{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы

За прошлый год российский рынок киберспорта вырос на 42% и оценивается в $12,7 млн. Эксперты прогнозируют, что он будет расти быстрее общемирового — почти на 20% в год — и к 2023 году достигнет объема $31,2 млн. При этом инвестиций на рынке все еще не так много: в Технопарке Сколково инвесторы и аналитики рынка обсудили перспективы киберспорта и его привлекательность для инвесторов — встречу организовал фонд Altergate, недавно вложившийся в IceStorm. Мероприятие прошло на базе сообщества инвесторов Сколково «AdVentureLand».

14% россиян считают, что киберспорт является полноценной спортивной дисциплиной – показало исследование аналитического центра НАФИ, рассказал директор пресс-службы центра Гриценко Владимир. Среди тех, кто занимается каким-либо видом спорта, каждый четвертый (28%) признает киберспорт настоящим спортивным событием, а среди играющих компьютерные игры так считает каждый третий (36%). Чем моложе люди, тем они более склонны соглашаться, что киберспорт относится к настоящим видам спорта (32% для возрастной группы от 18 до 24 лет, 5% для людей старше 55 лет).

Уже сегодня нет вида спорта, который смотрят также как киберспорт

Евгений Галиахметов, президент Сингапурского инвестиционного холдинга Altergate

Например, просмотры игр League of Legends опережают по количеству большую часть известных спортивных лиг (100 млн просмотров против 32 млн у MLB, главной бейсбольной лиги, или 5 млн у NHL). Рынок киберспорта вероятно будет удваиваться каждый год.

На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы. По сути они не имеют отношения к киберспорту, это просто зал с компьютером и кальяном. 90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы. По словам Алексея Соловьева, это говорит о незрелости рынка и том, что инвесторы пока не до конца понимают, что такое киберспорт.

Сегодня на рынке киберспорта около 700 заметных компаний, и 280 из них имеет внешнее фондирование на общую сумму $5 млрд (для сравнения: годовой размер венчурного рынка — около $3 трлн).

Тренды на инвестиции в киберспорт положительны, но только в относительном значении. В абсолютном они по прежнему небольшие. Те деньги, которые проинвестировали в киберспорт по всему миру — это капля внутри капли. То есть рынок перспективный, но маленький: это такая “маленькая, но гордая птичка”

Алексей Соловьев, венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners

При этом, по словам Ивана Дробышева, основателя коммуникационного агентства Grechka Media, «СМИ не очень любят новости про инвестиции в команды, пишут только про сделки вокруг крупной инфраструктуры. При этом все хотят “лайфхаков” о том, как проект показал невероятную доходность, либо истории громких провалов. Но об ошибках в России говорить не принято».

Большого числа фанатов рынок достигает за счет быстро развивающейся инфраструктуры. Она состоит из пяти основных элементов: это команды, которые играют в определенные игры и участвуют в турнирах, транслирующихся через платформы — и уже за всем следят фанаты. Сама эта структура во многом похожа на традиционный спорт. Такое деление нужно инвесторам, чтобы понимать, к какому сегменту относится компания, в которую они хотят вложиться, и с какими игроками рынка ее можно сравнивать.

По словам Цевдна Кандуева, Senior Investment Manager в Skolkovo Ventures, база рынка киберспорта — это многопользовательские рынки с высоким порогом вхождения, то есть такие, где на профессиональном уровне может играть только около 1% пользователей.

Затем вокруг игры появляется «надстройка» из профессионалов, за которыми интересно наблюдать другим пользователям, тренеры и лиги, сервисы для ставок, маржинальность которых сегодня быстро растет, и так далее. Эти составляющие по сути перетекли из традиционного спорта в онлайн, но при этом вокруг киберспорта появляются уникальные сервисы — инструменты коммуникации, такие как ставший единорогом Twitch.

Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория и популярность у молодых людей. Именно в ПК-игры, на которых базируется текущая киберспортивная сцена, играет около 5% от общего числа пользователей — остальная аудитория сосредоточена на мобильных платформах. Ожидается, что когда Tencent и Riot Games запустят League of Legends на мобильные платформы, аудитория киберспорта кратно возрастет.

Сейчас происходит сдвиг спроса на спорт: если раньше за соревновательностью шли в футбол или бокс, а популяризация такого досуга шла через условный двор, то сейчас общение перетекло в онлайн — за его соревновательную составляющую для молодых людей отвечает именно киберспорт.

«Для того, чтобы вместе с друзьями во что-то поиграть, достаточно сделать два-три клика, не нужно собираться, выходить на улицу. А удовольствие, которые вы получаете, сопоставимо. У этого сложная аудитория, с которой сложно коммуницировать, и киберспорт — это основной канал для взаимодействия с ней» — объясняет Цевдн Кандуев.

0
83 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Дечев

Подтверждаю. Описанный текст точно так же относится и к лиге легенд. Один в один. Слежу за киберсценой СНГ сервера 3 года. Напоминает котел, в который очень сложно попасть. В основном из-за отсутствия финансирования. Из-за проблем с денежками, следующий сезон соревнований решено проводить не в студии, которая находится в Подмосковье и специально была построена для турниров и болельщиков, а по домам. Ещё одна большая команда-фаворит СНГ вот вот объявит о своем банкротстве. Всего СНГ ростер состоит из 8 команд. Что бы попасть на про сцену нужно своим коллективом обыграть кого-то из этих команд. Но это ещё пол беды, нужно иметь финансы платить игрокам зарплату. А прибыли с нее никакой. Рекламные интеграции в лучшем случае отбивают операционные расходы. Получается что весь киберспорт в СНГ сейчас живёт на энтузиазме владельцев команд. Перспективы есть, но так же все ходят на грани схлопывания этой пирамиды.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
tom muntyan

Лучше молчать, если не в теме;) 
Какую дикую чушь написали, которая вообще никак с реальностью не пересекается. В Доту, говорит, не играю, но выводов дохрена делаю. Цирк. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Olezhka Interesnii

Подписываюсь под каждым словом. 
Капитан гамбитов, половина виртус про, вот и все профессионалы, что есть в доте. 
Щас новых игроков приглашают для вида чисто, что вот якобы движуха есть, но нихрена

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
color

В целом все правильно, кроме цифр.
Профи все таки гораздо больше чем 60 чел на весь мир, но российский киберспорт верно описан. Тусовка хаотично создающих и разваливающих стаки бичей, которые только и ждут хорошего контракта, 9/10 из которых сразу теряют какую либо мотивацию после первого успешного или не успешного турнира и начинается всё по новой. Чего уж говорить, если наши гранды VP сговнились после "рофлтуриков". Никакой стабильности, никакой прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Vlasov

Про "нешибко умную аудиторию": вы просто не туда смотрите. Есть Гудгейм, например, и там ребята повзрослее средней цифры с Твича и поумнее.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Коля Павельев

Всё плохо потому что все вокруг дебилы и ничего не умеют - типичное мнение обычного токсичного дотера, даже удивительно, что на vc это есть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
tom muntyan

"Для тех кто не в теме" - так ты сам не в теме. Зачем пафосно воздух сотрясать? Wtf? 

xD

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Nesterenk

Вот тут дичайшая подмена понятий. 

"Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория (около 2 млрд людей по всему миру, и это число в ближайшие годы будет увеличиваться счет роста мобильных игр)". 

Играть в игру (иметь ее установленной на компе) и быть киберспортсменом (участвовать в турнирах призовых или хотя бы пялить в турниры на твитче) это ж две разные вещи. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

С развитием машинного обучения и искусственного интелекта "кибер спорту" может очень скоро придти конец

Ответить
Развернуть ветку
Александр Суворов

неа. уже ж на турнире по Доте заявлялась команда, написавшая бота, обучив его по играм топ игроков. и в матчах против него про игроки почти всегда проигрывали. Но. В Доте игра идет долго и 5 на 5. а с ботом были так скажем бои 1 на 1 на миде. до нескольких убийств. И, кстати, компания то крупная занималсь этим ботом. так и в автоспорт можно поставить автопилот. трассы тем более всем известны. люди то хотят смотреть на людей в основном из-за их ошибок, они добавляют зрелищности. а не филигранное исполнение или проезд по треку без ошибок. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Елизавета Тихер

Было очень полезно и интересно, хотя я не особо интересуюсь киберспортом, пришла в качестве участника, интересно было послушать с точки зрения инвестиций))

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Levi

Если для тупых - а откуда там деньги? 

Например, футбольная команда может зарабатывать билетами, стадионом, атрибутикой, продажей игроков, долей от ТВ-прав. Тот же АПЛ, например, смотрит весь мир.

Чем зарабатывает киберспортивная команда? Кроме спонсорских денег, естественно. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Суворов

ну организации, к которым относятся киберспортсмены, может устраивать турниры, продавать билеты на них. но чет сомнительная там прибыль, учитывая еще призовой фонд и прочие траты. хз хз. вообще кажется, что СНГ киберспорт идет по пути футбола, когда зп огромная, а результата нет

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

А я рад за киберспорт. Ему нужно давать шанс развития. Когда-то мне было в 2007 (18 лет) И я приехал на то время в торговый центр на турнир по CS 1.6.
Эмоций куча. + потом тебя начинают узнавать. Да так мы чем так и не взяли, а все равно говорили о нас. 

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Nesterenk

И только по этому должны давать шанс потому что эмоций куча и мамкиных задротов узнают?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Петров
На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы.

Инвестиции в компьютерные клубы? Я думал, последний клуб в моем городе закрылся лет может 10 назад.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Levi

Не, открываются сейчас. Я тоже удивлен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Дечев

сейчас пошел обратный тренд

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Сергеев

Интересная статья, но довольно поверхностно...Хотелось бы больше конкретики (факты) и статистики :) Поскольку, кроме спонсирования турниров - особых крупных вложений и нет. А спонсорство команд зачастую еле окупается, ведь основная прибыль - это призовые места.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Drobyshev
Ответить
Развернуть ветку
Olezhka Interesnii

Я лучше продам хату и дам деньги ашоту шаурмечную открыть, но только не в киберспорт. 
Вот вся суть киберспорта России 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

Я лично вот никогда не играл в футбол и в хоккей но являюсь болельщиком.
Смотрю почти все международные турниры.
И являясь игроком в комп. игры не являюсь болельщиком киберспорта. 
И вот мне кажется (хотя по себе судить не совсем верно), что именно в этом и особенность - высокий порог входа не только для игрока но и для зрителя. 

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Пётр

Киберспорт - это очень прибыльно. Примером может быть новая игра Football Team. Это футбольный менеджер. Игра необычна тем, что игроки - настоящие игроки. Это делает игру действительно увлекательной. Рекомендую проверить: https://footballteamgame.com/ru

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда