{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Нужно ли делать бизнес-план для стартапа

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, — о прогнозировании экономики в стартапах.

Недавно собирал презентации по просьбе инвестора и обратил внимание, что основатели достаточно подробно описывают свою идею, но вот сколько на этом получится заработать почти никто не пишет. Некоторые попросили с этим помочь или даже составить бизнес-план. Решил этот вопрос обсудить публично.

Получается, что вопрос экономики оставляется как-то на потом, в формате «как пойдёт». Отчасти я это понимаю — стартап в самом начале это какая-то общая идея, и к чему она приведёт завтра непонятно. С другой стороны делать только ради того, чтобы сделать — это не про деньги, а про альтруизм.

В итоге, основатели часто обращаются с просьбой разработать стратегию развития стартапа или написать бизнес-план идеи, которая никогда и нигде еще не использовалась. Конечно же, можно составить анализ в красивых графиках, измерить объем рынка в интересных общих цифрах. Но, в конечном итоге, получиться бумажка, которую вы отправите в мусорное ведро, как только ваш проект начнет жить своим первым днем.

Отличия бизнеса и стартапа

Всегда важно сравнивать бизнес и стартап. Для многих это одно и то же, но на самом деле это разные вещи. Стартап это запуск чего-то принципиально нового. Цель любого стартапа — сформировать правильные бизнес-процессы и стать бизнесом.

Например, вы изобрели крутую идею на которой собираетесь зарабатывать, кто-то это делает, но другими способами. Всегда стартап предлагает какое-то нововведение, изменение рынка. Рынок работает на каких-то стандартных согласованных правилах. Вы приходите, рушите все эти правила и говорите: “ребята, выгоднее работать по-другому”.

Теперь вернёмся к бизнес-планированию. Как можно написать бизнес-план новой идеи, которая еще ни разу нигде не использовалась? Понятно, что есть какие-то аналоги. Запускается маркетплейс — есть YouDo, запускается доска объявлений — есть Avito. Но реально повторить экономику этих проектов у Вас не получится — вы запускаетесь в другое время и в других экономических условиях.

Запуск ларька с шавермой

Почему люди простят бизнес-план или стратегию развития? Давайте разберём на примере ларька с шавермой. В интернете загуглим: “Бизнес-план ларька с шавермой“ — увидим несколько бизнес-планов открытия подобных ларьков, причем всё в этих бизнес-планах будет расписано до мелочей. Единственное, с чем нужно не прогадать — это выбор точки с хорошей проходимостью, где, по возможности, не будет другого фастфуда.

Все данные будут максимально приближенными к реальности и они у вас повторятся, так как этих ларьков было запущено уже куча. И, если бизнес-план вы скачали верный, все ваши данные совпадут, работают законы матстатистики.

Проблемы планирования стартапа

Так вот, вернемся к стартапу — это то, что до вас никто не запускал, либо запускал, но по-другому. Вы не знаете всей подноготной, того что было у аналогов, когда они запускались. Можно взять и скопировать сайт или приложение того или иного сервиса, но почему эти проекты получились именно такими какие они есть сейчас, вам никто не расскажет. Что сработало у Авито несколько лет назад может похоронить новую доску объявлений.

Почему нельзя написать стратегию стартапа? Потому, что это такая идея которую никто никогда еще не запускал. Возьмем, к примеру, стартап для логистики. Абстрактно мы знаем общие понятия: есть получатель груза, есть отправитель груза, есть диспетчер, есть перевозчик и т.д. Понятна логика работы, технически можно разработать схему, как должна работать идея. Но экономически данным вопросом должен заниматься человек, который работал в области логистики и может дать адекватные рекомендации в области выстраивания экономического бизнес-процесса, получения выгоды и монетизации из нового сервиса. При этом, прогнозы будут очень общими.

Страшно запускать проект не принимая сколько он принесёт денег и принесёт ли вообще. Прекрасно понимаю инвесторов, которые отправляют основателя проекта запускать и проверять рынок «на свои», а уж потом обращаться за деньгами для развития.

Как получить хоть какие-то прогнозы?

Здесь на помощь приходит MVP и принцип гипотез. Лично мне больше импонируют циклы HADI.

Соответственно, план такой:

1. Ставим гипотезу (рекомендую ставить такую, чтобы срок проверки был не более недели)

2. Совершаем действие, чтобы проверить эту гипотезу

3. Получаем дискретные данные

4. Делаем определенные выводы (это начало следующей гипотезы).

И так по кругу. Со временем все эти проверки гипотез складываются в стартап.

Плохой пример: Мы сделаем стартап типа Авито по недвижимости за год и много заработаем.

Хороший пример: За неделю и 10 000р с директа мы получим на лендинге не менее 15 качественных заявок на продажу квартиры.

По большому счёту, вы собираете таким методом доказательную базу для инвестора почему вам стоит дать деньги.

Давайте сделаем сразу хорошо!

Ко мне, иногда обращаются и говорят, что, нам не нужна MVP-версия для проверки, мы в идее уверены и сразу сделаем всё круто и по-максимуму. Как правило, такие проекты заканчиваются тем, что 80%, а то и больше из того что сделано не востребовано, (не возможно на старте продумать все с точки зрения бизнеса) люди будут пользоваться не так как задумывал основатель проекта. Вот хороший пример такого запуска.

В этом случае нужна глубокая переработка проекта, либо, вообще, отказ от части задуманного функционала или модулей. Именно поэтому я рекомендую делать минимум, затем запускать и проверять. Если работает — делать еще доработку, на основе опыта этого результата. И только так, выпуская доработки, делать полноценный качественный проект.

В принципе, большинство проектов, которые вышли из стартапов и идут в своем развитии именно по такому принципу. К примеру Uber — они постоянно вносят небольшие доработки, не потому, что кто-то не додумал что-то в самом начале, а потому что они получают новые данные, появляются новые конкуренты, меняется экономика, меняется рынок, меняются пользователи, мир меняется.

Нельзя сделать сразу крутой проект. В жизни так не бывает, проект зависит не только от программиста или автора идеи. Успех зависит от рыночных условий, от того, как построена ваша маркетинговая компания, наличия/отсутствия конкурентов от того, как работают ваши конкуренты.

Почему говорят что идея ничего не стоит? Пока вы не проверили и не применили идею в реальности — это просто слова сказанные в воздух. Она ничего не стоит, не потому, что вы придумали откровенную лажу, а потому, что за вашу идею никто не заплатил ни одного рубля, и вы не получили опыт использования.

Бизнес-план, который хотя бы примерно попадал бы в итог запуска стартапа написать нельзя. Под идею без какого-либо обоснования экономики деньги получить тоже крайне сложно.

По опыту запуска проектов, я пришёл к выводу, что только принцип постановки и проверки гипотез даст понятную историю микро успехов и микро провалов, на основе которых получится сделать правильные прогнозы по развитию.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Уже писал как-то на VC:
- многие кредиторы считают, что они инвесторы.
- многие стартаперы считают, что деньги, вложенные инвестором в их стартап, возвращать не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

В точку!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

так и живём. С одной стороны договор займа подаётся как инвестиционный, с другой желание просохатить чужие деньги без какой либо ответственности. Зато цифровая экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Это я к тому, что на самом деле мало одних и других и низкая культура инвестиционного бизнеса.
Я сейчас веду переговоры с «инвестором» по одному проекту. Так он просит прогарантировать ему все займы, минимальный объём выручки, сроки возврата и долю 51%. При том, что ему даны все цифры по экономике, включая капвложения, ШР, ФЗП, налоги, и пр. Выходит, что все риски только мои. Сольюсь, наверное...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Да, условия странные. Какие могут быть гарантии под 51% годовых? За гарантиями в Сбербанк с 5-ю процентами. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Как минимум под соответсвующий залог.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

51% в компании))))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

У нас принято просить 70-90% долю за копейки, которые тратить собираются сами(своих людей везде собираются поставить) и еще просят гарантии на 1000% что на каждый вложенный рубль получат 30.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Если учесть, что первые инвесторы у проектов, как правило, непрофессиональные, а фаундерам сильно хочется поскорее запустить проект, зачастую случаются варианты в лучшем случае 50/50 или даже описанный 51% для инвестора преобладают над разумными и выгодными для всех 7-10. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Эм... сперва подумал что речь о займе. Какие тогда, вообще, нафиг возвраты? Он покупает долю, внося в уставной капитал компании согласованную сумму. Далее стоимость компании либо растет, либо нет. Пропорциональна растёт цена его доли. Каша какая-то...

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Инвест займ как юр термен и реализация отсутсвует у нас.
Не надо считать что если получил инвест займ у нас под каким то другим соусом, то с тебя потом не спросят деньги назад. Причем спросят не сумму, которую дали, а минимум в два раза больше.
Если откажешься то разговаривать будут через братков.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Точняк. Объясняю один-в-один, не получается донести. Говорит: «У меня условия такие, ищи тогда деньги в банке».
Он вносит все 100% денег на бизнес, поэтому тяжеловато продвигаемся.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Именно так. Но опытный инвестор сразу отличит, пытаются ему продать «воздух» или «там деньги есть». К сожалению, когда второе, начинается отжим и усложнение условий совместной работы.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

"но вот сколько на этом получится заработать почти никто не пишет."

Так потому что никто почти и не собирается!

"Ты инвестор, деньги давай на масштабирование, экосистему и экспансию, а там как-нибудь лет через 5-15 что-нибудь да выйдет. Или нас купит ГУГЛ!

А  ты вопросы какие-то задаешь странные, ты инвестор вообще? Какой-то отсталый, неправильный инвестор"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

"Так потому что никто почти и не собирается!"

Ваша правда. Для многих стартап - не более чем хобби под благовидным предлогом. Сейчас всё больше общаюсь с инвесторами и всё больше понимаю, что инвестора найти проще, чем человека, готового поработать, чтобы доказать перспективность своей идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

Не, это не хобби. 

Это как раз основной вид деятельности/образ жизни - потратить чужие деньги на свои (сомнительные) проекты, ничем особо не рискуя. А потом, когда деньги кончатся или удасться продать (маловероятно)  свое детище, не покрыв убытков заявить "я бизнесмен, запустил сервис!" 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

То есть как это особо не рискуя?
А вджобывать года 2-3 до первой окупаемости? При этом имея минимум дохода и свободного времени? А нанять персонал и нести ответственность перед всеми наверху и внизу?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Это если реально работать, а очень часто бывает сильно наоборот. Это называется «стартапер выходного дня»

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Менеджер, который работает в выходные.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Спасибо, Олег

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Кому надо заплатить денег, чтобы тебя отключить?

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Всем.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

дел

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Сдадим алюминий и хватит.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Вы можете просто нажать на три точки под комментарием бота и выбрать «Игнорировать»

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Не получается.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Спасибо за напоминание, еще немного понаблюдаю

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tsibrov

Насколько я понял, суть сводиься к тому, что если не особо напрягаясь можно получить какой то выхлоп, то тогда стоит приложить усилия и получить выхлоп гораздо больше (примерно так мне рассказывал товарищ о знаниях полученных  на курсах MBA)).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

примерно так и есть. Хочу своей статьёй оградить будущих основателей от желания "жахнуть" сразу и громко. Жахнуть можно, но в 99% случаях закончится провалом.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Ну где-то логика есть. Или вы думаете все это бессмысленно? Просто играет большую роль дело случая. Кто-то пашет сутками и мимо. А кто-то сразу миллионы косит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad
 Что сработало у Авито несколько лет назад может похоронить новую доску объявлений.

Новую доску объявлений похоронит реклама на десятки миллионов долларов?

 Почему говорят что идея ничего не стоит? Пока вы не проверили и не применили идею в реальности — это просто слова сказанные в воздух. Она ничего не стоит, не потому, что вы придумали откровенную лажу, а потому, что за вашу идею никто не заплатил ни одного рубля, и вы не получили опыт использования. 

Как вы все достали с этим "идея ничего не стоит". Идея идее рознь и степень проработки у разных идей разная. Человек может годами вынашивать, прорабатывать и просчитывать идею, тратя свое время и инвестировать по сути весь свой опыт и свою жизнь - это по вашему ничего не стоит? Я вот могу сказать, что деньги инвесторов ничего не стоят - нахрена мне отдавать долю проекта подобным "умникам" за деньги, на которые я оплачу специалистов, если я могу дать ту же самую долю напрямую специалистам?

 

 Бизнес-план, который хотя бы примерно попадал бы в итог запуска стартапа написать нельзя.

Что? По сути, БП и состоит из гипотез и данных, которые есть в наличии, и если итоговая картина абсолютно не соответствует запланированному, значит на этапе планирования были допущены серьезные ошибки, и от того, что вы назовете это "гипотеза не подтвердилась" ничего не поменяется. 

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда