{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как снизить издержки и экономить на комиссии по эквайрингу

Траты на эквайринг часто кажутся бизнесу незначительными: ставка комиссии небольшая, всего несколько процентов от месячного оборота. Но если дело касается турагентства или другого малого предприятия, где маржинальность до 10–15%, то здесь ставка даже в 2% «съест» 20% прибыли.

В малом бизнесе лишних денег нет: если предприятие будет терять по 100 рублей в месяц, то в конце года потеряет 1 200 рублей. На эти деньги можно было бы купить коробку чековой ленты. А 20% оборота — это не одна коробка чековой ленты.

Другая ситуация — крупный бизнес. Например, федеральная сеть продуктовых магазинов. Оборот большой, и в каждой точке нужно эквайринговое оборудование. Если бизнес платит даже 1,5% — при пересчете на рубли это миллионы и десятки миллионов рублей. Эти деньги могли пойти на развитие бизнеса.

Кажется, что сэкономить на эквайринге можно, купив оборудование через интернет за пару-тройку тысяч рублей. Некоторые бизнесмены так и поступают — а потом страдают от того, что клиенты не могут расплатиться: терминал устарел, не принимает бесконтактную оплату и не синхронизируется с онлайн-кассой.

Экономия должна быть разумной. Расскажем, за счет чего можно безопасно сэкономить на ставке по эквайрингу.

Из этой статьи вы узнаете:

Из чего складываются расходы на эквайринг: комиссии, траты на персонал и оборудование

Процесс эквайринга организует банк или процессинговая компания, которые предоставляют услугу бизнесу. Для клиента все расходы уже заложены в стоимость услуги.

Чтобы понять, на чем можно сэкономить, стоит разобраться, из чего складываются затраты банка:

  • межбанковская комиссия (Interchange reimbursement fee, или IRF) — банк, который предоставил оборудование (банк-эквайер), платит банку, который выпустил карту (банку-эмитенту);
  • комиссия платежной системы — за пользование пластиковой картой берут процент платежные системы Visa, MasterCard, «Мир» и пр.;
  • процессинговые услуги — перевод, зачисление денег и др.;
  • оборудование — банк покупает терминалы для эквайринга и предоставляет их бизнесу. Банк их обслуживает, меняет программное обеспечение по мере надобности, следит за тем, чтобы оборудование принимало платежи по новым технологиям;
  • зарплата персонала — банк нанимает технических специалистов, сотрудников службы поддержки, бухгалтеров и т. п.

Только межбанковские комиссии и комиссии для платежной системы «заберут» у бизнеса, который не относится к льготной категории, в среднем 1,6 – 1,7% от оборота (при условии, что банк-эквайер не крупнейший российский банк-эмитент: у того до 50% всех операций проходили бы по собственным картам, в своей эквайринговой сети и поэтому без межбанковских комиссий).

Если добавить стоимость оборудования, процессинга, зарплату персонала и маржу эквайера (в среднем 0,1 – 0,2%) — получается 1,9 – 2,5% в зависимости от объема операций.

Когда банк-эквайер оптимизирует часть этих расходов, он может предложить выгодные условия для клиентов.

Как уменьшить ставку по эквайрингу: проверить наличие льготы и установить бесконтактную оплату

Основная составляющая эквайринговой комиссии — это IRF (Interchange reimbursement fee, в переводе «Взаимообменный комиссионный сбор»). Его эквайер выплачивает эмитенту карты.

Размер сбора зависит от:

  • категории карты (стандартная, золотая, платиновая и т. д.) — чем она выше, тем больше сбор. Сейчас ряд банков массово эмитируют премиальные карты, привлекая клиентов повышенным кэшбэком, — но обслуживание операций по таким картам стоит дорого и для эквайера и для бизнеса;
  • категории компании по виду деятельности (МСС, или Merchant Category Code). В этих категориях есть код для каждой торговой точки. Например, 5111 — продажа товаров для офиса, 5722 — магазины бытовой техники. Для разных бизнесов — разная ставка межбанковской комиссии;
  • способа оплаты — платежи с использованием магнитной полосы карты обходятся дороже, бесконтактные, например с помощью карты, смартфона или умных часов, — дешевле.

Проверьте, есть ли бизнес в списке льготников

Не все владельцы компаний и предприниматели знают о том, что их бизнес относится к категории льготных, поэтому платят эквайринговую комиссию по завышенной ставке. Если ваш бизнес есть в списке льготников, стоит упомянуть об этом при заключении договора.

Иностранные платежные системы считают информацию о тарифах для бизнеса коммерческой тайной, в российской платежной системе «Мир» данные открыты.

Платежная система «Мир» — это продукт Национальной системы платежных карт, которой владеет Центробанк, а у него есть задача стимулировать рост экономики. Снижение тарифов по эквайрингу могло бы хоть как-то помочь бизнесу, и НСПК снижает эти тарифы. Последнее снижение было 01.10.2019.

Алексей Терентьев, начальник управления эквайринга банка SIAB
Ставки межбанковских комиссий для разных категорий бизнеса от платежной системы «Мир»​

Полный список льготных категорий бизнеса приведен в тарифах НСПК (версия от 01.10.2019).

Крупному бизнесу из списка льготных можно получить преференции: еще больше снизить межбанковскую комиссию. Для этого нужна помощь банка-эквайера: он подаст соответствующую заявку в НСПК.

Установите систему бесконтактных платежей

Инновационные технологии оплаты снижают размер комиссии IRF. Это мотивирует банки развиваться.

Существует три способа чтения карты на терминале: бесконтактный, по чипу или по магнитной полосе. При бесконтактной оплате IRF ниже, а при чтении магнитной полосы — выше стандартного. Так, например, по всем картам платежной системы «Мир» комиссия при транзакциях с использованием магнитной полосы выше на 0,2%, чем по чипу и бесконтактному способу. Но это правило действует не для всех категорий бизнеса — условия надо уточнять у эквайера.

Поэтому банки заинтересованы в установке терминалов, принимающих бесконтактную оплату, и в эмиссии бесконтактных карт. Такой подход выгоден не только для банков, но и для бизнеса: если он устанавливает такие терминалы, то в конечном итоге может добиться снижения ставки межбанковской комиссии у эквайера.

Как вычислить скрытые платежи и комиссии: проверить условия договора с банком-эквайером

Если банк предлагает низкую ставку по услугам эквайринга, например в 1,5% или в 1,6%, — это должно насторожить. Чаще всего при таком раскладе клиента обяжут открыть расчетный счет в банке-эквайере, а потом будут брать комиссии: например, за зачисление платежей клиентов, за каждую транзакцию по эквайринговому терминалу. Также может оказаться, что обслуживание расчетного счета будет дорогим или низкая ставка будет действовать при определенных объемах операций, а если бизнес станет проводить операции сверх этого тарифа, банк начнет взимать дополнительную плату.

Всегда нужно внимательно смотреть договор, причем не только раздел тарифов, но и условия зачисления денег на счет, а также штрафные санкции за несоблюдение пунктов договора.

Алексей Терентьев, начальник управления эквайринга банка SIAB

При этом низкая ставка по эквайрингу может быть и без скрытых комиссий — при условии, что бизнес относится к категории льготных.

Как экономить за счет технологий: присоединиться к Системе быстрых платежей, где минимальная комиссия

Система быстрых платежей (СБП) — это система мгновенного перевода денег между счетами в разных банках. Более дешевая и технологичная альтернатива привычным картам, созданная Центробанком и Национальной платежной системой.

Пока она работает как система переводов consumer-to-consumer, т. е. между физическими лицами. Плюс в том, что перевод средств между разными банками происходит мгновенно, а не до 3-х рабочих дней, как это устроено с переводами по картам. Да и комиссии пока нет — как уверяет эксперт, со временем она появится, но процент будет минимальным.

​Список банков-участников есть на официальном сайте проекта

С августа 2019 стартовал пилотный проект переводов c2b (consumer-to-business) — в общих чертах система похожа на AliPay и WeChat. Схема переводов будет примерно такая же, как и с физлицами:

  1. Покупателю нужно открыть приложение на смартфоне и заполнить данные о переводе;
  2. Отсканировать QR-код, сгенерированный на оборудовании торговой точки;
  3. Подтвердить платеж;
  4. Деньги поступят на счет продавца в режиме онлайн.

Оплата будет происходить мгновенно, сейчас же юридическое лицо, как правило, видит оплату на счету на следующий день. И комиссия, по сравнению с традиционным эквайрингом, будет ниже. По словам эксперта, Центробанк планирует установить общую стоимость в пределах 0,4 – 0,8%.

Пока механизмы действия еще прорабатываются. Эксперт прогнозирует, что массовое внедрение системы начнется к середине 2020 года. Оборудование можно не менять: почти весь бизнес перешел на онлайн-кассы, где генерируется динамический QR-код, — надо только изменить программное обеспечение.

К сожалению, к системе пока не подключился один из крупнейших банков страны. Он в ряде регионов занимает монопольное положение, даже в Петербурге и Москве у него точно не меньше 40% рынка эквайринга, не говоря уже об эмиссии. Без его участия, по моему мнению, система не станет полноценной.

