Как оптимизировать маркетинг и продажи в условиях кризиса 2020? 17 антикризисных советов из моего опыта

Я не претендую на 100% истину, но как владелец и управляющий бизнесом в сфере маркетинга, собрал некоторые полезные советы из своего и клиентского опыта.

Экономический коллапс 2020. Чем нас пугают?

  • Коронавирус и связанный с ним карантин — некоторые ученые прогнозируют 100 миллионов инфицированных и 500 000 смертей. Все это может привести к 7 месяцам карантина.
  • Нефтяной кризис — можно делать любые прогнозы, но цена нефти и курсы валют еще нас удивят.
  • Нестабильность сектора ценных бумаг — на руку спекулянтам и продолжится до конца карантина.
  • На общем фоне, 300% внешнего мирового долга и инвестиции в переоцененные рынком IT-стартапы, при общей панике могут легко запустить аналог кризиса 2008 года.

Кризисы были и будут всегда: вчера — это ипотечный кризис 2008 года, сегодня — это вирусно-нефтяной кризис 2020 года, завтра — изменения законодательства или ещё какой-то финансовый коллапс.

Это как естественный отбор экономической эволюции — самые настырные и приспособленные получат всё, а о проигравших никто даже и не вспомнит.

Как оптимизировать маркетинг и продажи в условиях кризиса 2020? 17 антикризисных советов из моего опыта​ Photo by CDC on Unsplash

Как и в природе, здесь работают те же законы:

  • Предприниматели создают слишком большое количество стартапов. Такое огромное кол-во просто не может «выжить»;
  • В каждой отдельной бизнес-отрасли существуют мутации бизнес-моделей;
  • Предприниматели в разных бизнес-направлениях имеют различную успешность и способность развиваться.
  • А главная цель всего этого — экспансия.

Вот и оказывается, что предпринимательская деятельность — это не радужное путешествие, а дорога от одной кризисной ситуации к другой, с попутным решением различных проблем. Чтобы остаться на плаву, нужно пройти сложный период, приспособиться, измениться и продолжить экспансию с ещё большей скоростью.

В кризис будет тяжело всем — наша задача выйти из него ещё более сильными и приспособленными к следующим испытанием!

17 антикризисных советов по маркетингу и продажам:

  • Признайте возможность существования проблемы и проанализируйте ее опасности для вас. Нужно здраво оценить рынок и понять, «подпадает» ли ваш бизнес под риски. Если сомневаетесь, стоит посоветоваться как минимум с 2-3 несвязанными друг с другом специалистами, желательно из разных стран или городов.
  • Составьте наиболее благоприятный и неблагоприятный план развития событий. Например: что будет с вашим бизнесом, если на протяжении всего 2020 года будет спад продаж или ваш город закроют на карантин? Проведите оценку возможных последствий в случае предпринятых или не предпринятых вами мер.
  • Никогда не останавливайте рекламу и продажи. Просто используйте их с коррекцией на ситуацию. Даже в условиях карантина они на 100% могут быть удалёнными! Да, это работает хуже, но ваши конкуренты столкнутся с тем же.
  • Сделайте независимый аудит текущей ситуации — маркетинга, продаж, бизнес модели, финансов, логистики и т.д. Проверьте рекламные каналы и их эффективность. Определите точные места, из которых приходят деньги и все «тонкие» места, в которые они утекают. Вы удивитесь, но иногда даже сокращение бюджета на рекламу на 60% не снижает количество продаж. 80% компаний неграмотно «сливают» рекламный бюджет.
  • Важно провести независимый аудит — он выявит лишнее, а ваши работники не будут заинтересованы в урезания своего комфорта. Найдите человека, который сможет грамотно проработать все слабые места, будет беспристрастно анализировать и считать эффективность всех конверсионных действий. Не останавливать, а развивать бизнес.
  • Не работайте на обхват и поддержание слабых каналов, сконцентрируйтесь на действиях, которые дают 80% конверсий в продажи (закон Парето 80/20). Пожертвуйте 20%, которые размывают вашу статистику ради концентрации на твёрдом результате.
  • Такая же ситуация с продуктом. Определите ваш флагманский продукт, который приносит 80% прибыли и продавайте его. Не нужно тратить силы на энергозатратные продукты, которые приносят всего лишь 20% прибыли.
  • В те же 20% входят и «лишние» члены команды, которые работают недостаточно эффективно. Не всегда хорошие люди приносят компании прибыль.
  • Не нанимайте новичков без опыта, потому что в кризисной ситуации у вас не будет возможности их оперативно обучить и ввести в курс дела. Они могут сломаться и утянуть вас на дно. У вас будет возможность нанять специалистов с опытом — компании будут паниковать и увольнять своих лучших сотрудников.
  • Уберите географии, которые не выгодны для логистики — поставки с потенциалом на регионы, закрытые на карантин.
  • Не нужно поддерживать слабые проекты с плохим возвратом инвестиций — слабый в кризис не выживает.
  • Играйте в долгую. Предлагайте продукты, которые помогают людям, а не наживайтесь на них. Например, предложите 30% скидку для итальянских заказчиков, пока у них карантин и проблемы. Вы получите и новых клиентов, и лояльность, и положительную рекламу.
  • Уберите лишний балласт: неэффективные работники; оплата слишком большого офиса; дополнительные полезные, но необязательные услуги; обучение; мероприятия.
  • Проверьте платежеспособность ваших инвесторов и кредиторов.
  • Выясните, вернутся ли выданные вами кредиты, отсрочки платежей, авансы; дойдёт ли оплаченная доставка и т.д..
  • Даже пока в вашей отрасли работники «недорогие», автоматизируйте повторяющиеся действия, пользуйтесь готовым софтом или самостоятельно разрабатывайте подходящие для вашей бизнес модели программное обеспечение. Люди для большинства компаний становятся самым дорогим и сложно невосполнимым ресурсом, а программное обеспечение дешевеет.
  • Если вы контактируете с клиентами только в оффлайне, ваш бизнес будет под опасностью карантина, как произошло из-за коронавируса в большинстве европейских стран. И если у вас еще нет клиентов из онлайна, начинайте привлекать их прямо сейчас! Это просто: делайте сайт>покупаете рекламу>получаете заявки>продаёте>повторяете!

Как говорил Билл Гейтс: кого нет в интернете, у того опасность попасть под карантин и обанкротиться.

Из интереса, рассмотрим какие бизнесы больше всего пострадают в кризис, а какие вероятнее всего только выиграют?

Всё плохо будет у тех компаний, которые закроются на карантин:

  • Развлечение, хобби и досуг, магазины, рестораны, гостиницы, туризм, казино и т.д.
  • Перевозки людей по земле, морю, воздуху.
  • Лакшери товары, аксессуары, модная одежда.
  • Мебель, бытовая техника.
  • Ремонт, стройка.
  • Краткосрочная аренда всего.
  • Репетиторы и частные школы.
  • Большинство офлайн-услуг с прямым контактом клиента;
  • Сфера красоты и спортивные услуги; (спортивные мероприятия, спортзалы, ставки на спорт);
  • Благотворительные организации;
  • Юристы и нотариусы;

Сложности будут и у IT-бизнеса с неосязаемыми продуктами:

  • SaaS с сервисами второй необходимости;
  • D2C проекты с месячными подписками на эмоциональные продукты;
  • Спейсекс, коворк, букинг, аирбнб, скайсканер;
  • Кикстартер и альтернативные инвестиционные проекты и фонды;
  • Криптовалюты и ISO-проекты;
  • Различные агрегаторы для офлайна (билетов, перевозок, туризма, аренды и т.д.);
  • IT-стартапы в ожидании инвестиций и, ещё не вышедшие «в плюс», тоже скорее всего не получат следующий раунд.
  • Государства не получат налоги.

Какие будут расти:

  • Онлайн развлечения и стриминговые сервисы (нетфликс, ютуб, музыка, онлайн игры, соцсети);
  • Онлайн курсы по полезным навыкам и ежедневным рутинным занятиям (тренировки дома, медитация, кулинария);
  • Онлайн продажа всего необходимого для быта;
  • Доставка на дом любых покупок товаров, еды, лекарств, средств гигиены;
  • Продажа товаров, бывших в употреблении, онлайн комиссионки, авто-комиссионки;
  • Медицина и фармакология;
  • Продукты питания из ежедневной корзины, преимущественно слабо портятся;
  • Фриланс и аутсорсинг услуг по ценам ниже рынка;
  • Секты и религиозные движения.

Конечно, это мое субъективное мнение и примеры далеко не всех возможных ситуаций. Конечную картину сложит каждый для себя сам.

Буду рад дополнениям: какие меры антикризисного управления, маркетинга и продаж используете вы?

Для тех, кому важен мой опыт, опишу его. В интернет-бизнесе с 2006 года, работал и жил в 10 странах, как маркетолог работал с 200+ клиентскими проектами, создал и продал несколько своих бизнес-проектов, управляю одноименным агентством маркетинга, по мере возможностей инвестирую и консультирую IT-проекты.

2 минуты назад

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Олига Хан

Очень полезно, спасибо! Сама работаю в маркетинге, многие  компании начинают принимать поспешные решения и отключать рекламу. Только в долгосрочной перспективе это еще больше может ударить по продажам...

Ответить
Развернуть ветку
Ден
Автор

Да, это сейчас будет больная тема. Но импульсивная приостановка рекламы и работы в кризисной ситуации, это инстинкт самосохранения. 
Вместо эмоций, паники и торможения, лучше смотреть на статистику и отключать только слабые места, усиливая сильные.

Ответить
Развернуть ветку
Настасья Самойлова

Согласна с вами. Это называется антикризисная концепция развития. 

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

вы как частное лицо советуете? =)

Ответить
Развернуть ветку
Ден
Автор

Как маркетолог и предприниматель с 14 летним опытом, который уже сидит под карантином :) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сазонов

+

Ответить
Развернуть ветку
Настасья Самойлова

Согласна. В кризис очень важно провести анализ имеющихся ресурсов и возможностей. Быстро переобуться и двигаться дальше.
Мы всегда с клиентами говорим о том, что будем делать "если..." таким образом в нашем маркетинговом плане всегда есть раздел, который посвящен антикризисным мерам.
Для нас нет ничего неожиданного. Рекомендую особенно СтратАпам это брать на заметку.
Учитывать пирамиду Маслоу по потребностям и цикл жизни компании.
Переписать сейчас путь клиента так, как он изменился.
Еще очень хорошая мысль в статье "сотрудники с опытом" не всех увольняют, многих отправляют в отпуск за свой счет. Они хотят подзаработать в любом случае. Морально не готовы уходить и надеяться на лучшее. Поэтому им можно предложить выполнение задач за не большие деньги.

Удачи всем и антикризисных стратегий. 

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Довгаленок

Подскажите, стоит ли школе танцев для детей со средними ценами, опустить цены осенью, предполагая уменьшение платежеспособности людей?

Ответить
Развернуть ветку
Ден
Автор

Здравствуйте,

Средняя цена, это как компромисс с совестью. Она дает среднюю лояльность клиентов, среднее качество услуг и туманные перспективы.

Лучше всего быть или самым качественным или самым выгодным предложением на рынке.
 В первом случае, у вас высокая маржа и бутик, во втором, возможность к быстрому развитию сети и оборотных средств.

 Смотрите на цены конкурентов, звоните им и узнавайте, почему они дороже или дешевле чем у вас.
 Говорите лично с клиентами, почему они перестали ходить или выбрали именно вас.
 Тестируйте разные варианты цен и смотрите на реакцию новых клиентов. 

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Довгаленок

Спасибо большое за ответ! У нас постоянная клиентура, высокое качество услуг, но наши клиенты на 90% - это уровень ниже среднего класса, многие уже остались без работы.

Ответить
Развернуть ветку
Ден
Автор

В кризис средний класс пропадает и средние ценовые позиции тоже. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда