Как за 1-2 месяца подготовиться к IELTS, чтобы точно сдать минимум на 7.0

В конце прошлого года ко мне за консультацией обратился Михаил. Его запрос был сформулирован именно так, как название этой статьи. В этом материале перескажу главное из нашего разговора. Будем считать, что Михаил оплатил консультацию для аудитории vc. Почитайте или сохраните в закладки, особенно если в планах релокейт с доходом в валюте и необходимость в IELTS.

Любовь Салихова
Расскажу, почему можно, но — скорее всего — у вас не получится. И это нормально

Для понимания контекста: Михаилу чуть за 30, он работает аналитиком в известном российском банке, английский учил более-менее системно в средней школе, но с языковым уклоном. После — была пара эпизодов с онлайн-курсами. IELTS решил сдавать в рамках подготовки к переезду с поиском новой работы с зарплатой в евро.

Дочитайте до конца — там список обязательных, очень классных и бесплатных ресурсов про IELTS. И там же рассказываю, что такое «регулярный психологический чапалах» и как от него увернуться.

Начнем с пункта номер ноль.

Точно узнайте, какой именно IELTS предстоит сдавать

IELTS бывает 3-х видов: general, academic и life-skills. Не буду утомлять вас подробностями, для простоты вот ультракоротко:

  • general понадобится для переезда по работе;
  • academic — для учебы за границей (в США некоторые ВУЗы попросят TOEFL, но это другая история);
  • life-skills, как правило, сдается членами семьи того, кто переезжает по работе или учебе. В основном актуально для UK.

Михаил про это не подумал — он пытался готовиться к абстрактному IELTS, не вдаваясь с детали. Это не создаст сложностей, если до экзамена 6+ месяцев. Но если меньше — а так обычно и бывает — времени может не хватить на то, чтобы адаптироваться к особенностям определенного формата.

В частности: в academic нужно описать график, а в general — написать письмо, причем письма суперразные, от «письмо другу с приглашением на свадьбу» до «письмо в банк с просьбой одобрить кредит». Без подготовки и понимания контекста такое сделать сложновато, есть шанс на ровном месте потерять баллы.

Самый простой ответ на вопрос «а как понять, какой сдавать?» — спросить там, куда планируете предъявлять результаты IELTS. А то вдруг там TOEFL хотят. Или сертификаты вообще не нужны, достаточно будет интервью.

Можно ли быстренько подготовиться за 1-2 месяца

Моя любимая категории вопросов из разряда «на что нажать, куда положить деньги и что сказать, чтобы все стало хорошо и правильно». Как мы с вами уже поняли — быстро, легко и без проблем редко что в жизни получается. Для подготовки к IELTS или подобным экзаменам правило тоже работает.

Однако быстренько подготовиться на результат 7.0 из 9.0 все-таки можно.

Для этого нужно собрать комбо одновременно из всех пунктов:

  • соответствующий бэкграунд (языковая школа, релевантное образование, опыт жизни в среде носителей длительное время) и как следствие — неплохой уверенный английский;
  • вы находитесь в контексте прямо сейчас, активно практикуете навык по работе или в жизни;
  • гарантированно найдете 2-3 часа в день 3-4 раза в неделю на подготовку;
  • у вас точно есть предрасположенность, а также свободный когнитивный ресурс aka мыслетопливо на это дело;
  • есть деньги и контакт хорошего преподавателя или ментора по IELTS.

Суровая правда в том, что такое роскошное сочетание встречается почти никогда. В основном теги следующие: ипотека, работа, житейские дела, проекты-дедлайны, зубы надо сначала вылечить, на майские приезжает теща, а потом уже IELTS, курсы программирования и остальное.

Поэтому для 95% людей ответ такой:

качественно подготовиться за 1-2 месяца, чтобы сдать на 7.0, нельзя.

Как правильно начинать подготовку

За 10+ лет практического опыта вывела для себя фундаментальное правило, применимое почти для всего. Чтобы понять, откуда стартовать и как достичь результата, нужно четко понимать начальные условия. Без подробной аналитики текущего уровня дальнейшее — суета и движение «по стеночке на ощупь». Да, у некоторых получается, но вероятность, что и вам тоже повезет, простите, «крайне мала!».

И еще дополню: протыкать пару онлайн-тестов из выдачи Гугла не имеет ничего общего с пониманием начальных условий. Для этого стоит пройти полноценную диагностику с подробным анализом каждого навыка и — что не менее важно — получить понимание, а как именно вам нужно действовать, чтобы улучшить именно вашу ситуацию. Кто-то хорошо воспринимает на слух, но вообще не запоминает визуальную информацию. У кого-то невероятно развит ассоциативный навык, кому-то нужна практика в группе, кто-то точно ничего не будет делать самостоятельно, поэтому ему нужны регулярные занятия с преподавателем 1 на 1.

Недавно я публиковала здесь на VC большой материал про основные типажи студентов на курсах дополнительного образования для взрослых. Там про это подробно написано, посмотрите ↗

Люди разные — и на первичной диагностике нужно понять «а вы какой».

Но раз у нас разговор про IELTS, а там обычно ситуация такая: человек нацеливается на сдачу экзамена, когда какие-то навыки уже имеются, а уровень около уровень B1+ или высокий intermediate. Это значит, что английский в жизни уже стабильно присутствует, пусть даже на уровне эпизодических курсов и несложной коммуникации по работе.

На схемках нарисовала, как уровень B1+ бьется с золотым стандартом IELTS — общий балл 7.0 по всем частям.

Как видите, базового уровня В1+ точно не хватит, чтобы по критериям экзамена получить высокий балл, 7+. 7+ — это уровень владения C1, Advanced. 

Может показаться, что задача подготовки к экзамену прозрачна: есть четыре части, просто дотяни свои 4 скилла до примерно похожих на 7.0 — в конце концов, на экзамене же нет заданий типа «какой тут предлог», «раскройте скобки» или «впишите артикль».

Тем не менее, чтобы успешно справиться со всеми частями, важно понимать, что кроется за этими разделами. Если грамматика и лексика — очевидные критерии, то вот со стилистикой сталкивались не все, а это важно для письменной части. Условные письмо в банк или записка другу должны быть написаны в соответствующих стилях, равно как и эссе с описанием графика.

Чтобы лучше проиллюстрировать многообразие задач — нарисовала схему, посмотрите. Она про то, что для успеха по всем направлениям и для высокого балла, нужно равномерно развивать разные навыки.

Все навыки, из которых состоит комплексное владение любым языком. 

Еще один важный фактор — ограничение по времени, он же цейтнот. Аудирование дадут послушать только один раз, на две письменных работы отводится час, в части спикинг есть задание, где нужно говорить от одной до двух минут и не факт, что перед вами будут часы. В обычной жизни мы пишем и говорим столько, сколько нужно, без таймера. Для экзамена придется научиться быстро писать и слаженно отвечать на вопросы за отведенное время.

Что там самое сложное

Самое сложное — сдать writing и speaking. Reading и Listening практиковать сравнительно легко, это можно делать просто по пути на работу или пока стоишь в очереди. Writing и speaking по понятным причинам сильно сложнее.

А IELTS оценивается в комплексе. Это значит, что скорее всего не получится очень хорошо сдать 3 части, напрочь завалить четвертую, и все равно получить нужный балл. Более того — некоторые университеты и работодатели требуют, чтобы по каждому критерию был балл не ниже установленного.

И все это означает, что для успешной сдачи нужно, во-первых, укрепить сильные стороны, во-вторых, подтянуть отстающее. Причем это нужно делать одновременно, учитывая специфику механизма оценивания: важно знать, на что будет смотреть экзаментор, как «хакнуть» его работу, а чего делать категорически нельзя. Уже на этом можно легко как повысить свой результат на 1-2 балла, так и понизить его на это же количество баллов.

Взяла картинку с нашего сайта, где очень хорошо визуально показана та же мысль. 

Собственно с Михаилом мы как раз с этого и начали — узнали, как плохо обстоят дела с writing и speaking, и одновремено начали готовиться именно к формату.

И как это сложное победить-то

П — практика. Извините, но другого решения у меня для вас нет. Надо много раз делать одно и то же, анализировать результаты каждой новой попытки, и пробовать опять, уже с новым опытом. Через 1-2 месяца и 20-30 попыток это станет рутиной, и на экзамене даже не заметите, как справились с тем, что вызывало боль пару месяцев назад.

И теперь пошагово:

  • делайте сэмплы. В интернете тьма заданий, похожих на то, что будет на экзамене. Крутите их по кругу много-много раз. В конце статьи будет список ресурсов, где это все лежит.
  • взаимодействуйте с экспертом/преподавателем, чтобы получать подробную обратную связь и понимать, что подкрутить, а что уже хорошо. Рекомендую не слушать тех, кто «Да я сам подготовился безо всяких преподавателей и курсов, сдал на 7.5» — про комбо из условий я писала выше.
  • грамотно распределяйте усилия, делайте все равномерно. Не пытайтесь в один день написать 10 эссе, а потом неделю разбирать эту пачку. Такой метод просто не сработает на улучшение нужных навыков, только накинет вам сложностей.

А как улучшать speaking для IELTS, если вокруг нет носителей

Минутка инфоцыганщины, но так надо:

для начала — измените мышление.

Что?

Есть люди, которые сами по себе не очень словоохотливы: отвечают односложно, просто, скупы на лексику и эмоции. Мы делаем офлайн- и онлайн-разговорные клубы и там наблюдаю участников, которые вроде как пришли практиковать говорение и социализацию, но на вопрос: ”So tell us about your weekend, was it fun?” отвечают "Good, I was at home”. И все. И если спросить “Ok and what did you do? Anything special or exciting?” они такие: "I watched Ted Lasso”. И молчат.

Это наш разговорный клуб в баре STOY на Добрынинской в Москве. В этом же помещении и кофейня Cosmic Latte — видите, кто-то с сидром сидит, а кто-то с кофе. 

Если тот же принцип применять на IELTS — вы точно недоберете баллов. Экзаментор не сможет оценить speaking, если отвечать также. Там нужен в хорошем смысле подвешенный язык и умение подробно и разнообразно рассказывать о разных вещах, даже скучных и безнадежно бытовых.

Например, может быть такое:

  • Talk about the last time your whole family got together.
  • What kind of furniture do you have at home?
  • Describe a positive change in your life.
  • What are the advantages of living in a city?
  • What are the types of food that people eat in your country?

А так, инфоцыганского авторского вау-решения, чтобы «на вебинаре за 15 минут существенно улучшить произношение и научиться британскому акценту» у меня нет. Тут суровая рутина: чтобы говорить — надо говорить. Все. Для этого все средства хороши, и вы про них точно знаете и без меня, но на всякий случай тезисно обозначу:

  • Разговорные клубы. В нашей школе есть ежедневный онлайн-движ в Discord с разными темами и форматами, чтобы разным людям было полезно и весело. В любом крупном городе почти наверняка такое есть и офлайн.
  • Голосовой дневник. Можно реализовать где угодно, хоть в сохраненках или закрытом канале в Телеграме. Нужно записывать голосовые или кружочки с описанием дня, планами на выходные, новыми идеями, да и вообще чем угодно. Как умеете.
  • Занятия с преподавателем — чтобы вовремя корректировать ошибки, и получать рекомендации.
  • Много слушать. В контексте изучения иностранных языков то, что мы слышим, тесно связано с тем, как мы говорим. Не забывайте слушать подкасты, смотреть сериалы и Ютуб, чтобы было, откуда взять новую лексику, грамматику, аутентичное произношение и паттерны интонации.

Суперважно, чтобы лексика впиталась — она должна уйти в активный словарный запас, из пассива в ответственный может вы просто не сможете это достать.

Что делать с акцентом

Страх «Ой, а вдруг я буду звучать как колхозник со своим рунглишем, все вокруг меня засмеют и подумают, что я тупой. Мне же еще дед говорил: молчи, за умного сойдешь».

Есть отдельная долгая история про то, почему эта установка в корне неправильна и надо от нее как можно скорее освободиться. И еще про то, что любой акцент — это вообще-то «фишечка» и многие считают эту особенность даже милой. Но мы тут про IELTS, а там требование следующее:

речь должна быть потоковой, звуки понятны, экзаменатору не приходится напрягаться, чтобы понять смысл сказанного.

Все.

То есть тренировать произношение все-таки стоит, но упарываться и суетиться по поводу наличия акцента точно не надо. Если попадаете под вышеуказанное требование — все нормально.

На каких ресурсах стоит позависать

  • https://www.ielts.org — официальный сайт. Советую подробно изучить разделы про форматы экзамены и критерии оценки разных частей.
  • приложение IELTS Tips — в течение месяца ежедневно присылает полезные советы про экзамен и рассказывает стратегии выполнения заданий. Помогает узнать что-то новое про задания и сохранять мотивацию.
Это приложение IETLS Tips, каждый день приходит нечто такое. Рекомендую. 

IELTS-up — примеры заданий, ключи для частей listening и reading, примеры правильно выполненных заданий для speaking и writing. Тем, кто растерялся от форматов письменной части — эссе, письмо, описание графика — советую присмотреться к разделу vocabulary for writing. Набор минималистичный, но его точно хватит.

https://ieltsliz.com — сайт эксперта по IELTS, которая практикует с 2008 года. Много полезного — от сэмплов заданий по всем частям до примеров их выполнения и анализа, почему одна работа более удачная, чем другая. Ценнейшая подборка для части listening с заданиями типа «учимся писать имена», «правильно пишем города и улицы», «быстро пишем цифры на слух» и прочее.

https://www.ielts.org/ielts/free-trial-test — платная репетиция экзамена. Сертификата не будет, но скажут баллы. Походит для тех, кто сильно переживает и располагает средствами для предварительной оценки своего уровня теми же экспертами, которые будут настоящий экзамен проверять.

https://ieltsonlinetests.com/ — свеженькие задания с IELTS с таймером и ключами.

Понимаю, что мне надо будет, но лень — что делать

За 10+ лет опыта работы со взрослыми людьми я пару тысяч раз слышала один и тот же тезис, что вот надо, конечно, но что-то как-то лень — как себя заставить? Удивительный вопрос: как будто результаты начинаются только после достижения определенного уровня насилия над самим собой.

В контексте подготовки к IELTS и к подобным тестированиям вот короткий простой ответ, который сэкономит массу ресурсов и нервов. Совет такой: забейте. Если лень, если хочется отложить, если сначала надо разобраться с делами, а потом уже приступить — не обманывайтесь. Значит задача не в приоритете, отстаньте уже от себя и вернитесь к этому потом, когда начнет подгорать.

На эту тему есть видос от Тима Урбана, автора блога waitbutwhy.com. Он подробно и понятно рассказывает, как устроено сознание прокрастинатора, и почему дела начинают делаться только когда появляется панический монстр.

Это довольно старый и для искушенной аудитории боянистый видос, но от этого он хуже не стал:

Посмотрите, если не видели и если вам релевантна тема прокрастинации. Есть русские субтитры.

Напоследок — про регулярный психологический чапалах

Не перестаю удивляться, как при всех преимуществах наша система образования умудряется оставлять людям еще и нечто, которое я называю «регулярный психологический чапалах». То есть может это и не травмы, но неприятно и уж точно необязательно.

Возможно, вы тоже помните, как учителя в школе за пару лет перед ЕГЭ регулярно внедряли в наши еще неокрепшие сознания мысль, что ЕГЭ — это первый важнейший рубеж жизни. Что все мысли должны быть заняты только экзаменом. Что вы шли к этому 10 лет. Что ЕГЭ — проверка на прочность. А некоторые особенно чувственные не стеснялись формулировок: «От его результатов — без всякого преувеличения — зависит вся ваша последующая жизнь».

Потом конечно стало понятно, что это преувеличение и еще какое, что те тетеньки явно жили в делирии из спущенных сверху программ, дидактических материалов — что бы это ни значило для 13-ти летних людей — и пособий подготовки к ЕГЭ, с которыми они носились как с писаными торбами. В итоге в сознании некоторых людей установка суетного пиетета к любым экзаменам сидит так крепко, что никуда не девается даже в зрелом возрасте.

Это я все к чему — если/когда будете сдавать IELTS, относитесь к этому проще. Это не значит, что можно забить и с утра перед сдачей посмотреть тиктоки по тегу #ielts , и так явиться на экзамен. Но и эмоционального упадка испытывать не надо. Максимум, потеряете деньги и какое-то количество времени, но если что — пересдадите.

У меня был студент, который сдал экзамен 3 раза за 3 месяца. Каждая новая попытка давала результат на 0.5 лучше, в итоге необходимые 7.0 он получил и уже 2 года счастливо тимлидит где-то в Нидерландах.

На этом все, спасибо за внимание. Если есть что обсудить — не стесняйтесь написать в комментарии, постараюсь ответить всем.

Подписывайтесь на мой блог — там весело и подробно рассказываю про системное изучение английского для взрослых, чтобы улучшить навыки для работы или просто для себя. Еще там есть смешные санкционные Тиктоки.

Ссылка вот:

0
164 комментария
Написать комментарий...
Иванов Иван Иванович

Блин вот с говорением самая запара, очень стремно ходить на разговорные клубы с другими людьми пока английский слабый. Может есть какие-то инструменты для стесняшек?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr K.

Мне помогает такая штука:
Если есть под рукой ручка и листик, то письменно, если просто на прогулке или пробежке, то устно, попытайся рассказать что-то своему собеседнику: как прошёл твой день, планы на выходные, описать мем, интересную историю из жизни.
Итог: помогает структурировать мысли, развивает навык заменять незнакомые слова синонимами или объяснять их своими словами, развивает привычку мышления на английском..помогает выявить, часто используемые в разговорной речи, слова, перевод которых стоит запомнить и это сделает твои «английские игры разума» интереснее и продуктивнее

Ответить
Развернуть ветку
161 комментарий
Раскрывать всегда