Алексей Терентьев, начальник управления эквайринга банка SIAB

Как платить меньше за оборудование: арендовать проверенное и не тратиться на его обслуживание

Оборудование — та область, на которой лучше не экономить. Если аппарат будет неисправен, не сможет синхронизироваться с онлайн-кассой или не будет поддерживать программное обеспечение банка, то бизнес начнет терять прибыль. Клиенты не смогут расплачиваться, придется тратить время на поиск оборудования и установку.

И это неприятности с минимальными последствиями для бизнеса.

Настоятельно не рекомендую экономить на оборудовании. К нам недавно обратился клиент. Он купил аппарат для эквайринга за 3 000 рублей — думал, что сэкономил. Оказалось, что терминал был выпущен в 2013 году и у него устаревший сертификат безопасности. В итоге мы отказались брать его на обслуживание.

Алексей Терентьев, начальник управления эквайринга банка SIAB

По словам эксперта, средняя цена на новый терминал начинается от 20 000 рублей, б/у — 10 000 – 12 000. Предложение дешевле — повод задуматься. В интернете много дешевых терминалов — они работают, но банки не рискнут ставить на них программное обеспечение: у терминала может быть устаревший сертификат безопасности.

Сертификат безопасности разработан на международном уровне для повышения безопасности платежей. Если он не актуален, может произойти утечка данных, и реквизитами карты завладеют мошенники. Это репутационные риски для бизнеса и штраф для банка, который обслуживает оборудование.

Чтобы понять, действует ли сертификат, перед покупкой эквайрингового аппарата стоит проверить:

  • год выпуска. Если терминал сделан ранее 2014 года, он не поддерживает действующий стандарт безопасности. Можно узнать серийный номер, обратиться в банк, который готов его проверить, — но крупные банки таким едва ли занимаются;
  • версию программного обеспечения («прошивки»). На терминалах Ingenico можно при включении на этапе загрузки БИОСа (от английской аббревиатуры BIOS — «базовая система ввода-вывода», часть программного обеспечения устройства) увидеть версию прошивки: А98 или С98. А98 — устаревшая.

Чтобы избежать проблем с терминалом, лучше до покупки обратиться к специалисту по эквайрингу, который проконсультирует, как выбирать оборудование. Но его придется самостоятельно обслуживать: чинить, менять программное обеспечение и пр.

Если на это не хватает ресурсов, проще арендовать у банка, который возьмет обслуживание на себя. Он предложит интегригрированное оборудование — эквайринговый терминал, который синхронизируется с онлайн-кассой. Также оборудование подбирается под специфику бизнеса: например, ресторану или кофейне предложат беспроводной терминал, который можно носить по залу.

Мнение эксперта

Сэкономить можно с эквайером, который умеет ориентироваться в хитросплетениях правил и тарифов платежных систем и настроен на индивидуальный подход к клиенту. Простых путей здесь нет. При выборе банка важно помнить одно: бесплатно работать никто не будет. Если вам предлагают тариф ниже рынка — значит, будут получать деньги за счет чего-то другого.

Алексей Терентьев, начальник управления эквайринга банка SIAB

Шпаргалка: что запомнить об экономии на эквайринге

Проверить, есть ли бизнес в списке льготников. Эту информацию можно получить только для платежной системы «Мир». Ее тарифы не коммерческая тайна, их можно найти в открытом доступе. Перед заключением договора нужно сказать банку-эквайеру, что бизнес в списке льготников.

Изучить условия сотрудничества с банком-эквайером. Если комиссия банка-эквайера ниже средней — это повод проверить условия договора. Возможно, где-то включена плата за дополнительные услуги: за открытие расчетного счета, за транзакции и пр.

Экономить можно за счет внедрения технологий. Например, комиссия для бесконтактных платежей ниже, чем для операций по пластиковым картам. Также пока в тестовом режиме начинает работу Система Бесконтактных Платежей, где будет минимальная комиссия за транзакции и мгновенное зачисление денег.

Не стоит экономить на оборудовании и программном обеспечении. При самостоятельной покупке проверьте год выпуска аппарата, сертификат безопасности, возможность синхронизации с онлайн-кассой. Банки предлагают интегрированные решения — аппараты, которые синхронизируются с онлайн-кассой. Также они берут на себя обслуживание: ремонт, обновление программного обеспечения и пр.

Перед заключением договора или установкой оборудования лучше обратиться к специалисту. Выше даны общие рекомендации, но у каждого бизнеса есть индивидуальные условия работы. Создать конкретный план экономии можно, если учесть их все. Специалист с опытом в сфере эквайринга поможет проанализировать ситуацию и подобрать правильную программу.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Andrei Chapurin

У компании Network International есть продукт под названием mVisa (я участвовал в его разработке). Он используется для организации эквайринга малого бизнеса в некоторых странах Северной Африки. Там просто есть 2 приложения - merchant + consumer. Никакого оборудования, кроме смартфонов не нужно. Банки использовать можно разные, но из списка подключённых к данной системе. Комиссии очень низкие и огромное количество частных лавок и даже уличных торговцев в Каире этим активно пользуются.

Это - будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Вот! И я по это. Банки срубили халявных денег на эквайринге, скоро придется по-настоящему работать. Как остальному МСБ. Хотя с господдержкой это маловероятно, что смогут, прибегут за деньгами ПФР))

Ответить
Развернуть ветку
А. Сидоров

Было бы правильнее - потеряли кучу денег на эквайринге.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Кто потерял? Банки?

Ответить
Развернуть ветку
А. Сидоров

Они самые

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Не верю. Помню, лет 8 назад говорил с одним вициком по банковским технологиям и он взахлёб мне рассказывал про эквайринг - насколько это крутая и окупаемая тема для банковского заработка. До сих пор человек работает, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Эквайринг - одно из самых низкомаржинальных направлений для банка и часто убыточное

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

8 лет назад разговаривал с зампредом одного крупного банка. Как раз тогда они начинали активно навязывать эквайринг, хотя услуга была и раньше.
Я помню тот вот прямо восторг: «Мы даже не представляли как это выгодно! Окупаемость от 3 до 6 месяцев!»

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Я являюсь руководителем регионального отдела эквайринга одного из банков. На примере одного из месяцев: банк удержал комиссию 5.6 млн с 400 терминалов, из них доход банка составил 520 тыс., остальное ушло в МПС и банки-эмитенты. Таким образом, средний доход с терминала составил 1300 руб. На эти деньги банк должен закупать оборудование и ПО, поддерживать процессинг, платить зарплату и т.д.

Например, зарплатные проекты приносят банку намного больше денег и меньше геморроя.

Также не совсем понимаю, что значит начинали навязывать эквайринг? Можно навязать страховку к кредиту, кредитную карту выдать вместе с зарплатной, РКО навязать к эквайрингу. Сам эквайринг навязать нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Может не совсем корректно выразился. Точнее: агрессивно рекомендовать подключить.

Оборудование раздают не бесплатно же.
А то что ваш банк мало зарабатывает на эквайринге, так может бизнес-процессы пересмотреть?
Ещё на РБК 2 недели назад была статья, не нашёл её. Не увидел там того, что вы описали.

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Большинство банков предлагает терминал в пользование бесплатно. Более того, сам банк не может продавать оборудование или давать в аренду.

В этой же статье на dp.ru руководитель по развитию эквайринга "Альфа-Банка" пишет, "что в целом на банковском рынке России потенциал для снижения эквайринговых комиссий довольно ограничен — банки уже сейчас зачастую заключают договоры на обслуживание торговых предприятий с нулевой или даже отрицательной маржинальностью, рассчитывая заработать на комплексном обслуживании клиента."

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Вот это ключевой момент - комплексное обслуживание. А то в моём заведении зал и кухня деньги приносят, а туалет не приносит. А аренду за него плачу.
Учитывая как работают банки - отмахиваются от реальных секторов экономики, тормозят длинные деньги, норовят заработать на спекулятивных операциях, сливают ПД, я не испытываю уважения к банковскому бизнесу. А уж как доят и раздевают население и бизнес, так это вообще отдельная песня.
Другая песня - посадить в правление своего человечка, через него выписать кредит нужным людям, вплоть до вывода активов, сбегать потом за господдержкой, ну и т.д.
Поэтому не нужно постить про невыгодный эквайринг. Это вам шефы голову морочат.

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Я не защищаю банки в целом и согласен со всеми перечисленными претензиями. Тем не менее, эквайринг остается низкомаржинальным продуктом и каждый второй клиент обслуживаются в банке НЕ комплексно. Я бы и рад, чтобы вопросами доходности шефы занимались, но приходится самому

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

а это у нас будет законно? Мне кажется проще помучиться и дождаться когда СБП заработает

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Chapurin

Оно и так работает, только для оплаты не подходит. Это не касса. Тут законодательство нужно менять и убирать всякие ленты и ЭКЛЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

мне довелось наблюдать в Китае на улице продавец клубники достала огромный смартфон со своим QR-кодом в Wichat , а покупатель поднес свой к ее и заплатил. В такси и супермаркетах тоже самое. ЦБ если захочет быстро законы издаст.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Цена на терминалы от 20т.р. , эквайринг 3%. Банки охреневшие вот и всё. Это все печали, которые нужно знать о грабительском эквайринге.
Надеюсь, новые технологии оплаты скоро причешут банковских флибустьеров, как это произошло с таксистами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мусин

Плюс разработка по для терминалов, расходы на связь, расходы на поддержку, это не считается?

Мы в свое время брали 50 терминалов, теперь они никому не нужны, устарели, все.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Совсем беда. И как европейские банки живут на 0,3% по эквайрингу? Даже не знаю...
А в небольших магазинчиках у кого 1% просят налом заплатить. В Германии, например.

Ответить
Развернуть ветку
А. Сидоров

В Европе совершенно иной уровень интерченджа (в разы ниже, чем в России). Снижен он был под стандартными популистскими лозунгами. Но это привело к разбалансированности рынка, снижению динамики развития платежных сетей и сервисов. А банки стали компенсировать снижение доходов комиссиями за обслуживание и сервисы - если бы обычному клиенту российских банков предложили обслуживаться по таким тарифам, он бы решил, что банк сошел с ума. Кстати, для российских банков в большинстве случаев даже текущие "высокие" тарифы по эквайрингу - убыточны.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Банки - вообще зло. В нынешнем своём виде.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Chapurin

Да и у нас тоже просят, или переводом прямым по телефону.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мусин

Мы розница, после этой истории с терминалами уже их не покупаем, тогда просто был дикий дефицит терминалов и то еле-еле банк уговорили их использовать.

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Комиссию устанавливает МПС, в ЕС размер этой комиссии ограничили законодательно. Если на точке оборот 100 тыс., условная себестоимость комиссии для банка 1,5%, то даже если он поставит комиссию 2% - его доход составит всего 500 руб. с терминала в месяц, а прибыль и того меньше.
Необходимо для начала ограничить аппетиты МПС, а потом уже заняться банками.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Rel

3%? Это где вы такие ставки видели, в россельхозбанке чтоль?)

В целом все предлагают стандартные ставки 1,8-2,4 причём уже со своими терминалами в бесплатной аренде с требованиями к обороту. 
У открытия/точки есть предложения дешевле, но их терминалы нужно покупать и они фиговые. + деньги могут и два и 3 дня идти с эквайринга. 
А так видел предложения и за 1.1%, естественно для крупных оборотов

Ответить
Развернуть ветку
Piton0205

Почитайте из чего складывается комиссия банка-эквайера. От полученной комиссии у него остается не более 20%, остальное уходит в МПС и банки-эмитенты. И в эти оставшиеся 20% входит полное поддержание сервиса (оборудование, ПО, call-центр и т.д.), аренды, зарплата и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Злой Полушубок

"Иностранные платежные системы считают информацию о тарифах для бизнеса коммерческой тайной, в российской платежной системе «Мир» данные открыты."

Заврались:

https://usa.visa.com/content/dam/VCOM/global/support-legal/documents/visa-russian-federation-interchange-reimbursement-fees.pdf

https://www.mastercard.co.uk/content/dam/mccom/en-gb/interchange/documents/Russia.pdf

Ответить
Развернуть ветку
Bullshit detector

В статье нет ни слова про то, как реально снизить ставку по эквайрингу, только пространные рассуждения на тему.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

После прочтения статьи остался стойкий запах пиара системы Мир.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Khayurov

Спасибо за статью, в закладки!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Если у нас образовательные курсы и мы принимаем оплату онлайн - можем ли мы рассчитывать на скидку по эквайрингу? 

в статье на скрине как раз указана ставка 0.3%
Просто по контексту статьи не очень понятно - речь про интернет-эквайринг или про офлайн точки... 

Ответить
Развернуть ветку
Банк SIAB
Автор

Roman Nenznaskiy, добрый день.
Да, Вы можете рассчитывать на более низкую ставку по эквайрингу, в том числе и для наземного эквайринга. Размер ставки будет зависеть от оборота по картам и среднего чека, либо мы можем предложить Вам фиксированную ставку 1,4% без привязки к обороту и дополнительных комиссий в рамках проходящей сейчас акции (подробности по ссылке ниже).

 
https://siab.ru/company/acquiring/ 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

У вас предложение для торгового эквайринга, а для интернет-эквайринга какая ставка?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Емелин

Эквайринг в общем случае не будет ниже 2%. Ставки мене 1% может дать только монополист.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юкин

Так как снизить то проценты по эквайрингу? Воды налили. 

Как только начинается это раздел, ничего полезного и информативного. Просто текст.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда