Альберт Усманов, «ВКонтакте»: Что читать специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году

Евангелист «ВКонтакте» Альберт Усманов составил для ЦП список книг, которые стоит прочесть специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году. По мнению Альберта, учиться ремеслу можно только по фундаментальной литературе — как по маркетингу, так и по математике, типографике и психологии.

2015 год станет очень сложным для российских специалистов по SMM и контент-маркетингу. Они первыми могут попасть под сокращение и не найти новой работы (как в России, так и за рубежом). Во-первых, мало кто действительно понимает, чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании. Во-вторых, они сами откровенно слабы в своей профессии и, зачастую, кроме копирования картинок из Google, мало на что способны. В-третьих, отечественным специалистам по SMM и контент-маркетингу (в отличие от программистов) нечего предложить западному работодателю, который привык к другому профессиональному уровню и стандартам работы.

Чему можно и нужно научится в новом году? Кризис — это всегда возможности. Чтобы остаться на плаву и продолжить продвижение по карьерной лестнице — например, устроиться в приличную компанию, стать руководителем по SMM или перейти на сторону большого маркетинга – нужно учиться. Учиться нужно не на российских тематических конференциях или книгах инфобизнесменов и других «экспертов» по SMM, а на правильной фундаментальной литературе.

В SMM и контент-маркетинге можно выделить два основных направления, в которых следует развиваться — маркетинг и менеджмент. Кроме того, вне зависимости от отрасли, есть дополняющие дисциплины: русский язык и культура речи, социальная и когнитивная психология, управление проектами, поведение потребителей, анализ данных, дизайн и издательское дело. К списку можно добавить все, что касается Customer Experience, однако, на текущий момент в России это направление находится в зачаточном состоянии.

Ниже — перечень материалов, которые имеет смысл изучить в 2015 году. Объем литературы довольно большой, на его освоение может уйти от года до полутора, но оно того стоит. Весь массив разбит по направлениям — основному и дополняющему. Хочу отдельно обратить внимание: не стоит сразу напирать на маркетинг и менеджмент, их лучше чередовать с другими дисциплинами. Иначе есть риск быстро «устать» от этой образовательной программы. Материалы в основном блоке разделены для специалистов и руководителей. Руководителям рекомендуется не обходить стороной те знания, которые получают специалисты, и соединить обе категории.

Кроме того, надо помнить, что все западные авторы предполагают, что читатели знакомы с базовыми концепциями планирования, управления и системного мышления (что в российских реалиях встречается редко). Поэтому имеет смысл подойти к изучению всей литературы целостно, отслеживая взаимосвязи, и возвращаться к уже прочитанным материалам.

Маркетинг и менеджмент

Ознакомившись с основами маркетинга, можно не только стать объективнее, научиться грамотно определять аудиторию, общаться с ней на любом уровне — от дизайна сообщества до создания контента, но и осознать свою пользу для организации и мира. Менеджмент научит принимать взвешенные решения, успевать делать проекты в срок, а также отучит от детского максимализма. Отдельная польза маркетинга и менеджмента для специалистов по SMM и контент-маркетингу заключается в том, что эти знания помогут понять работу большого «маркетингового пирога» — департамента маркетинга или маркетинговых коммуникаций.

Для специалистов

Для руководителей

Дополняющие дисциплины

Изучив книги в этом блоке, вы поймете, как люди принимают решения, с помощью каких инструментов определить желания читателей, как правильно должен быть сверстан текст и скомпонована иллюстрация, а также получите ценные знания о работе с сообществами, как с проектами.

Уверен, что, изучив эти материалы, вы добьетесь прорыва в своих SMM или маркетинговых проектах.

Автор выражает благодарность Андрею Сикорскому, Андрею Себранту и Илье Рудерману за помощь при подготовке статьи.


0
62 комментария
Написать комментарий...
Филипп Концаренко

Помню в «Яндексе» мне сказали: «Если хочешь научиться маркетингу, первым делом выброси все книги по маркетингу».

Очень помогло.

Ответить
Развернуть ветку
Saori Sakaguti

Скажем так - если просто начать читать любые книги, а не только статейки и ленту ФБ, это очень помогает.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Елизаров

а что взамен предложили? можете свою историю рассказать: "что вам помогло научиться маркетингу" ?

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

Это что-то из серии «забудьте всему, чему вас учили»?:)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ksenia Smirnova

краткое содержание статьи: читайте все подряд - иногда вам будет попадаться что-то стоящее.

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Marchenko

Имхо, специалисту по SMM и контент-маркетингу нужно прочитать следующие книги:

1. "Психология влияния" Чалдини.
2. Полное собрание сочинений Достоевского.

В 2015 году специалистам данной категории стоит обратить особое внимание на следующие книги:
1. "Справочник каменщика. Практическое пособие." ( Самойлов, Левадный.)
2. "Справочник молодого штукатура" (М. М . Лебедев, Л. М. Лебедева, М., 1989)

Ответить
Развернуть ветку
Boris Vorfolomeev

Прочитав это всё можно универ закончить, а не только "добиться прорыва в SMM"

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кудрявцев

Вопросы вызывают Курс высшей математики (зачем?) и Руководство к PMBoK 4 (почему не 5?)

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Понты никто не отменял.

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

PMBoK 5 конечно не нужно сдавать, но пролистать следует. В целом это пособие будет крайне важно для всех маркетологов, т.к. большая их часть очень плохо понимает специфику работы проектного управления. Что касается математики, то это вообще бич. Большая часть SMM реально не могут «две цифры» сложить.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Budanov

50 книг. 50. Комментарии: "это год читать" и "можно универ закончить". Что с вами не так, люди?

Ответить
Развернуть ветку
Boris Vorfolomeev

Это не художественная литература. Ты сможешь за пару дней прочитать курс высшей математики? Или хотя бы PMBoK? Я уже не говорю о "Справочнике издателя и автора". Это я привел только 3 книги. Из 50.
Подобные книги должны не просто "глотаться", а "изучаться". И года на это явно мало.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolay Talanov

А что насчет литературы на лето?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Тютюнджи

В подборке, озаглавленной "что читать в 2015", наверное, все же ожидаешь увидеть более свеженькую и актуальную литературу и статьи. Конечно, есть долгоиграющие работы, но ведь наука и практика не стоят на месте...

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Вообще, смотреть на чужие подборки, хуй пойми составленные по какому принципу, глупо в своей сути. И в 14-ом и в 15-ом.

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

Знаете, у давайте рассмотрим пример «новой фундаментальной литературы». Для примера, возьмем бестселлер Майкла Портера — «Конкуренция». Он выпустил эту книгу в 1998 году и она была встречена рынком очень хорошо. Она была вполне нова и произвела целую революцию в бизнесе. Однако, большая ее часть была написана в 80-х годах — в книге «Конкурентная стратегия».

Когда мы говорим о чем-то новом, то это будет не литература, а исследования, которые, например, можно без труда найти на сайте MIT. Эти исследования можно понять и использовать только тогда, когда вы понимаете «не новые» законы и принципы работы. Но, если вы этим интересуетесь не просто для красного словца, то непонятно, зачем вам нужен SMM и работа в России.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Albert Usmanov

А вообще, про все новое и модное хорошо написано в книге «Простите, я разрушил вашу компанию» — выше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Maxim Polkunov

Читал примерно штук 10 из списка, порадовало присутствие социолога(а точнее почти философа, потому что те, основной посыл книги почти эзотерический) - Маклюена.
Вот оно там зачем для маркетологов?)
Я его по задачам ВУЗа еле в себя впихнул. Какую цель будет преследовать маркетолог читая эту книгу, мне лично непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Список большой, прям список литературы на летние каникулы. Слабо верится, что сам автор знаком со всеми книгами.

Ответить
Развернуть ветку
Antony Sedov

О да, Талеб прекрасен. Советую еще его Антихрупкость прочесть.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Допельгерц

Талеб -- просто господь

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

Антихрупкость — прекрасный труд, но он сложен для восприятия, учитывая багаж знаний среднестатистического SMM-менеджера

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Tatyana Kulagina

Спасибо за совет, Антихрупоксть почитаю. Потому что "Под знаком непредсказуемости" что-то не пошла.

Ответить
Развернуть ветку
Grelllllllllli

Читаю как раз "Живую Типографику"

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кудрявцев

Вместо «Живой типографики» полезнее почитать Кричевского — «Типографика в терминах и образах»

Ответить
Развернуть ветку
Егор Жохов

По мне так пора начать отличать social media marketing и social media management и формировать списки литературы исходя из этого разделения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ревин

По моему мнению, читать и развиваться должен каждый человек. Список литературы довольно интересный.30% из вышеперечисленного было мною прочтено. Хочу сказать, книги с хорошим глубоким смыслом. Большинство наверняка нужно использовать в качестве настольных. Спасибо автору!

Ответить
Развернуть ветку
Leo Overlight

А я уж было подумал, что это Альберт Алишерович Усманов, а просто однофамилец оказался. :(

Ответить
Развернуть ветку
Анна Тараченко

спасибо за статью и рекомендации. обязательно выберу что-то для прочтения)
а те кто голосят о том, что smm-щику это не нужно: ребят, ну тогда читайте новостные ленты MDK- там кладезь информации для Вашего саморазвития. Ваш уровень.

Ответить
Развернуть ветку
Erih Типельскирх

интеллектуалы в треде

Ответить
Развернуть ветку
Erih Типельскирх

какой-то смешной список, автор явно их все не читал. Например, он рекомендует читать Щедровицкого, при этом совершенно не понимая что "Оргуправленческое мышление", собственно неполная запись лекций, в которых человек не знакомый с методологическими изысканиями ММК поймет немного, а учитывая, ГП постоянно обращается к материалам параллельных ОДИ, то тем более.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Finagin

И все-таки "чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании"?

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Справедливости ради, польза есть, но от единиц. Там, где заканчиваются условные котики, шэйры и прочая хуета и начинается PR. Не ради PR, а ради отношений с брэндом. Отношений не ради продажи, а ради отношений. Остальное— говно и филиппкиркоров. Всё субъективно, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Давно ждал, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Иљя Коробов

Не расстраивайтесь так, водители автобуса всегда нужны и зарплата там достойная.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Енин

50 книг, как раз год читать. Неделя на учебник/монографию, при вдумчивом чтении и отработке доп.материалов

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Ромеро

Я как человек с высшим образованием по специальности "Менеджер" и получивший степень магистра менеджмента, хочу сказать, что большая часть книг (за исключением Друкера и Котлера)- бульварные "бестселлеры", особенно Талеб. Считается чуть ли не дурным тоном. А с трудами Друкера и Котлера знаком каждый первокурсник, который обучается в ВУЗе на экономических специальностях. Рада, что хоть эти две фамилии встретились в перечне.

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

Думаю, вам не составит труда выделить и пояснить, какие из книг являются бульварным чтивом;)

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

Елена Масолова очень рекомендует Талеба, кстати. Она окончила Вышку и сделала Дарберри, который в итоге купил Групон.
Наверное, разные школы предпочитают разные подходы и разных авторов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токмаков

Мы бы жили в другом мире, если бы все Бульварное чтиво было как Талеб. Одураченные случайностью, Лебедь, Антихрупкость.

Как думаете, кстати, какой процент студентов экономических специальностей прочитал Котлера? 5%? А понял? Учитывая отсутствие практического опыта это очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Sheneman

Рекомендую специалистам по SMM в кризис почитать ХэдХантер и газету "Работа". Вторую можно получить бесплатно возле метро.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Георгий Стешенко

"Управление контент-маркетингом" на 90% состоит из описание того как выбить денег на контент маркетинг, и практически не описывает как его проводить. Имейте в виду

Ответить
Развернуть ветку
Яков 实力

Вообщем читать не когда, очень много работы.

Ответить
Развернуть ветку
Sana Paritova

Чтобы не быть оторванными от реальности, можно еще почитать микроэкономику (managerial economics), например, Юданова

В целом список хороший.

Ответить
Развернуть ветку
Sana Paritova

Не согласна с тем, что "не для смм, а для понтов". Все, кто связывает компанию с общественностью, должны быть разносторонними в плане мышления. А фундаментальные учения дают не навыки, а вправляют мозг в нужном направлении как раз

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Шмаков

Среднестатистический SMM-щик это читать не будет, потому что он книжки не читает, потому что еще в школе.

Так то SMM-щик и на хабре должен зависать, чтобы быть в курсе технологий и различных вариантах их использования.

Единицы заглядывают в раздел API социальной сети, а если и заглядывают, то заканчивается всё на "виджетах". Так бы у нас было гораздо больше интересных SMM-инструментов.

Часть книг, которые перечислены можно читать чуть-ли не через страницу, потому что написаны для всех и достаточно много воды или повторений идеи всёй книги.

Если говорить про менеджмент, то я бы добавил список Zappos: доставляя счастье. Интересно описан процесс построения компании, важность контроля процессов (логистика, склад), корпоративная культура и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Каменщиков

Доля правды есть, так как я большинство из списка не читал :) Но покупал платные курсы. Не с того может начал) Во всяком случае честная зарплата вот уже долгое время начисляется за труды.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Kulagina

Тонко так с орфографическим словарем :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Rosov

Некоторые читал..и я думаю, SMM спецу они точно нафиг не уперлись...Откуда такие глубокие рекомендации??Из личного опыта? Тогда вопрос Фелан и Лебедев, к примеру зачем тут? Для общегоразвития?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Гена Ант.

Математика? Дифференциальные уравнения для маркетолога? Сразу видно, что ты, друг, не осилил матанализ, раз не знаешь что ты советуешь.

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

По дизайну и около того в списке ровно то, что я сама новичкам рекомендую, по когнитивной психологии (из того, что я читала) — отличные книги (хотя я бы их в другом порядке предлагала), Талеб и Друкер — тоже мастодонты.
Не вижу, почему этот список так ругают. Единственное предположение: он бесструктурен, собран в формате «а, еще вот это почитай».

Про SMMщиков: они все очень разные по уровню: есть те, кто предлагает скидки за вступление в спамогруппы, а есть люди, которые сделали каталог одной из коллекций IKEA в Инстаграм @ikea_ps_14. Когда нынешние специалисты «подрастут», произойдет качественный скачок в профессии вцелом, и это будет уже совсем другая, очень мощная история. Все новые профессии начинались с самодеятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Ковалева

будь со мной

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Bushkov

Прочитал большую часть книг из этого списка. 70% предложенных книг вообще не про смм и маркетинг. Похоже не статья, а понты. Ну, как и весь смм, собстна… )

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Рисов

судя по комменту, читатель ты невнимательный и невдумчивый.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Shibaev

ваш фейсбук вот сплошные понты, а это вполне адекватные книги для саморазвития сммщика и маркетолога.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Читать все 62 комментария
null