Бесплатный тест на СДВГ для детей и взрослых: онлайн-тестирование на синдром дефицита внимания и гиперактивности
Тест на СДВГ Вендер-Юта — это методика ретроспективной оценки, позволяющая определить, проявлялись ли у человека симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детстве и насколько они сохраняются во взрослой жизни. В основе теста лежит анализ субъективных воспоминаний о детском возрасте, что помогает выявить типичные черты заболевания: проблемы с концентрацией, импульсивность, эмоциональную нестабильность. Хотя тестирование на СДВГ не может заменить профессиональную диагностику, его результаты часто используются как предварительный этап перед консультацией с врачом.
Тест на синдром дефицита внимания и гиперактивности
В ходе теста необходимо вспомнить свое поведение в возрасте 8–11 лет и оценить степень его соответствия предложенным утверждениям. Варианты ответов: «не согласен»/«никогда»» – 0 баллов, «иногда»/«средне» – 1 балл, «часто»/«скорее да» – 2 балла.
Итак, вы:
1. Были непоседливым, активным, беспокойным ребенком, всегда находился в движении
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
2. Имели сложности с концентрацией внимания, вас было легко отвлечь
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
3. Испытывали страх перед какими-то событиями, явлениями
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
4. Были тревожным и мнительным ребенком, нередко беспокоились по пустякам
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
5. Обладали «горячим» темпераментом, были вспыльчивы, легко выходили из терпения
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
6. Были невнимательны, мечтательны, склонны к «витанию в облаках»
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
7. Страдали от вспышек гнева, устраивали истерики, капризничали
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
8. Скорее были застенчивым, ранимым, чувствительным ребенком
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
9. Были суетливы и неусидчивы
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
10. Имели проблемы с нехваткой терпения и упорства, не умели доводить начатое до конца
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
11. Были упрямы, ничто не могло склонить вас к тому, чтобы отказаться от задуманного
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
12. Часто грустили, находились в подавленном, мрачном настроении
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
13. Не получали радости и удовлетворения от того, что приносило удовольствие сверстникам
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
14. Были проказником, отчаянно шалили, ввязывались в рискованные проделки
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
15. Росли непослушным, дерзким, мятежным ребенком, не считались с авторитетом взрослых
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
16. Имели низкую самооценку
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
17. Были раздражительны
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
18. Любили компании, были общительным и дружелюбным
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
19. Были эмоционально неустойчивым ребенком, с регулярными перепадами настроения
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
20. Пользовались популярностью среди сверстников
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
21. Были гневливы и агрессивны
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
22. Отличались организованностью, опрятностью, прилежанием
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
23. Были импульсивны (сначала действовали или реагировали, и лишь потом думали)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
24. Отличались пониженной ответственностью за собственное поведение
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
25. Испытывали вину и сожаление после ряда поступков
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
26. Теряли контроль над собой (своими словами, эмоциями, поступками)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
27. Имели склонность поступать неразумно, нелогично
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
28. Были непопулярным ребенком в детской среде, не имели или часто теряли друзей
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
29. Не умели проигрывать, признавать поражение или победу других (в играх, спорах)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
30. Страдали от недостатка координации, поэтому не любили спортивные игры
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
31. Боялись утратить контроль над собой (поступками, чувствами, словами)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
32. Обладали хорошей координацией и точностью реакции, побеждали в активных играх, имели статус лидера в командных видах спорта
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
33. Убегали из дома
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
34. Дрались и принимали участие в групповых драках
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
35. Приобщались к травле и преследованию других детей
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
36. Претендовали на роль «главаря», «заводилы», «босса» в среде сверстников
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
37. Были сонливы, вам было трудно вставать по утрам
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
38. Играли роль «ведомого», следовали мнению лидера компании, легко поддавались влиянию
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
39. Имели проблемы с авторитетами (учителями, другими взрослыми)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
40. Были несгибаемы в собственных убеждениях и установках, не могли смотреть на вещи под другим углом, с точки зрения оппонента
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
41. Имели проблемы с полицией (состояли на учете)
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
42. Учились хорошо и легко, в целом были способным учеником
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
42. Учились не очень хорошо, в целом учеба давалась с трудом
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
45. Медленно учились читать, испытывали сложности с написанием слов «задом наперед»
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
44. Писали с ошибками, имели большие сложности с грамотой
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
46. Не любили математику, испытывали трудности в операциях с числами
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
47. С трудом овладели письмом, имели неразборчивый почерк
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
48. Могли хорошо и бегло читать, но не испытывали от чтения удовольствия, не могли сразу вникнуть в смысл прочитанного
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
49. Учились в целом хуже, чем позволяли ваши интеллектуальные способности, не достигали потолка потенциальных возможностей
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
50. Оставались на второй год
- не согласен/никогда
- иногда/средне
- часто/скорее да
Тест на СДВГ: расшифровка
Определите итоговый результат, сложив набранные баллы. Если, оценивая свое детство, поведенческие особенности и черты характера, вы набрали:
Менее 20 баллов — низкая вероятность СДВГ.
Симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания и гиперактивности, маловероятны. Если у вас нет выраженных трудностей с концентрацией, организацией дел и эмоциональной регуляцией, дополнительная диагностика, скорее всего, не требуется.
От 21 до 46 баллов — возможное наличие симптомов СДВГ.
Если вы замечаете сложности с вниманием, импульсивностью или гиперактивностью, стоит изучить проблему подробнее. Возможно, имеет смысл обратиться к специалисту (неврологу, психиатру или клиническому психологу) для уточнения диагноза и обсуждения возможных стратегий коррекции.
47 и более баллов (из 100 возможных) — высокая вероятность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (более 85%), а также значительный риск сопутствующей депрессии (более 80%).
В этом случае рекомендуется обратиться к врачу для детальной диагностики и возможного подбора индивидуальной терапии, включая поведенческую терапию, когнитивно-поведенческие техники или медикаментозную поддержку.
История теста Вендер-Юта для диагностики СДВГ
Тест на СДВГ Вендер-Юта был разработан в 1993 году группой исследователей из Университета Юты под руководством Пола Вендера (Paul H. Wender). Первоначально методика создавалась для проведения теста на СДВГ у взрослых, поскольку на тот момент заболевание считалось исключительно детским расстройством, и четкие критерии его проявления у взрослых отсутствовали.
Разработка теста была основана на наблюдениях за пациентами, которые в детстве демонстрировали типичные симптомы СДВГ (импульсивность, невнимательность, гиперактивность) и сталкивались с теми же трудностями во взрослой жизни. В отличие от большинства других опросников, которые фокусируются на текущих симптомах, Вендер-Юта оценивает прошлый опыт человека, помогая определить, проявлялось ли расстройство еще в детстве.
Вопросы теста были сформулированы на основе клинических данных и анкетирования взрослых пациентов, которым ранее был диагностирован СДВГ. Исследователи выделили ключевые поведенческие характеристики, присущие детям с данным расстройством, и адаптировали их для ретроспективной самооценки.
Первоначально шкала Вендер-Юта использовалась только в научных исследованиях, но со временем ее начали применять и в клинической практике как инструмент предварительного скрининга. Методика доказала свою эффективность, поскольку позволяет с высокой вероятностью выявлять взрослых с невысказанным в детстве диагнозом СДВГ. Сегодня тест Вендер-Юта широко применяется в психиатрии и психологии для оценки симптомов у взрослых, помогая определить необходимость дальнейшего обследования и коррекции состояния.