{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Искать единомышленников и обращать внимание на проблемы: первые шаги в социальном бизнесе Статьи редакции

Конспект дискуссии о роли социальных стартапов, разнице с другими компаниями и о том, как начать подобный бизнес.

Встреча организована онлайн-школой стартапов Russol.

Зачем заниматься социальным бизнесом

Социальный бизнес — это дополнительная призма, которая помогает взглянуть на бизнес с новых сторон. Сейчас принято считать, что эта сфера, наоборот, сужает возможности: что при решении социальных проблем приходится делать уступки в заработке.

Я с этим не согласна. У меня схожая с туристическими агентствами бизнес-модель: пока мы проводим наше путешествие в деревню — мы решаем социальные проблемы. При этом туристы развлекаются, получают удовольствие и платят деньги.

Программа по активностям сравнима с поездкой в Швейцарские Альпы или на море, в некоторых вещах даже превосходит.

У нас другой подход к путешествиям: местные жители поддерживают гостей, помогают им в проектах.

Мы живём у местных, общаемся с ними на другом уровне, нежели просто туристы. Мы, например, не ходим есть в столовые, рестораны — мы едим у сельчан.

Получаешь сервис гостеприимства, как будто ты приехал к своей бабушке, делаешь для них что-то важное и потом ещё в течение нескольких дней следишь за развитием в этой деревне.

Приезжаешь из этой поездки с оптимистичными чувствами. До того, как я начала Altourism, я не путешествовала по России, потому что для меня было сложно потратить отпуск, чтобы получить негативные эмоции, когда ты видишь, что всё плохо, всё рушится и становится ещё хуже.

И каждый раз, когда я планировала свой отпуск, я думала — нет, я просто уеду куда-нибудь в Европу, потому что после отпуска я хочу вернуться в хорошем настроении.

Эту проблему я и решила. Когда приезжаешь в деревню к людям, которые делают крутые вещи для развития своей малой родины, то заражаешься их энергией. Видишь, как интересные тебе активности ещё и приносят пользу для местного сообщества.

Я проработала в найме довольно долго и не хочу туда возвращаться, несмотря на то, что сейчас я зарабатываю чуть-чуть меньше, чем тогда.

Если посмотреть на моё резюме до того, как я начала Altourism, это были восемь-девять месяцев на каждой работе, потому что мне становилось скучно, я упиралась в потолок, мне было некуда развиваться, я думала: «Боже мой, я сейчас просто погрязну в какой-то рутине, останусь здесь навсегда, и больше ничего в моей жизни не произойдёт» и просто убегала, уходила в другую область.

У меня было много интересных работ, но каждый раз мне чего-то не хватало. И впервые в своей жизни я в течение 3,5 лет я занимаюсь одним бизнесом и ни разу не почувствовала, что я делаю что-то не то.

Каждое утро просыпаюсь с мыслями о том, что ещё можно сделать, как развить компанию. Почти каждую неделю получаю благодарности от людей, к которым мы ездили неделю, месяц, год назад, которые до сих пор получают позитивные результаты от одной нашей поездки. Поэтому бросить это невозможно.

Екатерина Затуливетер, основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

У человека всё-таки есть предназначение. В России система образования поставлена так, что не всегда можно понять, кем ты хочешь быть. Мне повезло, потому что мне жизнь начала аккуратно намекать.

Пять лет назад я попала в сообщество людей, которые делали праздники для детей с ограниченными возможностями, и через некоторое время на Facebook они создали огромный проект.

Я поняла, что когда у тебя что-то получается гармонично, и ты чувствуешь, что это твоё, к этому надо прислушиваться.

Поэтому я решила заняться социальными вопросами, хотя до этого я десять лет вела прибыльный PR-бизнес.

Ольга Флер, основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

В акселератор Raise приходят в первую очередь студенты. Они сидят там с первого курса. Есть молодые ребята, бакалавры и магистры. Мотивация у всех одна — начать своё дело.

К сожалению, ими не ведёт идея сделать социальный проект и помогать людям. Главное приходит потом — понимание того, что это большое дело, которое ещё и приносит доход.

Это нормально. Всё больше людей, увидев успех близких, сами задумываются о бизнесе. Приведу пару примеров.

Студенческая команда из Нижнего Новгорода работала над проектами ещё с первого курса. У них в городе много проблем, одна из которых — мусор. Ребята заметили, что рекламные баннеры со временем снимают и складывают в ангар, их переработкой никто не занимается.

Тогда студенты договорились с властями города, что эти баннеры им отдадут бесплатно. После отправили на завод по переработке отходов и получили чистый материал, из которого они стали делать чехлы для телефонов и планшетов, сумки, рюкзаки, пуфики. Это был их первый заработок.

У каждой команды в своём городе есть какая-то своя проблема. Найти и увидеть её просто, но главное — за это взяться.

Есть одна девушка в России, которую молодой человек оставил одну с двумя детьми. Она начала искать работу, и ей, соответственно, надо было уйти из дома.

Что она сделала? Она позвонила знакомому программисту и предложила : «Давай сделаем сайт "Няня на час"». Так она запустила социальный бизнес.

То есть должна быть потребность решить проблему.

Роман Лукшин, руководитель направления корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании

Как найти идею

Нужно больше прислушиваться к себе.

Есть разные психологические практики, тесты на предназначение, на составление карт того, что человеку нравится и беспокоит, какие глобальные проблемы он хотел бы решить. Составлять список дел, неравнодушных тебе событий и решений, которые ты можешь предложить.

Всё, что находит отклик и вызывает эмоцию, можно записывать, чтобы потом обратить на это внимание.

В поиске и реализации идей помогает digital за счёт большой аудитории соцсетей. Facebook, Instagram, «ВКонтакте» — огромная сила, где сконцентрированы все, кто вам нужен, чтобы потреблять продукт.

Ольга Флер, основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Если хочется создать свой бизнес и не знаешь, с чего начать, нужно взять за правило обращать внимание на окружающий мир — что в нём происходит и что вам в нём не нравится. Как мы приучаем себя каждый день чистить зубы, делать зарядку, так же можно приучать себя 15 минут в день, идя по улице, либо просто находясь где-то, обращать внимание — что мне сейчас приносит неудобство.

Все изобретения человечества были когда-то сделаны из-за неудобства выполнения определённых задач.

Екатерина Затуливетер, основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

Первый шаг

После того, как у меня появилась идея стартапа, я открыла контакты и составила список людей, которым мне нужно об этом рассказать, чтобы получить реакцию и советы. Потому что ты можешь сидеть и годами разрабатывать проект, а в итоге получится совсем странный продукт — для этого и нужен фидбэк.

Первый человек, с которым я встретилась, порекомендовала сходить в Impact Hub, который тогда ещё не открылся. У меня идея родилась в конце сентября 2014 года, они открылись в ноябре. Там я получила знакомства, советы, опыт.

Первая продажа была в апреле, за это время несколько раз полностью менялась концепция.

Во время разработки проекта я ещё 2,5 года работала в фултайме.

Екатерина Затуливетер, основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

Моя любимая фраза — один в поле не воин. Всегда нужно искать единомышленников. Ни в коем случае не надо бежать и спрашивать — нравится людям твоя идея или нет. Потому что найдётся тот, кому она не понравится или скажет, что она не работает.

Лучше просто начать, показать первые разработки и найти единомышленника. Для меня очень важно найти человека, который скажет — да, я с тобой и буду тебя поддерживать. И когда ты понимаешь, что ты не один, ты можешь уже идти дальше. В этом случае меня спасла Facebook.

Ольга Флер, основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Коворкинг против акселератора: куда идти

Не нужно путать понятия — коворкинги или тот же Impact Hub. Это больше для создания сети контактов вокруг тебя людей, которые тоже делают какие-то проекты, с ними ты можешь обмениваться идеями.

Акселераторы заточены на то, чтобы взять твой проект с точки А и довести его до точки Б. Ни один коворкинг этого делать не будет. Они прекрасно работают вместе. Вы можете сидеть в коворкинге, окружая себя полезными людьми, и при этом проходить акселератор.

Время от времени это полезно делать, потому что так быстрее происходит развитие бизнеса, когда над тобой, над твоими целями и задачами работают трекеры. Для вас устраиваются мероприятия под задачи, которые нужны на определённом уровне развития.

Екатерина Затуливетер, основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

О конкуренции

Копирование продукта для меня — волшебный пинок. Я бы не уехала в Долину, если бы мне не позвонил один добрый человек и не сказал: «Классная идея, завтра буду делать такой же стартап. Либо мы делаем его вместе, либо я начинаю один завтра утром».

Это мотивирует. Я тогда уехала, не зная, что такое венчурное предпринимательство, как оно работает. Взяла два билета себе и коллеге в Долину на последние деньги.

Просто пробовала почву благодаря человеку, который решил сделать идентичный стартап. Сейчас я ему благодарна, потому что там я познакомилась с инвесторами, с людьми, которые делают что-то похожее. Узнала, как оценивать стартап, можно сказать, получила второе высшее образование за две недели.

Для меня конкуренция — это большой стимул вырасти. Нет конкурентов — и ты расслабляешься.

В благотворительности понятие конкуренции растяжимое, потому что мы все делаем что-то хорошее, доброе, но хочется быть сильным продуктом на рынке, узнаваемым. Здесь мне повезло, что мы были в этом плане первыми, и бренд уже застолбил свой цвет, логотип и место в прессе.

Сейчас с нами общаются компании или парки и просят сделать совместную инициативу. Тот, кто копирует идею, часто обращается к нашим же лотам, участникам, но я спокойно к этому отношусь.

Ольга Флер, основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Социальные стартапы с одинаковыми идеями не враждуют, потому что они реализуют проекты в своих городах — для каждого проект является уникальным.

Если в Москве есть доступная среда, где-нибудь в Ижевске её нет. Соответственно, никакой конкуренции.

Роман Лукшин, руководитель направления корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании

Подбор сотрудников

Нужны и те, у кого горят глаза, и тех, у кого есть компетенции. Но я беру первых. Важно давать таким людям свободу. Они хотят заниматься проектом, у них есть желание: находят инструменты, решения, знакомятся с людьми, просят совета.

Я им говорю: «Я не буду вам подсказывать, сделайте так, как вы считаете нужным, а я уже посмотрю на результат». И я просто в приятном восторге от результата — человек становится взрослым и самостоятельным и считает, что от него зависит итог.

Ответ на большинство наших сегодняшних вопросов — нужно просто интуитивно выбирать тех, кто подходит для твоего проекта и насколько он продержится в команде.

Ольга Флер, основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Я обожглась и о тех и о других. Долго делала это выбор между заинтересованными людьми, которые горят не умеют ничего делать, и с умными, которым ничего не хотят.

И поняла, что не нужно делать этот выбор. Нужно брать тех, у кого есть оба этих качества. Да, их немного, но нам много не нужно, особенно в начале проекта.

В ИТ-эпоху даже крупные компании не должны иметь множество сотрудников. Можно масштабироваться за счёт технологий.

Екатерина Затуливетер, основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism
0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда