{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Высшее образование в IT

Читая статьи про высшее образование в IT, я часто вижу, как авторы доносят идею о его необязательности. С этим можно частично согласиться. Но недавно я начал встречать статьи, где автор утверждает об обесценивании высшего образования в IT. Честно говоря, мимо такого я уже пройти не смог. К примеру, вот из недавнего - https://habr.com/ru/companyheadzio/blog/596641/

Сейчас я старший преподаватель на мат-мехе СПбГУ, до этого преподавал на мат-мехе УрГУ (сейчас ИЕНиМ УрФУ) и еще немного на РТФ УПИ (сейчас ИРИТ-РТФ), а еще участвовал в разработке многих курсов. Думаю, мне есть, что сказать по теме высшего образования в IT.

У тебя есть выбор: поступить на IT факультет любого престижного вуза или пойти заниматься самообразованием. Что ты выберешь?
вуз
самообразование
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Задроты-самоучки

Сколько себя помню, в IT всегда были задроты-самоучки -- это люди, которые в какой-то момент зафанатели от IT и начали их жадно изучать. При этом сами либо не смогли поступить на IT-факультет, либо уже обучались на другом, не связанном с IT.

Информация для самостоятельного изучения была всегда. Книги Кнута, Страуструпа, Таненбаума и многих других. Форумы, электронные журналы и IRC-каналы (сейчас это видеоуроки на youtube и telegram-каналы) всегда помогали в получении новых полезных знаний.

Поэтому если вам кажется, что в IT стало очень много людей без высшего образования, то вы ошибаетесь. Такие люди были и будут всегда. IT - удивительный мир, а чтобы начать его изучать, вам нужен только компьютер и доступ в сеть.

Онлайн-школы (курсы)

Так как запрос на самостоятельное и дополнительное образование были всегда, то появление онлайн-школ и даже онлайн-факультетов -- это естественный процесс. Такие площадки сильно помогают в освоении нужной информации. Намного лучше (качественнее и быстрее) изучать технологию под присмотром опытного преподавателя, чем ковыряться самому и собирать все шишки.

Благодаря таким школам самоучки могут быстрее устроиться на первую работу. А их уровень будет выше, чем если бы они учили все самостоятельно. В общем, win-win.

Можно ли хорошо зарабатывать в IT без высшего образования?

Конечно, я сам видел многих хороших разработчиков и других специалистов на высоких позициях без высшего образования в IT.

Приведу пример роста разработчика до высокой позиции без высшего образования. Такое развитие я наблюдал несколько раз. Не хочу утверждать, что так у всех. Это всего лишь один из вариантов.

  1. Вначале человек увлекается какой-то технологией, например, разработкой приложений под Android. И начинает читать форумы, смотреть уроки и что-то пробовать самостоятельно.
  2. Через некоторое время устраивается на первую работу в виде стажера. Работает почти за еду, но главное, что рядом профессионалы, и он с пристрастием учится всему, что они ему дают.
  3. Через год или даже раньше переходит на позицию джуниор Android- разработчика. К этому моменту он уже знаком с технологическим стеком в команде, знает процессы разработки и может выполнять простые задачи из трекера. Где-то тут (чуть раньше или позже) он оканчивает/бросает свой непрофильный факультет, понимает, что разработка под Android будет его основным ремеслом, и принимается изучать эту тему еще активнее.
  4. Еще через 1-3 года переходит на должность мидла. К этому моменту он уже ориентируется в стеке технологий как рыба в воде, отлично знает проект, хорошо справляется с задачами и может даже быть наставником у джунов. На этом этапе он уже получает достаточно хорошо и чувствует себя прекрасно.
  5. А дальше в зависимости от амбиций и упорства, достигает уровня синьора с соответствующей зарплатой.
  6. Дальнейшее развитие, как правило, происходит не вглубь, а вширь. Он начинает расширять свой кругозор: изучает новые технологии, платформы и так далее.

И такой путь возможен не только в Android-разработке, а почти для всех узких специалистов: iOS-разработчик, бэкенд на Django, бэкенд на Ruby-on-Rails, тестировщик и так далее.

Так в чем тогда проблема отсутствия высшего образования в IT?

Есть огромное число задач, где недостаточно знания 1-2 технологий и часто требуется, как говорят в вузе, “кругозор” и “база”.

Например, вы пишете Android-приложение для ведения учета лесовозов. Заказчик просит простой функционал: возможности фотографировать лесовозы и вбивать к ним различные значения (сколько бревен повез, когда выехал и т.д). Просто Android-приложение, никакого сервера, так как склад с лесом часто находится вне зоны доступа сети. Вы делаете такое приложение, и все ок. Через время снова приходит заказчик и говорит: “Надоело самому считать бревна в лесовозе, можешь добавить автоматическое распознавание по фотографии?”

Разработчик, который ничего кроме Java/Kotlin и Android в своей жизни толком не видел, будет решать эту задачу в несколько раз дольше, чем похожий специалист, но из вуза. Просто потому что ему придется въезжать с нуля в новую тему.

Помимо этого, без хорошей базы вам будет очень тяжело заниматься системным программированием или решать системные задачи:

  • разработка компиляторов и сред разработки
  • разработка ОС, драйверов и сетевых протоколов
  • разработка новых языков программирования
  • оптимизация программ (профилирование, инструментирование)
  • верификация программ и алгоритмов
  • создание оптимизированных библиотек по типу MKL от Intel
  • разработка браузеров
  • разработка различных библиотек (например NumPy)
  • написание своей Матрицы
  • и т.д.

Если этого мало, то почитайте статью: “Как мы отказались от JPEG, JSON, TCP и ускорили ВКонтакте в два раза” (https://habr.com/ru/company/vk/blog/594633/), оцените масштаб и скажите, какой онлайн-курс или онлайн-факультет нужно закончить или в каком направлении начинать развиваться, чтобы заниматься на работе чем-то похожим? Очевидно, что у руководителя этой разработки широкий кругозор, отличные познания в компьютерных сетях и культуре исследований.

Олимпиадники и задроты с высшим образованием

Ну а теперь представьте себе человека, который не только увлекся IT, но еще и поступил на нужный факультет нужного вуза. Через 4-6 лет из просто талантливого абитуриента получается, как мы говорим, "звезда".

Например, благодаря таким вот звездам появился ВК (https://vc.ru/social/7006-genius-programmers). Даже сам Цукерберг отмечал в интервью, что Facebook не удалось захватить рынок СНГ из-за того, что команда Вконтакте не просто быстро копировала все фишки Facebook, но еще успевала добавлять свои.

Не все вузы одинаково полезны

Я могу допустить, что в некоторых вузах и на некоторых специальностях не всегда читаются актуальные курсы. Важно понимать, что вуз вузу рознь. Общее правило: старайтесь попасть в вуз с более высоким рейтингом, его берут не с потолка.

То, как выбирать вуз для обучения в IT и на что обращать внимание -- это тема отдельных статей. В паре абзацев этого не описать.

Выводы

  • Можно ли хорошо зарабатывать в IT без высшего образования? Да, если вы кайфуете от этой деятельности и постоянно развиваетесь.
  • Если есть возможность поступления в вуз на IT-специальность, я рекомендую поступать. Та база, кругозор и культура, которую вы там получите, будут вам служить верой и правдой долгое время.
  • Очевидно, что вуз вузу рознь.
  • Есть ли разница между IT-специалистом с высшим образованием и без? Как небо и земля.
  • И все вышесказанное относится только к промышленному программированию!
0
27 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Я согласен и тоже об этом написал, не все вузы одинаковы полезны. Рекомендую смотреть на рейтинги, перед поступлением. Но не надо думать, что все вузы проблемные. Есть вузы в РФ с топовым уровнем IT-образования (СПбГУ, ИТМО, СПбГУТ, ВШЭ, УрФУ и может еще).

"Вот весь вопрос, разница между отсутствием образование и каким образованием и где?"

Думаю я могу с уверенностью сказать, что образование в перечисленных выше вузах в несколько раз лучше, чем самообразование)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Иван, я вот даже не могу понять, в чем смысл вашего комментария?

1. Я выдвинул тезис, что в РФ можно получить топовое it-образование в вузе. Вы не согласны с этим?

2. Я не старался сделать обзор it-образования в РФ, не проводил исследований в универах и не претендую на широту. Даже не могу представить, зачем мне широта в этом вопросе.

3. Я упрекнул статью на хабре в том, что они пишут об обесценивании высшего it-образования в РФ. И я лично вам в комментарии перечислил вузы где это сильно не так. Вы не согласны?

Ну и на закуску,
"Т.е. лучше поступать в топовые вузы (5 штук) или не поступать вобще?" - вот зачем вы искажаете мои слова?) Я нигде не говорил про то, что топовых вузов всего 5 и уж тем более не говорил о том, что поступать нужно либо в эти 5 или никуда. И даже не намекал про это. Ну серьезно, что за чепуха)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Хорошо)
Давайте по порядку:

1. В приведенной мной статье выдвигается тезис об обесценивании высшего образования в IT. С чем я не согласен. Чтобы его оспорить достаточно привести в пример нескольких вузов, где это не так. Я уверен, в УрФУ, СПбГУ, МГУ, ВШЭ и ИТМО точно не так. Другими словами, я знаю вузы в нашей стране, где этот тезис точно не работает.

А теперь, пожалуйста, обратите внимание, что я не утверждаю что таких вузов всего 5. Я не знаю сколько их, может 10, может быть 25, 50 или даже все. Я не знаю, так как не занимался таким исследованием. Но их точно как минимум 5)

Таким образом я заявляю, что тезис про обесценивание образования неверный и мне нет смысла пытаться широко смотреть на проблему.

Кстати, автор той статьи тоже не проводил исследований про качество образования в IT. Если почитать внимательно, то там автор пытает донести мысль, что в IT можно без высшего образования. С чем я согласен)

2. "Окей, вот образование в N топ ВУЗов страны имеет ценность, а с остальными что делать? "

Честно, я не знаю сколько вузов в РФ где можно получить хорошее образование в IT. Без шуток. Я физически знаю не про все вузы. И знаете что самое смешное, если попробовать сказать где плохо преподают IT, да так, что лучше туда не поступать, то я не смогу сказать.

Вы лично знаете такой?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Ну как это я отрицаю процесс самообразования?! Вторая, третья и четвертая часть посвящена этому. Более того, я пишу "Поэтому если вам кажется, что в IT стало очень много людей без высшего образования, то вы ошибаетесь. Такие люди были и будут всегда."

Ну а если говорить про обесценивание, хочется посмотреть на пример такого вуза. Чтобы как-то предметно об этом говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Я не поднимал никакого вопроса, скорее я опровергал тезис, что высшее образование в IT обесценилось. И описывал свой личный опыт.

Вообще ничего не говорил про компьютерное зрение) Может с ним нужно решать эту задачу, может без, хз. Не в этом цель. Пример нужен для демонстрации задачи, где знание 1-2 технологий недостаточно.

Не очень понял последний абзац, уточните пожалуйста, что вы имели ввиду? С радостью отвечу, но не врубаюсь в смысл.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Я согласен, что бизнесу все равно на диплом. Тут без вопросов! Бизнесу важен набор навыков и знаний. Если они есть - хорошо, если их нет - плохо, ищем дальше. Так что да, все верно. Но это ничего не значит. Если взять топовую IT-компаний, то окажется, что там подавляющее большенство сотрудников с профильным высшим образованием.

То, что топовых вузов мало, что туда сложно поступить и платные места дорогие - согласен на 100%. Хорошее образование всегда было сложно получить, что сейчас, что 100 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Что вы подразумеваете под "система образования повернулась к человеку, а не наоборот" ? Больше мест в топовом вузе, больше вузов, больше хороших преподов или что? )

А второй абзац не понял. Начало понял, а последнее предложение из него нет. Можете уточнить?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Все это есть.
1. В топовых вузах есть бесплатные места, вот даже у нас в СПбГУ
2. Есть ЕГЭ, набирай баллы и хоть из урюпинска поступай в Московские вузы. Кстати говоря, много иногородних так поступает к нам.

Я не очень понимаю, как это не было возможности поступить. Набрал баллы по ЕГЭ и поступай. Во федеральных вузах есть бесплатные места. Не дотянул до топового вуза, поступай в просто хороший. В чем проблема?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

ЕГЭ позволяет любому ученику, с хорошими данными, поступить в отличный ВУЗ страны. Обучение бесплатное + общаги предоставляются иногородним.

А еще, в тему отбора, есть СУНЦы и другие спец. школы. Есть данные - поступай и учись там.

Понятно, что СПбГУ и другой вуз не может принять всех. Преподов где брать?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Ваш довод о превосходстве ВО просто бред наркомана. Типа, создавшему приложение челу без вышки будет сложно работать с библиотекой компьютерного зрения, а чуваку с вышкой нет, так как им эти знания вместе с дипломом выдают чтоль?

Вуз может лишь подтверждать наличие базы не относящейся к программированию - математика, английский и т.д. ну а знания программирования последний школьник на Ютубе за один день объяснит лучше чем все информатики всех отечественных вузов за пять лет.

И в вузах учат писать только не поддерживаемый и не читаемый говнокод.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Судя по вашему комментарию очевидно, что у нас нет ни малейшего представления, что и как преподается в вузах. Зачем вы это пишите?)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Есть! Чувак зазубрил курс известной компании, получил сертификат и пошел преподавать. Практики ноль, сопряжения с реальность ноль, только раздутое эго. Научить такой может только реализации алгоритмов самым ужасным способом. Как правило вузовские преподы делают из сказочной айти темы нудные и понятные только им одним лекции. Может что-то и изменилось, но я в это не верю.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Какой курс, какой компании, в какой вуз и на какую кафедру он пошел преподавать, а?)

Какие преподаватели и из какого вуза делают нудные лекции?

Скажите хоть что-то конкретное плиз.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Ну вот лично вы п*ц нудный! Давай вам видити ли конкретику и статистику, буд-то бы сами закончили Хогвардс, а не засранный факультет засраной информатики или курсов преподавателей MS/IBM или что-то подобное. А вы преподаватель! И вот если вы в жизни такой занудный, то как вы можете создать благоприятную атмосферу в вузе? Вас нифига не задел ваш стремный конкретный пример из вашей статьи, но зато вы до воплей просите конкретики, которую я вам никогда не дам, потому что мне не хочется терять время на доказывания того, что вода жидкая. Если вы будите утверждать, что в российских вузах отличное айти образование, то я буду утверждать, что вы бредите. И на этом я буду настаивать пока не убежусь обраному воочию.

Ответить
Развернуть ветку
N.Smirnov

Нет и не может быть лучшего маркера тяжести кризиса "высшего" образования, чем реальное(?) и серьёзное(?) обсуждение вопроса, нужно ли высшее образование вообще. Причём не в какой нибудь "психологии", а в ИТ. Это как всерьёз обсуждать вопрос нужны ли например вилки, или хватит одних только ложек. Ведь это экономия металла, упрощение логистики и складского учёта. Экология опять же. Что дальше? Отказ от ложек в пользу еды руками? Что к слову будет логично, так как при таком движении разделение пищи на блюда исчезнет, и останется просто "еда". Правда при дальнейшем движении исчезнет и она. "Старший преподаватель на мат-мехе СПбГУ" всерьёз доказывающий (кому?) нужность высшего образования - профнепригоден. Социально дезориентирован, и общественно дезадаптирован. Он как английский колониальный офицер доказывающий папуасам необходимость перед едой мыть руки с мылом. Обознатушки социальной стратификации.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда