5 способов убить свой бизнес, даже не начав: «скучный» аудит типичных заблуждений

И снова здравствуйте! Ещё раз представлюсь: я — Владимир Зинин, профессиональный финансист с многолетним опытом работы. Я — основатель и управляющий партнёр бухгалтерской компании МАКО, первого в России «бухгалтерского конвейера». У нас есть офисы в Санкт-Петербурге (https://mako.expert/spb) и Москве (https://mako.expert/msk), а работаем мы вообще по всей России. На мою прошлую статью о том, как мы построили этот «конвейер», пришло много отзывов — и хороших, и плохих. Мне очень приятно видеть активную обратную связь, поэтому я решил продолжить.

Сегодня расскажу о том, что нужно сделать начинающему предпринимателю сразу после того, как ему в голову пришла гениальная идея нового бизнеса. Опыт показывает, что в важнейших финансово-административных вопросах гениальные и креативные часто оказываются полными профанами. Из-за чего потом имеют огромные проблемы, в первую очередь — финансовые и налоговые.

Каждый начинатель своего бизнеса ещё ДО начала реализации своих идей должен постараться избежать ошибок, гарантированно ведущих к провалу. Ошибок, из-за которых вас и ваш бизнес сожрут налоги, конкуренты или ваши же собственные бухгалтера. Вот эти 5 ключевых ошибок, которых надо избежать ещё до того, как вы начнёте клепать новые спутники в своем гараже, откроете «перспективную шиномонтажку на районе» или «интерактивную кофейню уникального формата»… Эти 5 ошибок можно превратить в вопросы и даже в стратегию, которая поможет построить фундамент для вашего бизнеса СРАЗУ без ошибок .

ОШИБКА 1. «У меня настолько гениальная идея, что всё остальное не имеет значения»

Практически каждому начинателю собственного бизнеса, так или иначе, хочется — чтоб как у Илона Маска. Типа: у меня идея, хочу вот Hyperloop сделать — и все такие: «вау!». И сразу — инвесторы, деньги, инженеры-авантюристы — все забегали, взялись, разработали, запустили. Но нет, так не бывает. Даже у самого Илона, знаете ли, Маска! При его-то возможностях и большом штате консультантов, юристов и бухгалтеров. А что за душой, кроме идеи, есть у обычного стартапера?

И в каком правовом, юридическом, бухгалтерском поле человек будет реализовывать свою идею? Как организует свою фирму, будет платить налоги? И как он будет расплачиваться за свои кредиты на «идею» — он об этом подумал? Если нет, то его ждут неприятные сюрпризы.

Банальность написал, да? Но видели бы вы столько «идейных» ребят, сколько их видел я! Ведь стартаперы это мой профиль. К нам в МАКО нередко обращаются люди с гениальными идеями, но вообще без понимания, на каком каркасе-фундаменте им построить своё дело, чтобы идея начала приносить доход. Сколько в этих людях на старте правовой, финансовой и налоговой девственности! Хорошо, что обращаются за первичной консультацией. И просто отлично, что задают глупые вопросы: НЕ глупо чего-то не знать, глупо — надеяться, что тебе простят штраф в налоговой. Понимаете?

Не зря по статистике (которая, как мы знаем, безжалостна) всего 1% стартапов становится доходным. А куда деваются 99% остальных? Лопаются. И среди причин провалов не только «плохая идея», но и «плохая подготовка», слишком большая «оторванность от земли». Плохая подготовка — это когда человек по незнанию специфики законов и правил, открыл ИП (а надо было бы – ООО, впрочем, не буду спойлерить, подробно об этом ниже), не справился с отчётностью, попал на сотни тысяч штрафа по итогу года, и — прогорел. Да ещё и личное имущество из-за проваленного бизнеса у него забрали в счёт штрафа и закрытия долгов…

Один давний знакомый говорил: «Зачем я вообще ввязался в собственное дело? Лучше б как раньше, на дядю работал! Никаких проблем с налоговой, никакой возни с отчётами, пересортицей, онлайн-кассами, сертификацией, неликвидами, работниками... Им же зарплату плати хоть своими почками — им вообще плевать, прогораешь ты или нет: они работают, а значит, плати!»

А всё почему? Потому что человек затеял бизнес мечты — «магазин подарков», «кофейню нового формата», «розничную точку с санкционкой», не подумав ни о налогах, ни о легальности и бухучёте, ни о той же пресловутой кассовой дисциплине. Конечно, ему теперь проще на всё плюнуть, раздать долги имуществом и вернуться «под крыло к дяде». Если вы так не хотите — проститесь с наивностью.

ОШИБКА 2. «Не нужны мне консультации, я сам во всем разберусь!»

Мы в моей компании МАКО не считаем возможным оценивать степень гениальности вашей идеи открытия обувного магазина в Латинской Америке (помните, как в повести О. Генри «Короли и капуста»?). А вот консультации и содействие в практическом поле — это наш профиль.

Нередко при первом общении наши специалисты слышат такое: «Мне, на самом деле, всё понятно. Я вот себе скачал Налоговый Кодекс и с ГАРАНТом разберусь сам. У меня только один маленький вопросик…» И вот с этого «маленького вопросика» открывается бездна. Понимаете, мало скачать «вообще все законы» и «все их прочитать». Нужно понимать, как эти все законы, предписания, поправки, требования увязать друг с другом. И самое главное, как они работают в реальности. А это логика совершенно иного уровня, которого, простите, при всём уважении, у неспециалиста просто НЕТ. Потому что нет многолетнего и разнообразного опыта.

Помните фильм «Побег из Шоушенка» и главного его героя Энди Дюфрейна? Пример, конечно, забавный и выдуманный, но вы поймёте суть: Дюфрейн был опытный «аксакал», и даже в Шоушенке сделал карьеру как консультант по самым разным налоговым делам. Суть в том, что люди из пенитенциарной системы, несомненно, прилично знали кодексы и какие-то соответствующие их деятельности законы. Но им не доводилось иметь дело с реальными налоговыми отчётами! И потому весь их теоретический опыт в том, как «в целом работает законодательство», был неприменим к их личным налоговым историям. Помочь в их делах им мог только практик, такой как Дюфрейн.

Нет практики, но есть куча книг по законам — значит, нет ничего. Хотите разобраться «сами» в тонкостях бухгалтерского или кадрового учёта? В тех тонкостях, которые обычно собственнику бизнеса для его работы не нужны? Тогда помните о правиле «10 000 часов» — столько, по мнению учёных, требуется человеку, чтобы овладеть в совершенстве каким-то навыком. Примерно столько вам и понадобится, чтобы постичь непростое российское законодательство, и состыковать его элементы с реальной практикой в нужный вам механизм. Может, лучше довериться консультанту?

У нас в МАКО есть консультант по налогообложению — Ирина Дорожкина. У неё уж точно больше опыта, чем в пресловутых 10 000 часах: два высших образования, более 16 лет в своём деле и несчётное количество дипломов о дополнительном образовании. Работа Ирины состоит в том, чтобы знакомить начинающих питерских бизнесменов с набором правил и законов. И не просто «рассказать и показать, что у нас тут в кодексах и правилах новенького». А связать воедино правила-законы с целями-бизнесами клиента, помочь бизнесмену выстроить такую модель бизнеса, при которой он и заработает, и управлять делом ему будет проще, и учёт с налогами будут для конкретного бизнеса оптимальные. Не такие, «как у друга Васи», и не такие, «как у Илона Маска», а ровно такие, какие нужны конкретно ему, в его конкретном бизнесе.

В принципе, у клиента есть понятный выбор: можно разобраться во всём с консультантом, который точно знает, что нужно делать, объясняет сложные вещи простыми словами и отвечает за советы, которые даёт. Ведь наша ответственность, в том числе и в советах, застрахована: мы покрываем 100% санкций, наложенных на клиента из-за нашей ошибки, если таковая случается. Можно разбираться самому, забросив своё основное дело и утонув в нормативно-правовых актах. Но это трудно, долго и с ошибками.

ОШИБКА 3. «Ой, не морочьте голову, открою я ИП, и всё!..»

Если бы всё было так просто – открыл/закрыл, ИП/не-ИП — то в стране бы уже давно наступил рай, а юани и доллары мы бы применяли только в качестве туалетной бумаги. В реальности юридические вопросы настолько непросты, что большая часть потенциально успешных бизнесов только из-за них и рушится! Объясняю на пальцах — таким же простым языком, каким пользуются консультанты МАКО.

1) Сколько хозяйствующих субъектов будет в вашем бизнесе, и каковы функции каждого из них?

Часто хватает и одного субъекта. К примеру, если вы хотите открыть одну розничную точку или автосервис, то вам городить огород из юридических лиц и/или ИП просто не нужно.

Но есть, как в анекдоте, «один нюанс». Если на вашей автомойке планируется и СТО, и мойка, и продажа запчастей, и кафе, то умещать всё это в один хозяйствующий субъект вам будет НЕВЫГОДНО. Дорого и накладно, как минимум, с точки зрения налогообложения. А если вы, например, затеваете строительную компанию, большое производство или планируете заняться оптовой торговлей за рубеж, и что-то из этого имеет внешнеэкономическую направленность, то одного юридического лица вам совершенно точно будет недостаточно. Если ваша основная цель — это собственно бизнес, и вам некогда разбираться в юридических нюансах и тонкостях, то вам поможет с этим разобраться наш консультант.

2) Какого вида должны быть данные субъекты: юридические лица или индивидуальные предприниматели?

Если у вас небольшое дело, и вы рассуждаете именно так: «Ой, открою ИП, и всё тут», то вы правы. ИП — это просто и быстро (и открыть, и закрыть, если что). А функционал почти ничем не уступает полноценному юридическому лицу. Огромнейший плюс ИП — можно выводить прибыль с минимальными налоговыми и транзакционными издержками.

Но, опять же, по анекдоту, «есть нюанс». И очень существенный! Индивидуальный предприниматель отвечает за всё своим ЛИЧНЫМ имуществом. Даже если таковое имущество не задействовано в предпринимательской деятельности! Поскольку бизнес, а особенно стартап, дело принципиально рискованное, нужно крепко подумать: точно ли ИП для вашего нового бизнеса — оптимальная форма? Вы готовы рисковать личной машиной или квартирой, говоря юридическим языком, «в случае наступления ответственности»? Кроме того, если клиенты вашего ИП — юридические лица, то при переводе средств на ваши счета, банк клиента будет фиксировать данный перевод аналогично переводу на физическое лицо. Тем самым увеличивая риск блокировки счёта клиента по 115-ФЗ. Рискованно? Да. Подойдёт ли вам? Возможно, вашему бизнесу — да. Но уж не всем бизнесам, точно.

​Плюсы и минусы ИП и ООО

А вот ООО несёт такую же ответственность по обязательствам, как ИП, но она ограничена только имуществом предприятия, а никак не имуществом собственников. И, с точки зрения риска потерять своё ЛИЧНОЕ имущество, ООО имеет существенный плюс перед ИП. Но есть у ООО и существенный минус: вывести прибыль из него можно лишь теоретически. На практике это будет означать фактическое расходование всех заработанных барышей на налоги.

ОШИБКА 4. «Я буду всё оформлять в процессе — мне работать надо!»

Да, многие рвутся в бой. Кажется, что всё понятно, ИП или ООО уже в процессе регистрации, и пока делаются все остальные официальные дела — можно-таки уже начать работать. Косить, так сказать, бабло — а там, мол, разберёмся. Так, да не так.

Реальная история. Один дальний знакомец, который из тех, кто «всё умеет сам и не нужны консультации», открыл с друзьями автосервис на троих. Один работает на точке, второй бегает по всяким регистрационным делам, третий продвижением и рекламой занимается.

Дело идет небыстро — клиентов поначалу маловато, а траты велики: то какой инструмент купить, то автомеханика взять на работу (взяли рукастого таджика, уж простите за правду), то кассу подключить. Да проскочим, «щас-щас, ещё пару недель и всё сделаем как надо», думают ребята. Главное, какой-никакой кэш завёлся, вот что важно! Ждут, что скоро реклама заработает, клиент повалит. А пока за деталью поехал к дилеру, взял деньги на неё из «кассы».

А тут, как на грех, недовольный и дотошный клиент: что-то ему не так сделали, не так починили, что ли. Клиент позвонил в Роспотребнадзор, в налоговую, даже в МВД кляузу на сайте Госуслуг накатал — короче, пожаловался всюду, куда мог дотянуться. От усталости и нервотрёпки (второй месяц практически без сна, на работе, на одних сигаретах и кофе) в тот же день на руках у двоих партнёров от инфаркта умирает третий.

Шок и ужас! И это, замечу, не только людское горе и трагедия, но и остановка бизнеса на неопределённое время, срочное перераспределение обязанностей между двумя «выжившими», и потеря со-инвестора. Ведь вкладывались каждый «своими» деньгами.

И тут, вишенкой на торте, из-за того самого недовольного клиента начинают валом валить проверяющие. И вместо кассирования прибыли и обслуживания клиентуры, сидят ребята на поминках — бледные и набитые, как свинья-копилка, предписаниями и квитанциями на штрафы. За антисанитарию, нелегальный найм гастарбайтера, отсутствие договоров с клиентами и подрядчиками, и за отсутствие не просто онлайн-кассы, а кассы ВООБЩЕ. И кэша даже, простите, на взятки всем проверяющим не хватит (взятки — это неправильно, конечно, но я же вам реальную историю рассказываю, а не мифы Древней Греции).

Вот это то, чего можно было избежать или, по крайней мере, минимизировать, одной-двумя консультациями. Заранее. Мы бы помогли выстроить модель, в которой новый бизнес был бы защищён набором чётких рабочих инструментов и документов. Потому что база такой, в первую очередь юридической, модели состоит в том, чтобы определиться:

1) На каких гражданско-правовых основаниях должны строиться взаимоотношения бизнеса как с потребителями, так и внутри собственной бизнес-структуры? Проще говоря: какими договорами нужно оформлять входящий денежный поток и его перераспределение внутри компании?

А дальше уже проще! Вариантов тут немного: купля-продажа (розничная или оптовая), оказание услуг, выполнение работ, агентирование (комиссия, поручение и т.п.). Консультант может привести вам ещё несколько способов, мало применяемых в регулярной деятельности (я тоже могу, но не хочу слишком усложнять этот текст отвлечениями). Когда с вариантом вы определились, то вам и набор документов (тех же договоров, документов для проведения денег) собрать в разы проще. И только после разбирательства с пунктом 1), можно ответить на следующие вопросы:

2) Каким образом (с чисто юридической точки зрения) оформляется вывод средств из бизнеса? И вот тут вопрос понятен, ведь прибыль — это то, ради чего вы начинаете дело. Как её получать?

Есть три базовых варианта:

  • «Вывод в кэш». Кэш в широком смысле слова, т.е. имеется в виду вывод прибыли из бизнес-оборота для собственного потребления. Он может иметь и безналичную форму.

  • Вывод в иностранные юрисдикции. Фактически, это подвид двух вышеперечисленных способов, т.к. за рубеж можно вывести средства, как для себя, так и для реинвестирования в другой проект. На практике, ввиду ряда особенностей и сложностей, данный подвид выводится в отдельный сегмент.
  • Реинвестирование в другие бизнес-проекты. Подразумевает выстраивание схемы таким образом, чтобы прибыль текущего проекта направлялась на нужды другого, не создавая излишних налоговых издержек ни у отправителя, ни у получателя.

Но, к сожалению, в описанном выше случае, такое «юридическое моделирование» запоздало. И более того, даже такого планирования не хватило бы. Потому что…

ОШИБКА 5. Она же – «ошибка второкурсника»

Эта ошибка — логичное следствие и продолжение всех предыдущих. Речь обычно идет о студенте медицинского ВУЗа, который к концу 1-го, 2-го или 3-го курса выучил все медицинские атласы, знает название и расположение всех костей, органов и тканей человека — и начинает верить, что он уже может лечить людей сам. Но на деле, он только лишь выучил названия каждого кусочка большого пазла. А сложить их в сам пазл он пока не может. Ибо не прошёл путь опыта, ошибок и мытарств. Хотя теоретически он уже довольно подкован.

В случае с собственным бизнесом — это когда человек, получив исчерпывающие консультации по «юридической модели бизнеса» (всё то, о чём я пишу выше), уверует, что теперь он может всё и сам. На самом деле, он, как и юный медик, всё равно ещё, как правило, не в состоянии обсчитать «юридическую модель». То есть, по готовой «юридической модели» составить конкретный финансово-экономический план или «экономическую модель» бизнеса. А ведь именно по ней дальше всё и будет работать до тех пор, пока вы не решите что-то в бизнес-процессах всерьёз поменять.

Экономическая модель есть не что иное, как расчёт себестоимости юридической модели. Задачи тут таковы:

1) Надо определить режимы налогообложения для каждого из субъектов бизнес-модели. Это очень непросто — нужно учесть массу нюансов, прежде чем сделать выбор. А выбор зависит от многих факторов. Например, какой у вас продукт: требуется ли вам на вашу деятельность лицензирование или какая-то особая сертификация. Или — кто потребители, где они живут, и нет ли в «ареале их обитания» особых правил и условий для вашей деятельности. И таких нюансов очень много.

2) Расчёт совокупного налогового бремени бизнес-структуры. Тут надо рассчитать, какой будет налоговая нагрузка на каждый рубль выручки, или какой это будет процент от выручки. И, например, не будут ли налоги «весить» больше, чем затраты на администрирование выбранной вами схемы бизнеса? Надо сравнивать разные варианты, оценивать потенциальные налоговые выплаты и прочее.

3) Оценить налоговые риски: нужно понять вероятности возникновения рисков и их возможные объёмы. Например, очень условно, вы «ходите» под угрозой принятия закона о повышении налогов на производство и продажу таких, как у вас продуктов. Начиная бизнес, вы должны прикинуть варианты налогообложения с учётом рисков: повысят налог (что вы будете делать?) или не повысят (тут ясное дело, будете радоваться). Понятно, что нужно минимизировать потенциальные риски, а значит, ваши потери прямых доходов.

​Как построить юридическую и экономическую модель бизнеса?

Вот этому мы и учим в рамках консультаций наших клиентов. Ну, а в рамках сотрудничества, работаем с учётом всего вышеописанного. Ведь консультации, конечно, очень важны — особенно на начальном этапе взаимодействия. Но всё же наше основное дело - бухгалтерский и налоговый учёт. И мы в МАКО, исходя уже из опыта, придерживаемся концепции: начиная бизнес, мало иметь «очуменную идею» и «горящие глаза». Важно сразу разобрать всю идею на составляющие, оценить каждую из них, а затем — пересобрать паззл-конструктор заново, в оптимальном для конкретного бизнеса виде.

Повторюсь в итоге: то, что я говорю, может казаться довольно скучным. Но без этого «скучного» пошагового разбирательства дела вашей жизни «по косточкам», самого бизнеса может и не быть. И да, можно грызть гранит экономики и бухгалтерии самостоятельно, углубляясь в дебри налогового кодекса, основ бизнес-планирования и учёта. Можно просить совета у «опытных предпринимателей» с соседнего рынка. А можно обратиться к профессиональным консультантам в компании с профилем, как у нас в МАКО. Чтобы принять решения по «скучным», но невероятно важным вопросам, быстрее и безболезненнее для своего будущего дела.

А теперь, внимание, уважаемые знатоки, вопрос: на какую тему мне стоит сделать следующий пост? Какие вопросы и темы из сферы финансов, бухучета, налогообложения для вас наиболее актуальны?

0
62 комментария
Написать комментарий...
Слава Фетисов

А если у меня уже есть компания и бухгалтер с двумя помощниками, например. Я при очередной какой-то проверке обнаруживаю, что они все накосячили. Вопрос, в каком состоянии вы можете принять мою компанию исправить все косяки и продолжить с ней работать? Как состояние запущенности компании отразится на цене? И сколько времени потребуется на исправление?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин
Автор

Всё очень индивидуально и зависит от конкретного случая. Обращайтесь по телефону на сайте или через форму — вас проконсультируют и назовут стоимость.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Фетисов

Ага, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда