{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Читаем финансовую отчетность по МСФО: стоит ли верить выручке

Само понятие выручки знакомо каждому человеку в той или иной интерпретации. Принято считать, что выручка – это сумма средств, полученная от реализации продукции или оказанных услуг. На самом деле все так и есть. Но если рассматривать этот показатель в рамках финансовой отчетности, то не все полученные компанией деньги попадают в соответствующую графу отчета о прибыли и убытках. Также как и не вся отраженная в отчете выручка – это фактически полученные деньги.

Согласно принципу учета выручки по МСФО (международный стандарт финансовой отчетности) выручка признается только в тот момент, когда компания оказала все услуги, которые должна была оказать и понесла все соответствующие издержки. Иными словами чтобы отразить полученную выручку, компания должна выполнить все условия договора и/или требования законодательства.

Примером может являться закон о защите прав потребителя, согласно которому клиент вправе вернуть товар продавцу в течение 14 дней с момента покупки, или покупка авиабилета за несколько месяцев до вылета. Торговая компания вправе признать выручку только по истечению права покупателя на возврат товара, а авиакомпания сможет признать выручку только после того, как человек воспользуется купленным билетом.

В обратном случае, компания может фактически и не получить денежные средства от контрагента, но при соблюдении вышеперечисленных условий выручка будет признана и отражена в отчете.

Все тонкости отражения выручки прописаны в новом стандарте МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», который введен в действие в 2014 году. Новый стандарт разрабатывался Советом по МСФО совместно с Советом по стандартам финансового учета США на протяжении 6 лет.

До выхода стандарта МСФО 15, при составлении отчетности, компании руководствовались стандартом о выручке разработанным еще в 1982 году, который не охватывал все многообразие ситуаций, возникающих в действительности. Пользуясь «пробелами» старого стандарта о выручке, менеджмент многих компаний завышал свои показатели выручки с целью показать большую эффективность бизнеса.

Яркий пример завышения выручки, хоть и непреднамеренного, у российского девелопера «Группы Компаний ПИК» в отчете за 2018 год.

Выручка выросла на 40%, а так ли это на самом деле? Отчетность представлена на сайте https://blackterminal.ru

С 1 января 2018 г. компания перешла на МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», где применен метод отражения суммарного эффекта.

Фактически выручка компании увеличилась лишь на 10% до ₽ 191 819 млн.  Отчетность представлена на сайте https://blackterminal.ru

Подводя итог вышеизложенному можно сказать следующее. Для того, чтобы правильно понять, что из себя представляет выручка компании, недостаточно просто посмотреть соответствующее значение в отчете о прибыли и убытках. Важно понимать структуру бизнеса компании, ее основной продукт или услугу. Так же немаловажно обращать внимание на примечания к графе о выручке в финансовой отчетности. Там может быть указана информация о том, в какой момент компания фиксирует выручку.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда