Как не потратить десятки тысяч долларов и таки выучить английский

На днях директор агентства Red Keds Виталий Быков написал историю, как он потратил десятки тысяч долларов на изучение английского языка, но так его и не выучил. Онлайн-школа Skyeng попросила известного эксперта по преподаванию английского Марину Кладову проанализировать ошибки Быкова.

Марина Кладова

Абстрактная мотивация

Мотивация — это главное при изучении языка. Кажется, что у Виталия её много, но только на словах. «Развитие собственной личности», «пожить и поработать за рубежом», «общаться с коллегами». Но всё это — очень абстрактные понятия, риторические фразы. В итоге как таковой цели поставлено не было.

Кроме того, достижение долгосрочных целей, например, «свободно говорить», нужно разбивать на промежуточные, краткосрочные задачи на ближайшее будущее. Например, «хочу научиться писать письма на английском в ближайший месяц». Если у тебя есть цель, то легче определить сроки и нужную интенсивность. Ты просто вынужден сделать учебный план и придерживаешься его.

Отличный пример того, как надо формулировать цели — у Фёдора Овчинникова, основателя сети Dodo Pizza, которому нужен хороший уровень для работы с партнёрами на международном рынке. У него чёткая цель и понимание, как он будет применять знания на практике.

Непонятно, зачем десять часов в неделю

Если верить Кембриджу, в среднем за 200 часов занятий человек переходит с одного уровня на другой. По мнению многих школ, для этого достаточно и 120 часов. Даже меньше, если нужно подняться с уровня Elementary или Beginner. Тот объём нагрузки, который был у Виталия, вызывает много вопросов.

Оптимальный подход — три-пять часов в неделю с преподавателем и четыре часа на домашнее задание. За десять часов занятий с преподавателем можно быстро выгореть и даже мало чего усвоить. Это большая нагрузка и необоснованная трата денег, если не стоит цели выучить язык за короткий срок. Мозг получает новые знания, но не может эти знания обработать и применить.

Неправильно выбрал учебник

Виталий нанял отдельного преподавателя, который занимался с ним грамматикой по учебнику Мёрфи. Этот учебник помнят все, кто когда-то учил английский. Любой современный учитель знает, что он насыщен примерами, которые нормальный человек, скорее всего, никогда в жизни не будет использовать. Мёрфи хорош и полезен как дополнение, но точно не как основной фокус.

Виталий не определил, где в итоге будет использовать английский. Причём прямо сейчас. Это может быть поиск инвестиций, изучение каких-то зарубежных креативных кейсов. Смотреть в свободное время фильмы прекрасно, но лучше придумать цель посущественней.

Например, путешествие в Штаты на диджитал-конференцию, где нужен, простите, нетворкинг (обзавестись знакомством с приятными людьми из твоей сферы деятельности). Но как поможет Мёрфи в поездке на диджитал-конференцию? Нерелевантность и неприменимость материала в жизни — одна из самых больших ошибок.

Тратил время на произношение

Произношение в большинстве случаев не должно быть фокусом обучения. Это сопутствующий навык, который тренируется в процессе и наиболее эффективно усваивается вместе с другими языковыми навыками. В произношении помогает любое восприятие английского на слух, и даже поход в англоязычное караоке будет полезным.

Полезны и английские простые аудиокниги в ваших AirPods. Если повторять за спикерами, то это поможет уловить мелодику речи. Если человек уже умеет читать на английском самостоятельно, то полезно читать на английском вслух, чтобы более бегло и уверенно говорить. Только не надо читать Шекспира в оригинале, это никак не поможет учить английский, особенно если вы директор креативного агентства. Читайте Wired, Mashable, Digiday.

Отдельным пунктом — не тратьте деньги на Received Pronunciation (стандартное британское произношение). Это может быть важно, только если вы собираетесь выходить на рынок товаров для британских аристократов. Такое произношение есть только у 3% британского населения.

Ещё 70% людей, общающихся на английском, — вообще не носители языка. Их почему-то прекрасно понимают и принимают. Для тех, кто ещё не может свободно говорить, погоня за RP — это пустая трата денег и сил.

Зациклился на «домашке»

Да, встречаются студенты, у которых нет времени и сил на «домашку», а есть только бешеный рабочий график. Из этой ситуации есть два выхода. Первый — интегрировать домашние задания в урок. Например, заниматься пять часов в неделю с преподавателем вместо двух. Это для тех, кто готов платить.

Вторая — смириться, что если заниматься мало, то изучение займёт много времени. Если у человека есть один час в неделю, то он должен быть морально готов учить язык до следующего уровня год.

Что можно сделать в обоих ситуациях — использовать трёх-пяти-минутные перерывы в течение дня для микротренировок. Например, посмотреть на слова в приложении пока едешь в лифте или взглянуть на пройденные вчера фразы пока ждёшь такси.

Надо относиться к «домашке» попроще, не готовить себя к ней морально. Это такая же часть жизни, как всё остальное. Для учеников начальных уровней один из первых шагов — переключить интерфейс телефона на английский.

На следующих уровнях уже можно читать тематические каналы в Telegram или новости, используя специальные переводчики, подписываться на мемы и цитаты на английском. Тем более, если ты работаешь в диджитал-сфере, сделать это гораздо проще — ты всегда так или иначе окружён креативом, законодателем которого пока остаётся англоязычный мир.

Неграмотно организовал учебный процесс

Язык можно учить по-разному, способов много. Человек определяет эти способы на основе своих предпочтений и возможностей. В случае Виталия непонятно, какой у него был прогресс после каждого подхода, как он его для себя оценивал, почему продолжал заниматься по той или иной методике с конкретным преподавателем, если не видел прогресса.

Есть ощущение, что Виталий занимался с большим количеством учителей, но так и не нашёл одного хорошего коуча, который бы помог ему определиться с глобальной целью, планом, поэтапными целями, подходящим именно для него процессом.

Занимался «по приколу»

Заниматься с любым преподавателем без программы практически бесполезно. Как описал Виталий, он нанял носителя языка, который просто слушал его и периодически задавал вопросы на усвоение одних и тех же материалов. Это говорит о том, что программы как таковой не было.

Многим англоязычным преподавателям кажется, что главная их функция в том, чтобы ученики их слушали и изредка тренировались говорить сами. Да, носитель помогает преодолеть языковой барьер, потренировать произношение. Но главным критерием выбора преподавателя остаётся его программа, и тут не так важно, носитель он или нет. Если преподаватель вещает только о себе, с ним нужно расставаться, а не заниматься «по приколу» полтора года.

Был уверен, что англоязычная среда сделает всё сама

Виталий уверен, что если провести три-четыре месяца в языковой среде, то язык сам усвоится — но это неточно. В языковых лагерях важно не только максимально погружаться в языковую среду, но и ставить самому себе конкретные челленджи, которые помогут освоить язык и понять его важность для своей жизни.

В этом плане абсолютно правильным был «проектный» подход, который применяла преподавательница в одной из поездок. Такого должно быть больше.

Ловушки, которых не стоит бояться

  • Петля времени

    Пока ты не достиг определённого уровня, то каждый раз как будто начинаешь заново. Изучал три месяца, устал, сделал перерыв на два месяца и потом как будто начинаешь всё сначала, но медленней. Так появляется демотивация. Как её преодолеть? Периодически проводить диагностику — это делают во многих языковых школах в онлайне и офлайне. Даже если вы будете понимать, что продвинулись на один маленький шаг, это психологически поможет двигаться дальше.

  • Intermediate plateau

    На уровне уверенного Intermediate или начала Upper часто происходит застой, мы называем его Intermediate plateau. Замедляется прогресс, и на этом многие начинают бросать.

    В этот момент нужно определить небольшие шаги, как оценивать собственную успешность: я сдам международный экзамен, я смогу говорить быстрее, я познакомлюсь с экспатами в баре. Это хорошо работает как мотивирующий инструмент. Если возникает отчаяние, можно обратиться к старым записям, посмотреть эссе или разговор трёхмесячной давности и понять, что прогресс на самом деле есть.

  • Чем выше уровень, тем сложнее учить

    Во время обучения в лексиконе появляется много английских слов — вот вы уже знаете десять оттенков красного и пять синонимов continue. Это помогает понимать книги и фильмы, но не может найти применения в реальной жизни. В тех же англоязычных школах среди интернационального окружения все говорят в основном на уровне Intermediate. Поэтому вам с вашим Upper, возможно, придётся упрощать речь. Поэтому иногда вы можете затормозить на высоком уровне просто потому, что у вас не найдётся собеседника по уровню для регулярного общения с ним.

  • «Всю жизнь учу и не выучу»

    Не то чтобы мы все отличные коучи, но всё же нужно мыслить позитивно. Если дать себе установку, что конечно надо попробовать, но у меня, скорее всего, не получится, то ничего не получится точно.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Ivan Ivanov

Полиглоты за бесплатно по несколько десятков языков осваивают, а тут один москвич за большие деньги не смог. Вывод: деньги зло, все беды от денег.
Ещё есть второй вывод: чтобы выучить должно быть интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Ну, пациент ещё и развлекается тем, что вываливает все это на всеобщее обсуждение, показывая что деньги для него труха.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Пациент? Вы оскорбили человека за неправильное изучение английского?

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда