Читаем финансовую отчетность по МСФО: стоит ли верить выручке

Само понятие выручки знакомо каждому человеку в той или иной интерпретации. Принято считать, что выручка – это сумма средств, полученная от реализации продукции или оказанных услуг. На самом деле все так и есть. Но если рассматривать этот показатель в рамках финансовой отчетности, то не все полученные компанией деньги попадают в соответствующую графу отчета о прибыли и убытках. Также как и не вся отраженная в отчете выручка – это фактически полученные деньги.

В закладки

Согласно принципу учета выручки по МСФО (международный стандарт финансовой отчетности) выручка признается только в тот момент, когда компания оказала все услуги, которые должна была оказать и понесла все соответствующие издержки. Иными словами чтобы отразить полученную выручку, компания должна выполнить все условия договора и/или требования законодательства.

Примером может являться закон о защите прав потребителя, согласно которому клиент вправе вернуть товар продавцу в течение 14 дней с момента покупки, или покупка авиабилета за несколько месяцев до вылета. Торговая компания вправе признать выручку только по истечению права покупателя на возврат товара, а авиакомпания сможет признать выручку только после того, как человек воспользуется купленным билетом.

В обратном случае, компания может фактически и не получить денежные средства от контрагента, но при соблюдении вышеперечисленных условий выручка будет признана и отражена в отчете.

Все тонкости отражения выручки прописаны в новом стандарте МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», который введен в действие в 2014 году. Новый стандарт разрабатывался Советом по МСФО совместно с Советом по стандартам финансового учета США на протяжении 6 лет.

До выхода стандарта МСФО 15, при составлении отчетности, компании руководствовались стандартом о выручке разработанным еще в 1982 году, который не охватывал все многообразие ситуаций, возникающих в действительности. Пользуясь «пробелами» старого стандарта о выручке, менеджмент многих компаний завышал свои показатели выручки с целью показать большую эффективность бизнеса.

Яркий пример завышения выручки, хоть и непреднамеренного, у российского девелопера «Группы Компаний ПИК» в отчете за 2018 год.

Выручка выросла на 40%, а так ли это на самом деле? Отчетность представлена на сайте https://blackterminal.ru

С 1 января 2018 г. компания перешла на МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», где применен метод отражения суммарного эффекта.

Фактически выручка компании увеличилась лишь на 10% до ₽ 191 819 млн.  Отчетность представлена на сайте https://blackterminal.ru

Подводя итог вышеизложенному можно сказать следующее. Для того, чтобы правильно понять, что из себя представляет выручка компании, недостаточно просто посмотреть соответствующее значение в отчете о прибыли и убытках. Важно понимать структуру бизнеса компании, ее основной продукт или услугу. Так же немаловажно обращать внимание на примечания к графе о выручке в финансовой отчетности. Там может быть указана информация о том, в какой момент компания фиксирует выручку.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Чипсанов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 101575, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 16 Jan 2020 18:00:43 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 101575, "author_id": 430450, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/101575\/get","add":"\/comments\/101575\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/101575"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }