{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

6 февраля Uber опубликовал результаты компании за чётвертый квартал и подвёл итоги года. Чистый убыток в $8,5 млрд — не самая интересная новость. Изучая отчётность, я обнаружил неприкрытую манипуляцию данными, и сейчас я вам это докажу.

В свежем финансовом документе главный акцент уделён Non-GAAP терминам Adjusted Net Revenue (ANR) и Adjusted EBITDA (AE). Для тех, кто не знает, сразу скажу про Non-GAAP. У многих компаний есть потребность в собственных ключевых метриках и они изобретают скорректированые показатели, не соответствующие стандартам (GAAP) комиссии по ценным бумагам.

Например, у Uber скорректированная выручка представляет из себя выручку за вычетом дополнительных вознаграждений водителям. Для чего это сделано? Предположим, что компания забирает себе с платежа клиента 25%, а оставшиеся 75% отдаёт водителю. Однако чтобы привлечь нового таксиста в систему, сервис может выделить 10% бонусов сверхнормы.

99 страницы проспекта IPO​

Uber убеждён, что платит привлечённым в систему водителям достаточно и верит в условную пропорцию 25/75. Поэтому когда выплачиваются дополнительные 10% бонусов, они записываются в расходы, а выручка от gross booking по-прежнему равна 25%. Но де-факто выручка уменьшается и чтобы не запутаться окончательно, эту новую выручку в Uber именуют ANR.

Сей принцип формирования ANR я ещё упоминал в статье «Что ждёт Uber после IPO». Осталось разобраться с тем, что такое Adjusted EBITDA. Рекомендую ознакомиться со всем перечнем корректировок, которые включает в себя этот показатель в любом из финансовых отчётов. А теперь давайте посмотрим на значения AE:

Годовая AE всего Uber в минусе на $2,7 ярда, а сугубо по поездкам она положительная и равна $2 миллиардам. Логично предположить, что сегменты Eats с Freight, ATG и прочим тянут эту самую скорректированную EBITDA вниз на колоссальные $4,7 миллиарда. Но, к сожалению, годовых значений AE по этим направлениям Uber не публикует. Есть только квартальные:

Segment Adjusted EBITDA

AE по всем сегментам, кроме поездок получается в минусе на $713 миллионов. То есть их Adjusted EBITDA должна быть в плюсе на $29 миллионов, но это не так. Из полученного значения ещё почему-то вычитаются Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Двусмысленность терминологии и формальная логика не оставили во мне никаких сомнений по поводу того, что Uber манипулирует отчётностью. Для чего это делается? Я думаю для того, чтобы сказать, мол, мы ведаем, что творим, ведь по поездкам мы уже давно в плюсе.

Считаете моё предположение вздором? Вбейте в поиск «Uber rides business profit». Например, Ars Technica уже смело говорит, что подразделение такси прибыльное, поскольку EBITDA положительная, забывая, что это вовсе не EBITDA, а скорректированный Non-GAAP.

В итоге у нас есть две Adjusted EBITDA — общая и относящая к определённому сегменту. Происхождение общей AE показано в таблице выше, взятой из презентации инвесторам. Сегментная, как мы уже знаем, исключает Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Corporate G&A also includes certain shared costs such as finance, accounting, tax, human resources, information technology and legal costs. Platform R&D also includes mapping and payment technologies and support and development of the internal technology infrastructure.

Воспользуюсь аллегорией, дабы пояснить, что значит положительная AE по поездкам. Представьте, что у вас есть ресторан. Вы знаете себестоимость самого популярного блюда с учётом труда повара. Пусть это будут пельмени. Так вот разница между себестоимостью пельменей и ценой продажи — есть ваша AE.

Посудомойки, официанты, кассир, бухгалтер, управляющий, налоги и скидки — не в счёт. Главное — положительная скорректированная EBITDA по пельменям. Если вы этого добились, то, вероятно, компетентные журналисты начнут писать, что ваше заведение скоро станет прибыльным, ибо вы достигли профицита в пельменном сегменте.

Возвращаюсь к Uber. Дара Хосровшахи уже не первый квартал говорит о цели добиться положительной AE. Но меня удивило, что в последней презентации эта цель интерпретируется как профицит. Компания даже в планах не озвучивает реальную прибыльность.

Посмотрите внимательнее на график выше. Напомню, что ANR это выручка за вычетом дополнительных бонусов водителям. И, что логично, эти бонусы также вычитаются из расходов. Всё честно. А сейчас я покажу вам магию цифр.

В 2019 году GAAP Revenue составил $4,096 млн, убыток — $971 млн. Adjusted Net Revenue равен $3,730 млн, убыток — $615 млн. В первом случае отношение убытка к выручке равно (23,8)%, во втором (16.4)%. Ну классно же? Вот вам картинка для простоты понимания:

Самое забавное, что про эти их методы я уже писал, только раньше в проспекте фигурировал термин Core Platform Contribution Profit. И если тогда мне казалось, что компания пытается выглядеть привлекательнее ради успешного дебюта на фондовом рынке, то сейчас мне кажется, что это реальное целеполагание внутри Uber.

Апофеоз

В 2019 году чистый убыток «стартапа» составил $8,5 миллиардов, при выручке в $14 ярдов. Доходы увеличились на 26% YoY, однако их рост замедляется как в процентном соотношении, так и в абсолютных числах. Важно подчеркнуть, что при сокращающихся темпах наращивания выручки расходы наоборот выросли. И это происходит за минусом stock-based compensation.

В июле 2019 года Uber уволил 400 из 1200 сотрудников отдела маркетинга, и я ожидал хотя бы сокращения костов по SG&A, однако с начала года они только увеличились. Adjusted EBITDA в сегменте поездок положительная, но направление еды по этому показателю в минусе на $466 млн в Q4 и $316 млн в Q3.

Это (66)% и (67)% YoY. Расходы по еде растут линейно и они даже не думают уменьшаться. Направления Freight, ATG и Other bets также стабильно убыточны.

Подводя итог, я хочу сказать, что за год ситуация в Uber нисколько не улучшилась, а точнее даже ухудшилась. Правда, у компании на руках есть около $11 миллиардов и солидные доли в «Яндекс.Такси», Grab и Didi. Времени на чудеса в операционном управлении у Дары, наверное, достаточно. И я бы верил, что они произойдут, если бы не наблюдал откровенные ухищрения и манипуляции в отчётности.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
120 комментариев
Написать комментарий...
Anton

Ох уж эти русские экономисты :0)
Помнится, год назад ты нам рассказывал о крахе Лифт, который и полгода не проживет. Потом приводил пример Ятакси, где утверждал, что в их комиссию входит уже НДС и плата за ПО 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Когда я говорил, что Lyft полгода не проживёт? 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

сорри, год :0)
"На руках у Lyft примерно полмиллиарда долларов. Компания уже и года не проживёт на имеющиеся деньги. И это я не говорю про обязательства на $1,479 млрд"

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Смотрю в книгу — вижу фигу. Это был не прогноз, а состояние компании до IPO.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Не то чтобы я хотел подколоть тебя конкретно, скорее всех адептов фундаментального анализа :0)
Я вот открыл Книгу свежую, точнее репорт за 3 квартал 2019 от Лифта, и вижу следующее:
Cash and cash equivalents выросли с 517М до 543М  с момента твоего обзора
Total current liabilities с 1,4B до почти 2,4B
Т.е. кэш увеличился на 30м, а долг текущий почти на 1 млрд. Внимание вопрос: сколько еще проживет этот проЖект? :0)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Я на этот вопрос не отвечу и я никогда не давал конкретных прогнозов о том, сколько кому осталось жить. Фраза моя про Lyft выдрана из контекста. Прочитавший мою статью полностью, никогда не ляпнет, что я предвещал Лифту гибель через год. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Ну такое. Вы же берете из отчета отдельные цифры и вокруг них строите свою теорию. Вот и я так сделал :0)

Ответить
Развернуть ветку
117 комментариев
Раскрывать всегда