{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

6 февраля Uber опубликовал результаты компании за чётвертый квартал и подвёл итоги года. Чистый убыток в $8,5 млрд — не самая интересная новость. Изучая отчётность, я обнаружил неприкрытую манипуляцию данными, и сейчас я вам это докажу.

В свежем финансовом документе главный акцент уделён Non-GAAP терминам Adjusted Net Revenue (ANR) и Adjusted EBITDA (AE). Для тех, кто не знает, сразу скажу про Non-GAAP. У многих компаний есть потребность в собственных ключевых метриках и они изобретают скорректированые показатели, не соответствующие стандартам (GAAP) комиссии по ценным бумагам.

Например, у Uber скорректированная выручка представляет из себя выручку за вычетом дополнительных вознаграждений водителям. Для чего это сделано? Предположим, что компания забирает себе с платежа клиента 25%, а оставшиеся 75% отдаёт водителю. Однако чтобы привлечь нового таксиста в систему, сервис может выделить 10% бонусов сверхнормы.

99 страницы проспекта IPO​

Uber убеждён, что платит привлечённым в систему водителям достаточно и верит в условную пропорцию 25/75. Поэтому когда выплачиваются дополнительные 10% бонусов, они записываются в расходы, а выручка от gross booking по-прежнему равна 25%. Но де-факто выручка уменьшается и чтобы не запутаться окончательно, эту новую выручку в Uber именуют ANR.

Сей принцип формирования ANR я ещё упоминал в статье «Что ждёт Uber после IPO». Осталось разобраться с тем, что такое Adjusted EBITDA. Рекомендую ознакомиться со всем перечнем корректировок, которые включает в себя этот показатель в любом из финансовых отчётов. А теперь давайте посмотрим на значения AE:

Годовая AE всего Uber в минусе на $2,7 ярда, а сугубо по поездкам она положительная и равна $2 миллиардам. Логично предположить, что сегменты Eats с Freight, ATG и прочим тянут эту самую скорректированную EBITDA вниз на колоссальные $4,7 миллиарда. Но, к сожалению, годовых значений AE по этим направлениям Uber не публикует. Есть только квартальные:

Segment Adjusted EBITDA

AE по всем сегментам, кроме поездок получается в минусе на $713 миллионов. То есть их Adjusted EBITDA должна быть в плюсе на $29 миллионов, но это не так. Из полученного значения ещё почему-то вычитаются Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Двусмысленность терминологии и формальная логика не оставили во мне никаких сомнений по поводу того, что Uber манипулирует отчётностью. Для чего это делается? Я думаю для того, чтобы сказать, мол, мы ведаем, что творим, ведь по поездкам мы уже давно в плюсе.

Считаете моё предположение вздором? Вбейте в поиск «Uber rides business profit». Например, Ars Technica уже смело говорит, что подразделение такси прибыльное, поскольку EBITDA положительная, забывая, что это вовсе не EBITDA, а скорректированный Non-GAAP.

В итоге у нас есть две Adjusted EBITDA — общая и относящая к определённому сегменту. Происхождение общей AE показано в таблице выше, взятой из презентации инвесторам. Сегментная, как мы уже знаем, исключает Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Corporate G&A also includes certain shared costs such as finance, accounting, tax, human resources, information technology and legal costs. Platform R&D also includes mapping and payment technologies and support and development of the internal technology infrastructure.

Воспользуюсь аллегорией, дабы пояснить, что значит положительная AE по поездкам. Представьте, что у вас есть ресторан. Вы знаете себестоимость самого популярного блюда с учётом труда повара. Пусть это будут пельмени. Так вот разница между себестоимостью пельменей и ценой продажи — есть ваша AE.

Посудомойки, официанты, кассир, бухгалтер, управляющий, налоги и скидки — не в счёт. Главное — положительная скорректированная EBITDA по пельменям. Если вы этого добились, то, вероятно, компетентные журналисты начнут писать, что ваше заведение скоро станет прибыльным, ибо вы достигли профицита в пельменном сегменте.

Возвращаюсь к Uber. Дара Хосровшахи уже не первый квартал говорит о цели добиться положительной AE. Но меня удивило, что в последней презентации эта цель интерпретируется как профицит. Компания даже в планах не озвучивает реальную прибыльность.

Посмотрите внимательнее на график выше. Напомню, что ANR это выручка за вычетом дополнительных бонусов водителям. И, что логично, эти бонусы также вычитаются из расходов. Всё честно. А сейчас я покажу вам магию цифр.

В 2019 году GAAP Revenue составил $4,096 млн, убыток — $971 млн. Adjusted Net Revenue равен $3,730 млн, убыток — $615 млн. В первом случае отношение убытка к выручке равно (23,8)%, во втором (16.4)%. Ну классно же? Вот вам картинка для простоты понимания:

Самое забавное, что про эти их методы я уже писал, только раньше в проспекте фигурировал термин Core Platform Contribution Profit. И если тогда мне казалось, что компания пытается выглядеть привлекательнее ради успешного дебюта на фондовом рынке, то сейчас мне кажется, что это реальное целеполагание внутри Uber.

Апофеоз

В 2019 году чистый убыток «стартапа» составил $8,5 миллиардов, при выручке в $14 ярдов. Доходы увеличились на 26% YoY, однако их рост замедляется как в процентном соотношении, так и в абсолютных числах. Важно подчеркнуть, что при сокращающихся темпах наращивания выручки расходы наоборот выросли. И это происходит за минусом stock-based compensation.

В июле 2019 года Uber уволил 400 из 1200 сотрудников отдела маркетинга, и я ожидал хотя бы сокращения костов по SG&A, однако с начала года они только увеличились. Adjusted EBITDA в сегменте поездок положительная, но направление еды по этому показателю в минусе на $466 млн в Q4 и $316 млн в Q3.

Это (66)% и (67)% YoY. Расходы по еде растут линейно и они даже не думают уменьшаться. Направления Freight, ATG и Other bets также стабильно убыточны.

Подводя итог, я хочу сказать, что за год ситуация в Uber нисколько не улучшилась, а точнее даже ухудшилась. Правда, у компании на руках есть около $11 миллиардов и солидные доли в «Яндекс.Такси», Grab и Didi. Времени на чудеса в операционном управлении у Дары, наверное, достаточно. И я бы верил, что они произойдут, если бы не наблюдал откровенные ухищрения и манипуляции в отчётности.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
120 комментариев
Написать комментарий...
Глеб Горохов

Так я и думал.

Ответить
Развернуть ветку
Андрюха Л

Убер - отличный пример,
"стартап" ни разу за всю свою историю не показывал прибыль даже формально, а капитализация неизменно растет...🙊

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Я не скажу, что я дока в бухгалтерии, но несколько проспектов и пару десятков отчётов читал. Подобный подход заметил только у Убера. Да, всякие Adjusted есть у всех, но они не выносятся на передний план. Плюс по ним не именуют профицитом. У Убера есть очевидная подтасовка. Тот же Rides AE и AE они ставят рядом, демонстрируя, что по поездкам у них солидный плюс. Но это разные по своей структуре показатели. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Олег Кольжанов

По мне так все правильно - расходы на разработку для стартапа - это расходы на захват рынка - на максимальный рост - на промо по сути. Как и расходы на промо вполне могут быть существенно сокращены до уровня поддержки без особого ущерба для бизнеса, когда рынок уже захвачен.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Ну как же не манипуляции? Моя статья началась с таблицы, где есть Rides AE и общая AE. Они стоят друг за другом без каких либо примечаний. Для простоты понимания давайте заменим AE на чистую прибыль. Убер пишет: чистая прибыль по поездкам — 2700. Чистая прибыль компании — минус 2000. Человек читает и думает — они научились зарабатывать на такси, просто сейчас инвестируют огромный капитал в другие направления. Но по факту оказывается, что чистая прибыль по поездкам — это не чистая прибыль, а сегментная чистая прибыль, которая исключает G&A и R&D. Так вот у Убера, Rides AE — не AE, да и сам AE проблематичен. 

Манипуляция — это не только про то, когда в фильмах один из героев в горе бумаг находит сокрытие миллиардов долларов. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Александр Антипов

А вот все говорят что Убер не несет прибыли да и вообще типо не бизнес. Да еще и красных мне налепили. Думаю что люди не совсем корректны.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

 
"Годовая AE всего Убера в минусе на $2.7 ярда" это из статьи

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Habl

Убер ждет будущего с самоуправляемыми автомобилями, где он развернётся во всей красе. А до него нужно собрать пользовательскую базу. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Во-первых, может не дождаться. А во вторых, флот беспилотников очень дорого стоит.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Steve Evets

Боюсь, примерно того же будущего ждут еще с десяток существующих конкурентов Убера. Плюс, сотня пока не открывшихся, но уже сидящих на низком старте

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

вопрос, как они планируют еще 10-15 лет жить? 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Aristov

Блин ну не вижу манипуляций, легкое вуалирование возможно:) в non-Gaap они могу применять свою собственную методику учета для своего удобства. В практике мне встречался такой метод, он может применяться, если бонусы постоянны и ретроспективны. Кстати помимо цифр non-gaap служит неплохим источником информации грамотности управления компанией. Что бы компания не отразила в non-gaap, gaap расставит все по местам. Плюс любую отчетность анализируют во времени. И если рассматривать ваш пример, то динамика и темпы non-gaap сравнимы с gaap. Даже если они бы изменили методику и возьмем ваш пример, то мы бы сразу увидели падение выручки и расходов, что натолкнуло бы нас на поиск истины. Вы уж извините, но вашей статье интересен только заголовок. Рекомендую вам перед публикацией статьи хотя бы отдавать на проверку знакомому CFO из крупной западной или прозападной компании, ну или самому подучить бухучет:)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Демидов

Есть ли предположения на этот год и на ближайшие два, с учётом 20-го: если не будет никаких кардинальных изменений в бизнесе, убытки увеличатся или всё-таки могут сократиться при росте реальной прибыли?
Ведь получается так, что компания пожизненно убыточная.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Влад Валов

Ну что через годик-другой убытки превысят выручку, главное инвесторам не терять надежду в возможность отыграться))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Любой бизнес план - баланс между adjustmentами и реальностью)

Ответить
Развернуть ветку
Tema Krukovets
Ответить
Развернуть ветку
Напрасный Труд

Отлично)))

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Trenin

Не верю, что Нельсон мог пойти на подобные манипуляции финансовыми результатами, он профессионал с безупречной репутацией. Возможно, в отчет просто забыли включить уведомление об изменении учетной политики.  Давайте дождемся аудированной отчетности и все станет на свои места.  

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Я нисколько не умаляю его профессионализм, скорее наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Никаких манипуляций нет. 
Автор действительно считает, что рискующие своими деньгами инвесторы читают отчеты менее внимательно, чем это сделал он?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeni Nabokov

1200 маркетологов — куда столько? 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Petrichenko

Кликбейтный заголовок и содержимое материала не учитывают следующее:
1 - у компаний уровня Uber капитализация не всегда напрямую зависит от прибыльности и выручки; все дело в разрабатываемых технологиях и долгосрочных перспективах (см Tesla); 
2 - при текущей ликвидности Uber просуществует еще много лет, несмотря на опасения диванных аналитиков;
3 - то что автор называет "отчетностью" на самом деле пресс-релиз, в настоящей отчетности (по форме 10-K) non-GAAP показателям не уделяют столько внимания и сверка с GAAP обязательна во всех случаях, грамотный инвестор что нужно все поймет, неграмотный будет поверхностно спекулировать;
4 - убыток $8.5 млрд сугубо виртуальный (бухгалтерский), EBITDA (GAAP) в данном случае гораздо ближе к финансовой реальности компании.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Андреев

Не специалист. А смысл таких манипуляций? Сокрытие дохода? Привлечение инвесторов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Ох уж эти русские экономисты :0)
Помнится, год назад ты нам рассказывал о крахе Лифт, который и полгода не проживет. Потом приводил пример Ятакси, где утверждал, что в их комиссию входит уже НДС и плата за ПО 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Когда я говорил, что Lyft полгода не проживёт? 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Bon Aqua

Феномен убера

Ответить
Развернуть ветку
Андрюха Л

Del

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Frisco Bay

Тем временем, после выхода отчетности акции Uber выросли на 10%. Лохи-инвесторы не раскусили манипуляцию)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"Правда, у компании на руках есть около $11 миллиардов и солидные доли в «Яндекс.Такси», Grab и Didi"
Они купили в прошлом году Careem за 3,1 млрд

Ответить
Развернуть ветку
Роман Нечаев

Почему же при таких убытках в компанию вложили вроде 11 млрд?
думаю, что при хоть малейшей возможности манипуляции с отчетами этого бы не произошло. 
Понятно, Убер хочет стать монополистом на рынке и очень большие суммы в это вкладывает, хочет понравиться и водителям и пассажирам. Это называется агрессивная политика. Они видимо пока демпингуют  рынок. На демпинге все вкладываются, прибыль впереди. Амазон так же когда то вкладывался не по детски. Но повторит ли Убер историю Амазон, большой вопрос. Рынок не стабилен и впереди беспилотная революция. Хотя Убер на старте революции имеет самые хорошие позиции на этом рынке.  

Ответить
Развернуть ветку
ЛАБОРАТОРИЯ БИЗНЕСА

Вывод один ... пропорция скоро поменяется и будет не 25/75 ... и в итоге водилы будут получать меньше!!!

Ответить
Развернуть ветку
Canapsis

А что так можно было?

Ответить
Развернуть ветку
Напрасный Труд

Убытки будут только расти и крах не за горами. Не успеют они дожить до "светлой эры беспилотников". 
Сама бизнесс-модель порочна, когда стоимость поездки назначает "приложение"в телефоне, а не парки и водители т.е. те кто несут основные затраты по совершению поездки. Т.е. сама история не хорошая - отсутствие обязательств по минимальногарантированной оплате труда водителей. В цивилизованных странах это не прокатывает ( поэтому Яндекс.Такси и двигается в Кот-Дивуар и Ганну))). Отсюда постоянное давление регуляторов Калифорния ( водитель не независимый подрядчик, а работник), Нью-Йорк минималка в 17,5$ в час водителю на руки ( алгоритмы грабительские уже не катят, агрегатор в доле по затратам), запрет по работе в Германии, суды в Великобритании ( и я вангую, скорое запрещение), запрещение в Турции... Погуглите, я не владею иностранными языками, я таксист, но эти суды похожи на карту боевых действий от Австрии до Кении...))) А если учесть, что в эти страны зашли и потратили на это деньги, а медвежьих углов "где беснуется дикий капитализм" всё меньше и меньше, и ёмкость этих рынков не велика, то ситуация для UBER не радостная, поэтому нужно "втереть очки" инвесторам)))
Вот мне интересно о чём думают вожди Яндекс.Такси в предверии IPO? У нас маркетинговая ересь даже не в квадрате, а в кубе))) "Наши потенциальные пассажиры ездят в автобусах..." "Стоимость поездки не важна, важно их количество..." и ещё много перлов от Худавердяна и Шулейко. И это не слова, в некоторых регионах стоимость поездки 39р!!! Как можно конкурировать с общественным транспортом, который датируется государством? Государство не сможет долго закрывать на это глаза, недовольство водителей уже скоро не покрыть эпизодическими бонусами... За исходом водителей, неизбежный отток пассажиров, как только время подачи увеличится... Синергия и  "зонтичность" брендов, может сыграть злую шутку и с ГОЛОВНЫМ Ядексом, т.к. выручка Яндекс такси всё весомее в общем "котле"...

Ответить
Развернуть ветку
117 комментариев
Раскрывать всегда