Государство для школ пострашнее рыночных проблем: как переживает «операцию» edtech-рынок и кому на нём непросто Статьи редакции

Управляющий партнер онлайн-школ Skyeng и Skysmart Александр Ларьяновский рассказал об этом vc.ru и порассуждал, какие курсы и где сейчас лучше запускать.

Александр Ларьяновский. Источник: «Тинькофф»

Что с онлайн-образованием спустя восемь недель «операции»?

Как изменился рынок в целом, говорить ещё рано — он пока не «раскручен». Но первые «спецэффекты» уже видны.

Те школы, которые работали с учениками преимущественно по кредитным моделям, то есть учили в рассрочку, достаточно сильно просели. Столкнутся с проблемами также заведения со ставкой на хобби и самореализацию: это курсы рисования, шахмат, пения, ораторского искусства. Те, что учили россиян «необязательным вещам».

В обучении школьников особых изменений нет, а вот в языковых школах наблюдаем наплыв. И связан он не только с массовой миграцией, как может показаться. В кризис человек перестаёт быть столь уверенным в собственной карьере и потому начинает размышлять, как себя капитализировать. На памяти Skyeng эта волна уже третья. Первые две пришлись на 2014 и 2020 год.

В профессиональном образовании приток не такой большой, как в языковых учреждениях, но тоже есть. И если проблемы в российской экономике продолжат вызывать сокращения рабочих мест, спрос на дополнительное образование, думаю, только усилится.

Учиться идут, помимо прочего, в том числе и на ИТ-специальности. Не потому, что мечтают сразу уехать. Одно из немногих министерств (возможно, единственное), которое за последнее время сделало несколько очевидных шагов, — это Минцифры. Оно ясно дало понять, что «айтишная» отрасль в России нужна — и они готовы в неё вкладываться.

Получится у них или нет, зачем всё это и почему — это уже другой вопрос.

Какие проблемы стоят перед онлайн-образованием?

Первая — деньги. Многие школы, как я сказал, учили людей в кредит или делали это как SkyEng: инвестировали в человека, а уже потом собирали деньги. Но деньги сейчас резко подорожали. Вероятно, придётся пересматривать модели финансирования.

С чем-то, может быть, помогут государственные инициативы. Минцифры, например, не так давно запустило программу софинансирования — 50% обучения спонсируют сами.

А без государства вопрос в основном упирается в собственные возможности. Есть ли у компании финансовое плечо — длинные деньги, которые она может инвестировать в клиента.

У нас ведь четыре финансовых источника: государство, люди, сторонние компании и мы сами. Возможно, финансировать онлайн-образование будут все четыре стороны — в разных пропорциях. Но в каких — не скажу, сейчас всё слишком непредсказуемо.

Вторая — государство. Вернусь к Минцифрам. Оно не отмалчивалось и показало, что стране нужны айтишники. А вот министерство просвещения и министерство науки и высшего образования ничего не сказали — и, видно, не хотят говорить. А это тоже своего рода ответ.

Значит, государству не нужен edtech-сектор. Может, за одним исключением — сферы дополнительного профессионального образования.

Сейчас все говорят о том, что уход западных компаний — это окно возможностей. Но мне кажется, что за него «возьмётся» государство. Оно захочет сделать всё само, и мало что сможет его удержать. Образование — это ведь тема чувствительная.

Государство и до кризиса всячески препятствовало работе edtech-компаний на рынке, близком к формальному образованию — школе, колледжу, вузу. Я, конечно, не говорю, что всё будет плохо, но угрозу не исключаю. Взять хотя бы закон о просветительской деятельности 2021 года. Наглядный пример барьеров, которые могут помешать отрасли развиваться.

А так сам по себе российский edtech-рынок достаточно конкурентоспособен и без стороннего вмешательства сможет многое показать.

Вырастут ли цены на курсы?

По мнению аналитиков, инфляция в России по итогам 2022 года составит 20%. Маловероятно, что платные курсы не будут дорожать. Конечно, на стоимость немного влияют и валютные колебания, но основная причина — инфляция.

Выпускники онлайн-школ рынку нужны?

А выпускники государственных вузов? Они никому не нужны в 80% случаев. В большие ИТ-компании с одной только университетской коркой просто так не берут — только людей исключительного таланта. Так что я бы не стал возносить наше высшее и средне-специальное образование и принижать частные школы.

Наглядной аналитики сейчас нет, но насколько я знаю, средний процент трудоустройства у нас и коллег по цеху — 75-85%. Значит, люди шли учиться осознанно и потом сумели пристроиться по профессии. По-моему, достойный показатель.

Будет ли массовое закрытие школ?

Кто-то, наверное, свернётся, а другие, наоборот, расширятся. Ведь рынок по-прежнему жив — и конкуренция тоже. К тому же есть два других немаловажных момента. Первый: образование в списке потребностей стоит у людей достаточно высоко. Второй: образование в кризис растёт.

Это сугубо физиологическая история, которая кроется глубоко в человеческом мозгу. Приведу любимый пример. Когда в фильме ужасов под тревожную музыку кто-то где-то скребётся, главный герой просто не может не пойти и не проверить, что происходит. Почему? Потому что неведение для мозга хуже смерти.

Человек постоянно строит предсказательные модели — что случится в следующую секунду, минуту. Но думает не о том, кто станет следующим президентом США, а о том, достаточно ли громко он говорит, чтобы собеседник его слышал, не сломается ли под ним стул.

Как только предсказательные модели начинают сбоить, начинается пока ещё непривычная жизнь, мозг нуждается в новой информации и начинает толкать к ней тушку. Поэтому образование и растёт.

Конечно, если россияне драматически обнищают, то образовательный рынок схлопнется — и не он один, а почти все сразу. Но пока я склонен считать, что угрозы перед нами всё-таки не рыночные.

Где сейчас запустить свои курсы?

Зависит от того, чему учить.

Для ИТ-школ, например, не самым лучшим вариантом будет Западная Европа. В России карьерный путь айтишника — это способ резко улучшить качество жизни. И зарплаты у него часто в десять раз выше, чем у вузовского профессора или медсестры. А в Европе плата разнится разве что вдвое. Там нет вот этой «вынуждающей» истории. Поэтому хорошо идти на рынки Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки.

Если учить языкам, то, наверное, не стоит рассчитывать на Северную Европу: там хорошо развита школьная система. Лучше выходить в страны, где государство плохо справляется, а спрос на условный английский язык есть.

Ларьяновский рассуждает о том, каким должно быть настоящее образование, на сцене TED
0
18 комментариев
Написать комментарий...
Rax034

Бедолаги владельцы SkyEng, доят и учеников и преподавателей, повышая тарифы для первых, но понижая ставку для вторых на протяжении как минимум последних трех лет. Наверное последний без соли доедают.

Как они выживать то будут, ай-ай-ай.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

любопытно, что вы пишете это к тексту, где о суровом «выживании» никакой речи и не идет. skyeng нам как два месяца назад говорили, что работают в прежнем режиме, так и сейчас. и думаю, что они такие не одни.

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Любопытно, что появление подобных интервью уже первое свидетельство того, что, говоря словами классиков "на самом деле не все так сказочно как хотелось". Разумеется у них все хорошо, и наплыв есть, и работают в прежнем режиме (нет). В очередной раз поднимать цены для студентов под соусом благородной миссии помощи преподавателям (которой нет) - это не "все хорошо".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
не все так сказочно

- у этих "не всё так" случилось еще до "спецоперации", а сейчас они пиарятся на хайповой теме

Ответить
Развернуть ветку
Егор Федосеев

Это точно. В тексте нет конкретики о поддержке преподавателей. И надо учитывать, что часть этих преподавателей - практиканты из ВУЗов, которые должны пройти практику и не получают зп (а если и получают, то мизерную). Пример тому ВШЭ, который целенаправленно отправляет студентов на прохождение практики в skyeng

Ответить
Развернуть ветку
Снежнова Яна

я конечно дико извиняюсь, но не совсем поняла причем тут поддержка преподавателей и статья... Статья же про рынок в целом, а не про то, что делает SkyEng для того, чтобы выжить 🙄

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Vasiliev

Сначала подумал, что на превью Петя Листерман

Ответить
Развернуть ветку
а б

Признаться честно, контекстно вы не ошиблись.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Vasiliev

ахахаха )

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online

"...Значит, государству не нужен edtech-сектор. Может, за одним исключением — сферы дополнительного профессионального образования..."

- На наш взгляд государству нужен сектор EdTech, ведь в обратном случае, мы бы с вами не увидели такой статистики с показателями высокого роста данного сектора, который даже выше, чем в мире в последние годы (25% CAGR в России против 13,5% в мире).

Наша платформа наоборот видит необходимость в обращении внимания государства на столь активно развивающийся EdTech-сектор, но к сожалению до сих пор никак не регулируемый. Ведь отсутствие всестороннего регулирования порождает активацию мошенников, лжеэкспертов и “инфоцыган”, и как следствие - падение качества образования в стране.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Laryanovskiy

Желаю вам максимального регулирования.

Ответить
Развернуть ветку
George

Хорошо увернулся (нет) от вопроса о востребованности выпускников онлайн школ ;)
Хотелось бы глянуть откуда он такие цифры взял

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Маркс

А где же Петя Листерманн, он защищает свою Родину также усердно на Поле Боя😁😁😁???

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Я ему смело говорю как ученик skypro пусть готовятся снижать процента трудоустройства в три раза. Да да мы просто напросто не можем не то что найти джуновские вакансии, а просто вакансии по нашей специальности... это надо знать и поэтому сейчас жёсткие проблемы грядут, т.к отголоски давления на банковский сектор еще с прошлого месяца уже сказываются на нас. И 6 пакет скоро вступит в силу

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Какой % трудоустройства был реальный у джунов? куда его снижать? Это тогда лотерею лучше покупать )))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов
Выпускники онлайн-школ рынку нужны?

А выпускники государственных вузов? Они никому не нужны в 80% случаев.

а то что обучение в вузе это не сидеж пердеж перед монитором, а связи, социализация, возможности работы по специальности даже в самой задрипаной конторе и многое, многое другое проходит мимо?

никому не нужны люди тупо отпердевшие часы "обучения", в таких конторах происходит именно пердеж времени

в вузах, особенно нормальных, имеется знакомство, проекты и возмонжость работы по специальности

ужасный уход от логичного ответа

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

Плач инфоцыгана

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

ой. Чья бы корова мычала...

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда