EdTech наизнанку: кто строит образовательный процесс, структуру курса и отвечает за методологию

Все привыкли к тому, что зачастую главные герои любого онлайн-курса — это спикеры-преподаватели. Они находятся в кадре, делятся своей экспертизой и инсайтами, за которыми люди и приходят на курс. В случае с индустриальным образованием, это всегда практикующие специалисты — эксперты в той или иной профессиональной сфере.

Но важно понимать, что далеко не у всех специалистов получается превратить свою экспертизу в учебный материал. Нередко бывает, что человек — профессионал в своей области, но ему сложно правильно и понятно передавать свой опыт другим людям. И здесь в дело вступает методист.

Марина Харахордина, руководитель методического отдела Skillbox, рассказала о том, какая работа стоит за созданием онлайн-курса образовательной платформы, чем занимаются методисты и как помочь студенту получить желаемый результат в обучении.

Методист: кто этот человек?

Для создания любого образовательного продукта важна методология. Например, от того, как составлен школьный учебник будет зависеть успех в изучении предмета — даже невнятные иллюстрации и плохо написанные определения могут стать сильным препятствием. Поэтому над ними работает большой состав методистов, ученых, консультантов, экспертных групп, а версии учебников регулярно меняются. За каждой учебной программой стоит большая работа по организации процесса ее создания, а также структурированию, оценке и трансформации материалов. Эти операции курирует методист. В его задачи входит проектирование курса и управление им: он формулирует образовательные результаты, подбирает технологий обучения и методы оценки так, чтобы студенты постепенно осваивали новый материал, и отслеживает проходимость и удовлетворенность курсом.

Какими качествами должен обладать методист? Во-первых, аналитическим мышлением — ведь предстоит много работать с данными и всегда видеть объемную картину, в которой все процессы пересекаются. Во-вторых, методистам следует постоянно учиться, ведь странно делать учебные курсы, если ты сам не учишься. В методологию часто приходят люди с педагогическим образованием. В России также можно научиться конкретно методологии и проектированию образовательных программ. Такой курс есть у нас в Skillbox и у других платформ — в EdMarket, Dedu Center, School of Education и Lifelong Learning Lab.

Итак, задача методиста — переложить опыт предметного эксперта в курс, чтобы студент в конце мог достигнуть запланированных образовательных результатов, а мы могли бы это проверить.

К примеру, мы поставили задачу создать курс по веб-разработке с определенным экспертом, лидером рынка. Он предлагает: «Пусть в первом модуле будет информация X, во втором — Y, в третьем — Z». Эксперт интуитивно выстраивает содержание, отталкиваясь от своей практики. Но это может противоречить цели, ради которой студенты к нам пришли. На таком курсе можно учиться месяцами, но так и ничего не понять и не прийти к изменениям в карьере и жизни. Нужно, чтобы экспертиза специалиста грамотно улеглась в сознании студентов.

Для этого методисту важно соблюдать принцип конструктивной согласованности:

  • Что мы хотим, чтобы студенты выучили (образовательные результаты)
  • Какими способами мы их будем этому учить (технологии обучения)
  • Как проверим, что они научились (методы оценивания)

Кроме того, методист структурирует учебный материал и «разбавляет» его интерактивами:

  • Делит материал на модули и уроки, чтобы студенты осваивали его небольшими порциями
  • Разрабатывает домашние задания, которые помогут закрепить знания и понять, как применить их на практике
  • Придумывает способы обратной связи — как студенту решить возникший вопрос, уточнить что-то по теме урока или домашнего задания

Этапы разработки курсов

Проведение исследования

Перед тем, как приступить к разработке программы, нужно провести исследование, которое поможет соединить между собой содержание курса, ожидания аудитории и способы подачи материала.

Я выделяю три важных составляющих этого исследования:

  1. Разбираем предметную область. Методист умеет быстро разобраться в предмете, чтобы говорить с экспертами на одном языке и контролировать развитие курса. У нас много направлений обучения и несмотря на то, что методисты распределены по ним, порой случается, что нужно проектировать курсы в довольно узкоспециализированных областях — приходится вникать, изучать терминологию, проблемную область и т.д.
  2. Исследуем целевую аудиторию. Методист стремится выяснить, чему потенциальные студенты хотят научиться, какие форматы обучения им больше подходят, сколько времени у них есть на обучение и т.д. Это поможет спроектировать программу и подобрать технологии обучения. В исследованиях аудитории помогают глубинные интервью, опросы, соцсети и форумы, анкеты самих студентов. Исследование целевой аудитории никогда не заканчивается. Даже когда курс уже запущен и группы набраны, нужно постоянно собирать обратную связь, чтобы подмечать сильные и слабые стороны.
  3. Изучаем конкурентов. Здесь можно получить много информации — от моделей взаимодействия со студентами до понимания, как дать студентам ценность, которую они не получили на других курсах.

Составление программы и брифинг эксперта

После того, как мы провели исследование, составляется концепция и программа курса. Идет разработка модулей, тематических блоков — это некое картирование курса. Затем происходит бриф спикеров.

Сначала даем вводные. Например:

Курс: «Motion-дизайнер с 0 до PRO», состоит из 37 модулей.

Аудитория курса: новички, которые хотят научиться создавать анимационную графику, освоить профессиональные программы и зарабатывать на своих проектах.

Результат основной программы: студенты умеют создавать анимационную графику для телевидения, рекламы, фильмов, роликов, презентаций, заставок на YouTube и визуала в медиа.

Программа состоит из нескольких крупных блоков: инструментарные блоки по After Effects и Cinema 4D, где студенты изучают интерфейс, функционал и основные возможности программ, и блок с обязательными навыками моушн-дизайнера, куда входят знания композиции, цвета, шрифтов, монтажа и т.д.

Задача: мы хотим, чтобы вы взяли на себя модули про работу в After Effects. Эти модули должны привести студента к конкретному результату — он научится пользоваться программой, создавать анимацию и видео, а также сделает эффектные ролики, которые можно будет положить в портфолио.

Далее мы вместе обсуждаем, как лучше построить каждый модуль: что эксперт будет рассказывать, в каком порядке, какие лайфхаки можно использовать при работе с программой, какое практическое задание будет в конце.

Сложности этого этапа: спикер может дублировать одну и ту же информацию в разных модулях или уходить в теоретические дебри, потому что ему никогда не приходилось говорить просто о своем предмете. Задача методиста — постоянно возвращать спикера к мысли о том, для кого мы готовим материал, и о практической ценности каждого модуля для студента.

Что может помочь на этом этапе?

  • Образный портрет студента с его болями и страхами, которые мы выявили на этапе исследования — расскажите спикеру о нем как можно подробнее и в деталях, чтобы он проникся к своим студентам и захотел им помочь разобраться.
  • Репетиции перед камерой, на которых мы помогаем спикеру поставить речь и уверенно чувствовать себя на съемках курса.

Важно: ключевой аспект каждого модуля — это образовательный результат, который был заложен в него при создании. Чтобы убедиться в его достижении, мы формулируем задание — оно фиксирует, достигнут ли нужный результат. Только так мы сможем быть уверены, что в конце курса мы приведем его к той точке, на которую он рассчитывал.

Когда программа курса готова, начинается подготовка контента. Это видеосъемки, сценарии очных сессий, подбор кейсов, разработка методических материалов и практических заданий. Тут задействована большая команда: от продюсера и методиста до преподавателя-эксперта и видеопродакшена.

Оценка качества учебной программы и результата

Чтобы оценить качество курса, нам нужно посмотреть на две его составляющие:

  • Качество процесса обучения. Насколько наша образовательная система понравилась студентам — выдержан ли баланс между теорией и практикой, хватило ли им обратной связи от кураторов и преподавателей, все ли форматы обучения им удобны и т.д.
  • Качество результата обучения. Смог ли он в конце концов добиться своей цели — например, создать свою «Историю игрушек»?

Метрики, по которым мы оцениваем процесс обучения:

  1. Продуктивность. Эти метрики показывают, как студенты продвигаются по курсу и доходят ли до конца обучения. Это COR (completion rate — доля тех, кто завершил обучение от всех, кто приступил), конверсии (доля тех, кто закончил прохождение контентной единицы от всех, кто приступал к прохождению этой единицы), WAU (weekly active users — процент активных пользователей от всех, у кого есть возможность делать что-либо на платформе), а также время прохождения модуля.
  2. Удовлетворенность. Показывает, насколько студенты довольны нашим продуктом. Собираем её с помощью CSAT (customer satisfaction — индекс удовлетворенности, считается как количество положительных оценок единицы контента / общее количество оценок) по всем урокам. В том числе отслеживаем скорость проверки домашних заданий, чтобы студенты получали оперативную обратную связь во время обучения.
  • Успеваемость. Помогает понять, как студенты усвоили материалы, которые мы заложили в программу. Отслеживаем оценки и итерации по домашним заданиям и диплому.

Мы постоянно отслеживаем метрики качества наших продуктов. У нас есть такой инструмент — цифровой помощник — в котором можно посмотреть эти метрики в разрезе по всей компании, направлениям, курсам, модулям и урокам. Это помогает нам следить за качеством всех продуктов компании в целом, а также проводить точечно более подробные аудиты по конкретным. Наша задача — уметь правильно интерпретировать числовые данные. От этого зависит понимание того, что нужно изменить.

Курсы регулярно отправляются на петлю улучшений. Это своего рода преимущество асинхронного формата обучения. Методисты обрабатывают комментарии, которые студенты оставляют на платформе или отправляют в чат. Любой отзыв можно рассмотреть по двум параметрам: по типу и по срочности внесения правок. В первой группе те действия, которые относятся к видео, домашнему заданию, взаимодействию с платформой и преподавателями. Во второй: то, что можно поправить быстро, например, приложить недостающую презентацию, среднесрочные правки — если требуется перезапись видео или подкорректировать практическое задание и комментарии, которые требуют полного переосмысления модуля/курса — для этого требуется какое-то время. Так, курсы становятся всё более и более удовлетворяющими запросы студентов. Если курс дорабатывается — это не значит, что он плохой, это значит, что он может стать еще лучше.

Оценка результата

Качество результата, к которому пришел студент — самое важное в образовательном продукте, особенно в контексте дополнительного профессионального образования (ДПО). Если мы точно знаем, что привели человека к результату, который закладывали при проектировании, то можем считать продукт хорошим. Что мы берем за показатель этого? В частности, долю тех студентов, которые обратились за карьерной поддержкой от общего числа студентов. Это те студенты, которые выполнили первичную карьерную цель — нашли стажировку, проекты или устроились на постоянную работу. Наш Центр развития карьеры каждый квартал трудоустраивает более 500 студентов в ведущие компании страны. 70% наших студентов устраиваются на работу, еще не доучившись, а 88% выпускников, которые обращаются в Центр, находят работу в течение двух месяцев. Это и есть для нас показатель того, что работа команды и методиста проделана не зря — значит, человек действительно понял что-то про себя и профессию, изменил свою жизнь и, возможно, стал счастливее.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Denis Beskov

"Исследуем целевую аудиторию. Методист стремится выяснить, чему потенциальные студенты хотят научиться, какие форматы обучения им больше подходят, сколько времени у них есть на обучение и т.д."

Типичный косяк номер два. Если вы обучаете новым профессиям, то надо исследовать не целевую аудиторию, а запросы нанимателей.

Целевая аудитория часто не способна ничего вменяемого сформулировать про то, чему она хочет научиться, это не неё задача.

Ответить
Развернуть ветку
IA F

Смотря на ком "зарабатывает" обучающая организация. Если платит студент то будут учить не тому что нужно на рынке, а тому что проще продать :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

ну вот возьми для примера тему Data Science. что закажет в качестве результата научения студент?

Ответить
Развернуть ветку
IA F

В том то и дело что "ничего не закажет", все что ему надуют в уши по этой теме то будет "хотеть".

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

Эффективнее будет изучать как запросы нанимателей, так и потребности нашей ЦА. Ведь согласитесь, что даже информация о том, что аудитория не знает, что именно хочет изучить в рамках программы, помогает добавить достаточное количество обзорной или поддерживающей информации в начале обучения, чтобы сформировать это представление

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

"Разбираем предметную область. Методист умеет быстро разобраться в предмете, чтобы говорить с экспертами на одном языке и контролировать развитие курса. У нас много направлений обучения и несмотря на то, что методисты распределены по ним, порой случается, что нужно проектировать курсы в довольно узкоспециализированных областях — приходится вникать, изучать терминологию, проблемную область и т.д."

Это типичный косяк, который идёт ещё от ADDIE. Чтобы придумать, как правильно УЧИТЬ делать какое-то дело, надо сначала разобраться, как правильно делать это дело. И это совсем не то же самое, что изучение предметной области, это гораздо более узкая и точная задача. Которую часто забывают методисты. Как минимум потому, что они методисты, а не методологи )

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

Согласны, такой подход точно повысит качество программы. Но у нас довольно большая программная линейка, а на рынке, к сожалению, недостаточно узкопрофильных методистов. Поэтому для себя мы выбрали формат работы "методист +предметный эксперт".

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

"Итак, задача методиста — переложить опыт предметного эксперта в курс, чтобы студент в конце мог достигнуть запланированных образовательных результатов, а мы могли бы это проверить."

А как методист решает, что опыт именно этого эксперта надо переложить в курс? Большинство экспертов работают очень по-разному. Если вы берёте конкретного специалиста и перекладываете его модель целевой деятельности, то получается не курс по дисциплине X, а курс по дисциплине X как её понимает Y.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

Ещё такой момент — если человек именно специалист, т.е. тот, кто умеет свою работу делать хорошо, то совершенно не факт, что он хорошо осознаёт модель самой деятельности. Модель деятельности более-менее осознают те, кто эту деятельность организуют — обычно это специалисты, выросшие в руководителей. Поэтому для правильного выбора модели целевой деятельности нужны не просто специалисты, а руководители. И с этим часто у методистов плохо. Они этого почему-то не понимают.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

У нас есть чек-лист по отбору экспертов, который актуален не только для отдела методологии (но и для продюсеров курсов, к примеру). Финальное решение о сотрудничестве принимается по результатам этого чек-листа, что позволяет избежать несостыковки моделей

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

в общем, в исследованиях у вас из 3-х пунктов в 2-х есть ошибки — вы изучаете не то

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

Так кто автор курса — методист или эксперт?

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

Денис, для нас автором курса является эксперт. Именно он дает контент, отталкиваясь от своих практических навыков. А методисты помогают преобразовать этот контент в эффективный образовательный процесс

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

вот я сейчас прохожу у вас курс "Архитектор ПО" и кто его автор — непонятно. экспертов там 5 или 6 человек, а автора не видно.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

Денис, если речь об этом (https://skillbox.ru/course/software-architect/) курсе, то здесь у нас всего 3 эксперта, которые и являются создателями всей программы

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

я вижу в первых видео ещё 4-го

на лендинге они указаны как Преподаватели, а не как авторы

я сильно разделяю роли Автора и Ведущего

например, я разработал свой курс 8 лет назад как автор, провёл его несколько раз и передал для проведения коллегам

и они как ведущие, как преподаватели, ведут его лучше меня, но они не авторы

вот есть отдельная тема с тем, что платформы не хотят признавать авторство курсов, выпячивают иконостас "преподавателей", которые часто могут меняться от потоку к потоку — например такая беда была у Нетологии несколько лет назад

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

непонятно, где тут менеджер продукта и какова его роль

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

В разных компаниях он занимает разную роль, здесь уже каждый сам принимает для себя решение. Мы сконцентрировались лишь на функциях методиста. Но, как только возьмемся за следующий материал, обязательно раскроем связку)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

странно, что не описано взаимодействие методиста с продактом

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

"Для создания любого образовательного продукта важна методология."

Какая методология, методология чего? Методология — это учение о деятельности.

В обучении есть как минимум 2 вида деятельности:
1. Целевая деятельность — та, которую сейчас выполняют эксперты и должны выполнять выпускники.
2. Учебная деятельность — та, которая происходит в ходе обучения.

Вы про какую?

Ответить
Развернуть ветку
Марина Харахордина

Нам близка мысль Георгия Петровича Щедровицкого, российского философа и методолога, идейного вдохновителя “методологического движения”, который давал такое определение: “Методология – это программа получения нужного вам продукта в условиях, когда вы очень плохо представляете себе этот продукт, когда вы, по сути дела, еще не можете ответить на вопрос, каким он будет”. Он же говорил, что методология отличается от методики тем, что она относится (или должна относиться) к новым проблемам и задачам, должна указывать путь и систему шагов в решении еще никогда не решавшихся задач.

“Это должен быть путь, который приведёт нас к определенному продукту, но его определенность является очень странной, ибо и продукт такого рода мы ещё никогда не получали. Всё это означает лишь одно — что такого пути нет, что он еще не проложен и на нём нет разметок станций. Это — путь, который мы должны пройти, но прежде чем пройти, мы должны его проложить. Это будет не путь как след пройденного нами, а путь как план нашего прохождения”.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Beskov

ну т.е. вы говорите про методологию обучения, если кратко. если под результатом понимать обученного человека.

или даже методологию разработки курсов, если под результатом понимать разработанный курс.

т.е. методологий тут уже как минимум 3)

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда