина или новые подходы к обучению в принципе?

P.S. Наш Telegram-канал об образовании и полезных лайфхаках.

0
2 комментария
Андрей Пятин

"Школа Тубельского как прототип Царскосельского лицея" - вы уверены, что корректно сформулировали?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Как известно, каждой стране/части Общества, отведено судьбою определенное количество и качество знаний.
Генетически и (не удивляйтесь!) финансово.
Лицей был успешен благодаря эффективному вложению огромных средств и уровню преподавателей (это тоже деньги).
Сейчас тоже лишь единицы вузов имеют общежития с отдельными комнатами и Сократовскими лекциями на берегу моря.

самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели,

Это позволит основываться на авторских курсах (разумеется, в дополнение к проверенным и ёмким учебникам).

Без дисциплины знания не усвоятся. Но отбор в классы должен вестись путем выявления равноспособных.

Что это такое:

новые подходы к обучению в принципе?

Технические средства?
Танцы с бубнами?
Видео вместо книг?

Автор разработает Программу, дополнит методикой, включит необходимые и достаточные элементы мультимедиа, интерактивность, тестирование и всё, чем владеет.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда