{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Мария Емельянова: «Были фокусники, теперь инфогуру»

Потребность в саморазвитии неотъемлемая часть человеческого «я» вне времени и пространства. Сегодня чем сильнее мы стремимся стать лучше, успешнее, увереннее в себе, тем больше возможностей перед нами открывается. Так, по данным за 2020 год в России тренинги личностного роста по популярности обгоняют только языковые курсы, сообщает «Ъ», ссылаясь на данные Forbs. «Волшебные таблетки счастья», «марафоны желаний» и прочие яркие и радужные «пинки мотивации» находятся в постоянном поиске новой аудитории.

Действующий психолог и гештальт-терапевт Мария Емельянова расскажет, что стоит за красивой ширмой обещанного успеха и стоит ли туда заглядывать.

– Что, по Вашему мнению, способствовало появлению тренингов личностного роста?

– Несмотря на то, что интервью Ксении Собчак и Елены Блиновской всколыхнуло эту тему среди общественности, самому явлению «марафона желаний» как таковому уже не один год. Я вижу это как параллельую вселенную со своим сообществом и профессиональными стандартами, где любой человек может предложить свой навык как услугу живопись, обучение языкам или навыкам работы с Photoshop, что угодно. Это не хорошо и не плохо. Но продажа своей «экспертности», якобы стратегии личностного роста, пошла еще из оффлайн-тренингов, которые обрели свою популярность в начале 2000-х годов. Когда неспокойное время 90-х подошло к концу, людям нужны были «лайфхаки», как управляться с собственной мотивацией, структурировать процессы бизнеса и выстраивать взаимоотношения. И совершенно логично, что все это со временем перешло в онлайн-среду.

Почему люди вообще обращаются к таким курсам? Что они хотят там найти?

– Если говорить об около психологических явлениях «марафонов», то их основная идея в том, что «эксперт» предлагает собственное умение решать чужие проблемы, будто бы он готов взять на себя часть ответственности за состояние человека.

Это явление описал немецкий социолог Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» еще в 1941 году. Он назвал его «волшебный помощник» – сакральный объект, который человек наделяет большей ресурсностью, чем он сам. Это нечто, что способно защитить, развить, поддержать его и спасти от одиночества.

– Как Вы считаете, какими методами воздействия и манипуляции часто пользуются авторы тренингов и почему они работают?

– Когда человек полагается на нечто вовне, он автоматически снимает с себя всякую ответственность за свой выбор. Согласно такому мышлению, в зависимости от того, как хорошо человек выполняет те или иные ритуалы, можно судить о его добропорядочности и правильности. Играют роль не поступки, а именно ритуалы. И в случае «марафонов» человек наделяет функциями поддержки и защиты абстрактную Вселенную. То есть не я прилагаю усилия, не влияю на внешний мир и не адаптируюсь к нему, я просто открыт для Вселенной и как бы вверяю себя в ее руки. Отказ от ответственности позволяет избежать чувства вины и горечь ошибок, которых человек в принципе боится.

Еще один механизм манипуляции ощущение принадлежности к сообществу и к самому автору, который успешен и позиционирует себя как элита. Это создает иллюзию, что человек уже в какой-то мере прикоснулся к своей мечте и получил социальное развитие. Инфогуру никогда не покажет себя в посредственном виде, это прежде всего бренд, картинка, которую нельзя разрушать ни в коем случае. Это и случилось на интервью у Собчак, когда она заставила Блиновскую «выпасть» из образа, тем самым вызвав общественный резонанс. Люди вдруг увидели, что их «путеводная звезда» может быть совсем другой.

Большую роль играет явление «магического мышления». В психологии оно определяется как суждение ребенка о том, что его действия влияют на действительность. Считается, что этот тип мышления перестает работать к 5 годам, когда человек начинает критически осмысливать действительность. И многие полагают, что именно магическое мышление лежит в основе развития инфобизнеса. Упрощённая подача этой философии также играет большую роль: сделаем всякие «штуки» и Вселенная будет благосклонна.

– Если есть проблема, почему бы не обратиться к квалифицированному специалисту? Ведь он также готов выслушать и взять на себя моральный груз другого человека.

– Особенность всех тренингов общение некой ресурсной фигуры с аудиторией, и как таковых отношений там не выстраивается. Есть образ-бренд и есть аудитория. Задача автора лишь создать иллюзию вовлечения и совместной работы, а интернет-платформа обеспечивает необходимую дистанцию.

В процессе психологического «сеттинга» ответственность ложится на обе стороны. Психотерапевт, конечно, будет развивать, поддерживать, направлять как заботливый родитель, но, чтобы человек встал на ноги, ему самому необходимо рисковать, совершать промахи, брать ответственность, прислушиваться и доверять себе. В тренинге можно все переложить на плечи другого.

– Какое будущее у бизнеса «волшебных таблеток» и «марафонов желаний»? Каково Ваше личное отношение к этому явлению?

– Это было всегда, только в разном виде. Мотивация гуру в славе и деньгах. Вспомним графа Калиостро, который еще в XVIII веке стал всемирно известным иллюзионистом, а потом случился «бум» на фокусников на рубеже XVIII–XIX веков и популярность их быстро сошла на нет. В 90-е прошлого столетия были «психотерапевты», которые заряжали воду по телевизору, но и они исчезли. В общем, были фокусники, теперь инфогуру.

Время идет, а явление остается и трансформируется во многом из-за того самого магического мышления. Многие считают, что с ним надо бороться, но это неверно. Магическое мышление в человеке не исчезает и всегда остается с ним.

Сложно судить о вреде таких тренингов. В процессе психотерапии человек получает шанс исследовать себя. В «марафонах» такая возможность тоже есть, но подается на очень универсальном уровне. Психотерапия это индивидуальная история отношений, в то время как «марафоны» унифицированы, и найдет ли человек что-то полезное для себя в них вопрос сугубо личный. Действуя как плацебо, в однократном обращении «марафоны» не несут в себе вреда и могут быть полезны для человека в данный период жизни. Другое дело, если постоянное «хождение» по этим тренингам становится заменой полноценной помощи. Если человек в кризисе, если он запутался, то рано или поздно он либо перерастет эту историю и пойдет к специалисту, либо поймет, что ему все это не нужно и он сам в состоянии справиться с ситуацией.

– Как же справиться с кризисом и заняться самомотивацией без «коуча» и психотерапевта?

– Необходимо поддерживать уровень дофамина, адреналина, серотонина. Когда весь этот нейронный «коктейль» хорошо циркулирует в организме, у нас нет депрессивных состояний и проблем с мотивацией.

Важно слышать и изучать себя. Несмотря на то, что в последнее время психотерапия также стала «мейнстримом», многие люди в ней не нуждаются и находят помощь в саморазвитии, постоянном обучении, общении, творчестве. Чтобы избежать кризиса и не войти в депрессию, нужно быть максимально внимательным к себе, слышать свои потребности, давать уму и телу время на восстановление, развивать эмоциональный интеллект и создать для себя лучшие условия жизни.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null