Маленькая, но гордая птичка: как выглядит рынок киберспорта и во что вкладываются инвесторы
За прошлый год российский рынок киберспорта вырос на 42% и оценивается в $12,7 млн. Эксперты прогнозируют, что он будет расти быстрее общемирового — почти на 20% в год — и к 2023 году достигнет объема $31,2 млн. При этом инвестиций на рынке все еще не так много: в Технопарке Сколково инвесторы и аналитики рынка обсудили перспективы киберспорта и его привлекательность для инвесторов — встречу организовал фонд Altergate, недавно вложившийся в IceStorm. Мероприятие прошло на базе сообщества инвесторов Сколково «AdVentureLand».
14% россиян считают, что киберспорт является полноценной спортивной дисциплиной – показало исследование аналитического центра НАФИ, рассказал директор пресс-службы центра Гриценко Владимир. Среди тех, кто занимается каким-либо видом спорта, каждый четвертый (28%) признает киберспорт настоящим спортивным событием, а среди играющих компьютерные игры так считает каждый третий (36%). Чем моложе люди, тем они более склонны соглашаться, что киберспорт относится к настоящим видам спорта (32% для возрастной группы от 18 до 24 лет, 5% для людей старше 55 лет).
Например, просмотры игр League of Legends опережают по количеству большую часть известных спортивных лиг (100 млн просмотров против 32 млн у MLB, главной бейсбольной лиги, или 5 млн у NHL). Рынок киберспорта вероятно будет удваиваться каждый год.
На российском киберспортивном рынке сделки тоже есть, но самое популярное направление инвестирования — компьютерные клубы. По сути они не имеют отношения к киберспорту, это просто зал с компьютером и кальяном. 90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы. По словам Алексея Соловьева, это говорит о незрелости рынка и том, что инвесторы пока не до конца понимают, что такое киберспорт.
Сегодня на рынке киберспорта около 700 заметных компаний, и 280 из них имеет внешнее фондирование на общую сумму $5 млрд (для сравнения: годовой размер венчурного рынка — около $3 трлн).
При этом, по словам Ивана Дробышева, основателя коммуникационного агентства Grechka Media, «СМИ не очень любят новости про инвестиции в команды, пишут только про сделки вокруг крупной инфраструктуры. При этом все хотят “лайфхаков” о том, как проект показал невероятную доходность, либо истории громких провалов. Но об ошибках в России говорить не принято».
Большого числа фанатов рынок достигает за счет быстро развивающейся инфраструктуры. Она состоит из пяти основных элементов: это команды, которые играют в определенные игры и участвуют в турнирах, транслирующихся через платформы — и уже за всем следят фанаты. Сама эта структура во многом похожа на традиционный спорт. Такое деление нужно инвесторам, чтобы понимать, к какому сегменту относится компания, в которую они хотят вложиться, и с какими игроками рынка ее можно сравнивать.
По словам Цевдна Кандуева, Senior Investment Manager в Skolkovo Ventures, база рынка киберспорта — это многопользовательские рынки с высоким порогом вхождения, то есть такие, где на профессиональном уровне может играть только около 1% пользователей.
Затем вокруг игры появляется «надстройка» из профессионалов, за которыми интересно наблюдать другим пользователям, тренеры и лиги, сервисы для ставок, маржинальность которых сегодня быстро растет, и так далее. Эти составляющие по сути перетекли из традиционного спорта в онлайн, но при этом вокруг киберспорта появляются уникальные сервисы — инструменты коммуникации, такие как ставший единорогом Twitch.
Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория и популярность у молодых людей. Именно в ПК-игры, на которых базируется текущая киберспортивная сцена, играет около 5% от общего числа пользователей — остальная аудитория сосредоточена на мобильных платформах. Ожидается, что когда Tencent и Riot Games запустят League of Legends на мобильные платформы, аудитория киберспорта кратно возрастет.
Сейчас происходит сдвиг спроса на спорт: если раньше за соревновательностью шли в футбол или бокс, а популяризация такого досуга шла через условный двор, то сейчас общение перетекло в онлайн — за его соревновательную составляющую для молодых людей отвечает именно киберспорт.
«Для того, чтобы вместе с друзьями во что-то поиграть, достаточно сделать два-три клика, не нужно собираться, выходить на улицу. А удовольствие, которые вы получаете, сопоставимо. У этого сложная аудитория, с которой сложно коммуницировать, и киберспорт — это основной канал для взаимодействия с ней» — объясняет Цевдн Кандуев.
Комментарий недоступен
Подтверждаю. Описанный текст точно так же относится и к лиге легенд. Один в один. Слежу за киберсценой СНГ сервера 3 года. Напоминает котел, в который очень сложно попасть. В основном из-за отсутствия финансирования. Из-за проблем с денежками, следующий сезон соревнований решено проводить не в студии, которая находится в Подмосковье и специально была построена для турниров и болельщиков, а по домам. Ещё одна большая команда-фаворит СНГ вот вот объявит о своем банкротстве. Всего СНГ ростер состоит из 8 команд. Что бы попасть на про сцену нужно своим коллективом обыграть кого-то из этих команд. Но это ещё пол беды, нужно иметь финансы платить игрокам зарплату. А прибыли с нее никакой. Рекламные интеграции в лучшем случае отбивают операционные расходы. Получается что весь киберспорт в СНГ сейчас живёт на энтузиазме владельцев команд. Перспективы есть, но так же все ходят на грани схлопывания этой пирамиды.
Лучше молчать, если не в теме;)
Какую дикую чушь написали, которая вообще никак с реальностью не пересекается. В Доту, говорит, не играю, но выводов дохрена делаю. Цирк.
Подписываюсь под каждым словом.
Капитан гамбитов, половина виртус про, вот и все профессионалы, что есть в доте.
Щас новых игроков приглашают для вида чисто, что вот якобы движуха есть, но нихрена
В целом все правильно, кроме цифр.
Профи все таки гораздо больше чем 60 чел на весь мир, но российский киберспорт верно описан. Тусовка хаотично создающих и разваливающих стаки бичей, которые только и ждут хорошего контракта, 9/10 из которых сразу теряют какую либо мотивацию после первого успешного или не успешного турнира и начинается всё по новой. Чего уж говорить, если наши гранды VP сговнились после "рофлтуриков". Никакой стабильности, никакой прибыли.
Про "нешибко умную аудиторию": вы просто не туда смотрите. Есть Гудгейм, например, и там ребята повзрослее средней цифры с Твича и поумнее.
Комментарий удален модератором
Всё плохо потому что все вокруг дебилы и ничего не умеют - типичное мнение обычного токсичного дотера, даже удивительно, что на vc это есть
"Для тех кто не в теме" - так ты сам не в теме. Зачем пафосно воздух сотрясать? Wtf?
xD
Вот тут дичайшая подмена понятий.
"Основные факторы, которые драйвят спрос инвесторов на киберспорт — это большая аудитория (около 2 млрд людей по всему миру, и это число в ближайшие годы будет увеличиваться счет роста мобильных игр)".
Играть в игру (иметь ее установленной на компе) и быть киберспортсменом (участвовать в турнирах призовых или хотя бы пялить в турниры на твитче) это ж две разные вещи.
Комментарий недоступен
С развитием машинного обучения и искусственного интелекта "кибер спорту" может очень скоро придти конец
неа. уже ж на турнире по Доте заявлялась команда, написавшая бота, обучив его по играм топ игроков. и в матчах против него про игроки почти всегда проигрывали. Но. В Доте игра идет долго и 5 на 5. а с ботом были так скажем бои 1 на 1 на миде. до нескольких убийств. И, кстати, компания то крупная занималсь этим ботом. так и в автоспорт можно поставить автопилот. трассы тем более всем известны. люди то хотят смотреть на людей в основном из-за их ошибок, они добавляют зрелищности. а не филигранное исполнение или проезд по треку без ошибок.
Было очень полезно и интересно, хотя я не особо интересуюсь киберспортом, пришла в качестве участника, интересно было послушать с точки зрения инвестиций))
Если для тупых - а откуда там деньги?
Например, футбольная команда может зарабатывать билетами, стадионом, атрибутикой, продажей игроков, долей от ТВ-прав. Тот же АПЛ, например, смотрит весь мир.
Чем зарабатывает киберспортивная команда? Кроме спонсорских денег, естественно.
ну организации, к которым относятся киберспортсмены, может устраивать турниры, продавать билеты на них. но чет сомнительная там прибыль, учитывая еще призовой фонд и прочие траты. хз хз. вообще кажется, что СНГ киберспорт идет по пути футбола, когда зп огромная, а результата нет
Комментарий недоступен
А я рад за киберспорт. Ему нужно давать шанс развития. Когда-то мне было в 2007 (18 лет) И я приехал на то время в торговый центр на турнир по CS 1.6.
Эмоций куча. + потом тебя начинают узнавать. Да так мы чем так и не взяли, а все равно говорили о нас.
И только по этому должны давать шанс потому что эмоций куча и мамкиных задротов узнают?
Инвестиции в компьютерные клубы? Я думал, последний клуб в моем городе закрылся лет может 10 назад.
Не, открываются сейчас. Я тоже удивлен
сейчас пошел обратный тренд
Интересная статья, но довольно поверхностно...Хотелось бы больше конкретики (факты) и статистики :) Поскольку, кроме спонсирования турниров - особых крупных вложений и нет. А спонсорство команд зачастую еле окупается, ведь основная прибыль - это призовые места.
Комментарий недоступен
Упомянули исследования:
исслеование НАФИ https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-schitaet-kibersport-polnotsennym-vidom-sporta/
PWC исследование https://drive.google.com/file/d/16yjFHqlEqjllmmFL5wBZuAQkivrg-li3/view
Я лучше продам хату и дам деньги ашоту шаурмечную открыть, но только не в киберспорт.
Вот вся суть киберспорта России
Я лично вот никогда не играл в футбол и в хоккей но являюсь болельщиком.
Смотрю почти все международные турниры.
И являясь игроком в комп. игры не являюсь болельщиком киберспорта.
И вот мне кажется (хотя по себе судить не совсем верно), что именно в этом и особенность - высокий порог входа не только для игрока но и для зрителя.
Киберспорт - это очень прибыльно. Примером может быть новая игра Football Team. Это футбольный менеджер. Игра необычна тем, что игроки - настоящие игроки. Это делает игру действительно увлекательной. Рекомендую проверить: https://footballteamgame.com/ru