Что такое функциональная грамотность, и зачем она нужна?
Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.
Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире.
Как функциональная грамотность отражена в школьной программе?
С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляемым требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности. Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, это не только уделение внимания прикладным вопросам в содержании школьных учебников, но и развитие таких образовательных практик, как «День конвергентного образования», «Урок в музее, парке, усадьбе», «Профессиональные пробы» и т. п.
Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности.
В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижении этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. На этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы, как правило, ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. И если раньше основным показателем, например, читательской грамотности была скорость чтения, то теперь подходы в корне изменились и от учеников требуется осмыслить текст, суметь вычленить главное, найти нужную информацию.
Зачем учить школьников функциональной грамотности?
Те, кто задается подобным вопросом, видимо, искренне считают, что в школу мы ходим ради получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять знания совершенно не нужно.
Москва уже много лет участвует в международных исследованиях качества образования. И одно из основных таких исследований — PISA. Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике.
Последний цикл исследования проводился в 2018 году и затронул более чем 80 стран и территорий.
По результатам этого исследования, московские школьники входят в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Согласно PISA, это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки.
По мере развития человечества детство не только удлиняется, но и существенно меняется. И российские ученые сегодня об этом даже не спорят, а принимают как факт.
За последние шесть лет интенсивность использования интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, и каждый пятый – 9 часов.
Сегодня все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии, и др.
Для учеников "Дома Знаний" с 5-го класса проводится обязательный кружок по функциональной грамотности, на котором ученикам предлагаются к рассмотрению различные задачи.