Российские банки и телеком-операторы запустили распознавание мошеннических звонков с подменой номера Статьи редакции

Банк в режиме реального времени узнает о подозрительных звонках клиенту.

Операторы «большой четвёрки» и крупные российские банки тестируют или готовят к запуску системы, которые позволяют распознать мошеннический звонок с подменного номера. Об этом пишет РБК со ссылкой представителей банков и сотовых операторов.

В эксперименте участвуют «Тинькофф», ВТБ, «Газпромбанк», «Райффайзенбанк», «Московский кредитный банк» и «МТС банк».

«"МегаФон", МТС и Tele2 разработали специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам», — рассказал изданию директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергей Хренов.

По информации РБК, в основе разработки лежит программное обеспечение шведского производителя Hexagon.

Система hexFraud, говорится на сайте компании, имеет несколько настраиваемых аналитических модулей. Она проверяет принадлежность номера оператору, наличие номера в «белом» или «чёрном» списке, анализирует продолжительность звонка или частоту вызовов одному и тому же абоненту. Пользователь системы получает информацию обо всех подозрительных вызовах и, если мошенничество подтверждается, новые звонки блокируются.

Технологическое решение уже протестировали телеком-оператор Tele2 и «Тинькофф», уточняет РБК. Чтобы определять звонки с подменных номеров, Tele2 синхронизирует данные с CRM-системой банка. Во время звонка она запрашивает подтверждение об исходящем вызове. Если система банка вызов не подтверждает, звонок маркируется как подозрительный, и банк получает уведомление.

Новый инструмент должен помочь и в борьбе с «тюремными колл-центрами» — случаями, когда заключённые звонят с целью обмана. Во время вызовов из тюрьмы сопоставляются данные о геолокации. Звонок помечается как рискованный, а банк получает уведомление. Он же принимает решение о блокировке.

МТС тестирует антифрод-систему с декабря 2019 года. Если во время вызова банк не подтверждает разговор с абонентом, оператор блокирует звонок. «Мегафон» информирует банк о звонках из собственного чёрного списка.

Кража средств методом социальной инженерии один из наиболее распространённых видов мошенничества с использованием банковских карт, считает ЦБ. Мошенники звонят клиентам от имени банка, просят назвать пароль и получают доступ к их личным кабинетам и картам.

По данным ФинЦЕРТ Банка России, в 2018 году на социальную инженерию пришлось 97% несанкционированных переводов с банковских карт; было украдено свыше 1,4 млрд рублей. В июле-августе 2019 года Банк России передал операторам связи информацию о 2500 номеров, с которых звонили клиентам. В 198 случаях была выявлена подмена номера банка.

Всплеск звонков с подменных номеров в середине 2019 года зафиксировали сами банки. По словам заместителя директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Ильи Сулоева, 35% от общего числа мошеннических звонков клиентам приходилось на подменные номера.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Walter Kovacs

Радует

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

Нет, вместо того чтобы бороться с подменными номерами они предоставляют банку историю звонков без согласия абонента. *да я помню что подписал договор где они делают все что хотят

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пересветов

КАк еще можно бороться с подменными номерами? Сравнение номера черным списком - самый очевидный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Наверное имелось ввиду запретить вообще предоставлять услугу с подменой номера.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

По моему, это технически нереально запретить.

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Оператор то в курсе что подмена произошла. Значит технически возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Подмена сама по себе не криминал, этим пользуются множество компаний по всему миру. 

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Подмена на используемые банками номера - криминал.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Осталось всего ничего, узнать чьим номерам можно  (банковским), а чьим нет (мошенникам).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

В Украине это технически запрещено. То есть, звонящий подставит любой номер, какой захочет. Но оператор заменит его на тот, который зареган на абонента. Поэтому подмена срабатывает только для каких-то экзотических вариантов номеров из-за границы, что никто не перепутает с телефоном банка

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Тоже вариант, хоть и не удобный для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Chester Rush

Давным давно пора поставить глушилки на все зоны. И тогда огромное количество преступлений просто исчезнет как класс.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Давным давно стоило бы вообще отказаться от отрядного содержания заключенных в сторону одиночного содержания. Да только тюремная система  воспроизводит  саму себя (не только у нас, везде) 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

интересно сколько ты времени сам высидишь в одиночке. без интернета, заметь

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

А вы интересуетесь с научной целью? моральным осуждением? или просто по3.14здеть?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир

современный мошенник сидит в офисе в "обычном" колл-центре, куда нанимают по объявлениям на дверях подъездов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

Сначала телеком дал возможность подменять звонки и спамить и заработал бабла, затем придумал как с этим бороться и предложил это банкам и опять заработал.....

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 «"МегаФон", МТС и Tele2 разработали специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых вызовах их клиентам»

Товарищ майор там совсем потерял стыд и страх. 138 УК РФ

Ответить
Развернуть ветку
okman

Тюремные колл центры - ахаха. Изобретение русских.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin

В SIP нет подменных номеров, потому что нет вообще никакого оригинального номера. Звонок идёт с IP адреса. Можно в Caller ID поставить абсолютно любой номер и цифры. Описанное в статье решение - оно поведенческое, но не техническое, поэтому и результат неочевиден

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

Но с SIP надо как-то попасть на PSTN. Тот, кто приземляет трафик может поправить пакеты так, как надо.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin

Подправить относительно чего? Номер от дайлера колл-центра идет с "нужным" Caller ID изначально. Никакого другого номера или идентификатора, кроме IP не существует

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

В Украине приземлить трафик можно только через провайдера, у которого зареган номер. Там можно подставить что угодно в Caller ID, но провайдер заменит на тот номер, который зареган на эту компанию. Остаётся присылать из-за границы трафик с какими-то экзотическими номерами в Caller ID, но такой номер никто не перепутает с номером банка.

Во многих бизнес-применениях это мешает, но от мошенничества такого типа защищает неплохо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Соловьёв

Что такое подменный номер?

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Мошенник подменяет свой номер вида +7(123)-456-78-90 на какой-нибудь 900 (номер Сбера). И у жертвы будет отображаться звонок от 900.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vlasov

Как до этого зеки доходят?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

на vc можно прочесть

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Избранные

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Соловьёв

Как такое возможно?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

На магистрали возможна подмена CIDR

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Для вас нет

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Молодцы, хуле

Ответить
Развернуть ветку
Елена Елена

хорошая новость, постоянно какие то неадекваты звонят, представляясь службой поддержки банка 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергеевич

При этом звонят они не из поддельных номеров.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергеевич

Лучше бы запустили систему распознавания "мерзавцев" которые представляются сбербанком а номер не из списка "белых" номеров сбербанка. Вот точно лайкнул бы разработку.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Я ничего не понял. Вчера мне звонили, что моя карта ВТБ заблокированная. У меня давно уже нет карты ВТБ. (наверно когда я брал с нее кредит, я попал в какой-то рейтинг). Теле2 мне о подозрительном звонке ничего. Это так и должно? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

всё гораздо проще - это второй поп популярности банк в стране. у меня 10лет назад была там карта, в прошлом году пришло сообщение в viber что ли, не помню. позвонил по указанному там номеру, а зек даже не может банк назвать. вот умора была

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

а что заявление на мошенничество никак да было не накатать от имени банков?

Ответить
Развернуть ветку
Vadym Babaiev

А провести рекламную компанию по ТВ и сказать: мы банки, поэтому мы НИКОГДА не спрашиваем ваши пароли? Не?
А вообще, народ в деревнях так запуган и забит, что блокировка карт и денег звучит для них страшно...
Может через церковь доносить гигиену безопасности?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Приложение Should I Answer?, надеюсь, у всех есть? Платить за фильтрацию звонков точно не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
в основе разработки лежит программное обеспечение шведского производителя Hexagon.

Работал c ним в 2013 году )) AFAIK он тогда был вовсе не шведский
Не прошло и 7 лет, внедрили таки

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Krenvalk

Хорошая новость, только тут не хватает Сбера, у них-то клиентов в несколько раз больше всех вместе взятых перечисленных здесь банков. Заодно и смс-ками бы занялись, а потом и подменой сайтов офиц банков вместе с интернет-провайдерами.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

Накаэцта. Пошел дальше писать книгу по СИ

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда