Qiwi закроет «Рокетбанк» Статьи редакции
Покупателя для проекта не нашлось.
Финтех-сервис «Рокетбанк» будет закрыт, объявила его материнская компания Qiwi в отчётности за 2019 год. Проект искал покупателя с середины 2019 года и не нашёл его.
Qiwi рассчитывает свернуть программу лояльности (в «Рокетбанке» выплачивался кэшбек «рокетрублями»), повысить тарифы и сократить штат — в компании считают, что это приведёт к уходу клиентов в другие банки и проект можно будет закрыть к концу 2020 года. Выдача новых карт остановлена с 24 марта, сказали vc.ru в Qiwi.
Qiwi не раскрывает, с кем велись переговоры о продаже «Рокетбанка». «Мы можем сказать, что сделали все возможное для того, чтобы достигнуть договоренностей о продаже, в том числе привлекли к продаже консультанта — международный инвестиционный банк — и находились в постоянных переговорах с целым рядом крупных банков», — сказали в компании.
По словам источника vc.ru на банковском рынке, знакомого с показателями «Рокетбанка», к весне 2020 года у сервиса насчитывалось около 400 тысяч активных клиентов. Гендиректор «Рокетбанка» Анастасия Ускова сказала vc.ru, что у банка было 450 тысяч активных «по меркам рынка» клиентов и около миллиона всего.
Qiwi собирается использовать наработки «Рокетбанка» в области b2b2c-сегмента — обслуживания самозанятых. Для этого будут применяться ИТ-системы и ресурсы «Рокетбанка», но в проект как в b2c-сервис Qiwi больше не хочет инвестировать, объяснила Ускова.
В объявлении «Рокетбанка» указано, что новые тарифы будут действовать с 1 апреля. Бесплатного тарифа больше не будет — обслуживание обойдётся в 390 рублей в месяц, если нет покупок на 50 тысяч рублей в месяц или среднемесячного остатка по счетам в 100 тысяч рублей.
Условия не изменятся для зарплатных клиентов, клиентов с ограниченными возможностями, самозанятых и участников партнёрских бизнес-проектов. «Рокетбанк» отмечает, что помочь компании можно, если остаться клиентом, перейти в режим самозанятого или найти инвестора.
Краткая история «Рокетбанка»
«Рокетбанк» был основан в 2013 году. Его создатели, Виктор Лысенко, Олег Козырев, Алексей Колесников и Михаил Провизион, строили простой для пользователя банковский сервис, а операции с деньгами проводились на инфраструктуре банка-партнёра — в момент запуска им был «Интеркоммерц».
В декабре 2015 года «Рокетбанк» стал выдавать карты в партнёрстве с «Открытием», а в январе 2016 года ЦБ ввёл временную администрацию в «Интеркоммерц». Из-за этого клиенты, которые которые ещё не перешли на карты «Открытия», потеряли доступ к деньгам. В феврале регулятор отозвал лицензию «Интеркоммерца», а «Рокетбанк» предложил пострадавшим клиентам перейти в «Открытие».
В апреле 2016 года «Открытие» полностью выкупил «Рокетбанк» у основателей сервиса и фонда Runa Capital, который вложил в проект $2 млн. Сделка оценивалась в 300 млн рублей. В августе 2017 года «Открытие» стал госбанком: Центробанк объявил о его санации и получил контроль в банке.
До санации руководство «Открытия» успело договориться о продаже «Рокетбанка» вместе с сервисом для предпринимателей «Точка»: покупателем стала Qiwi, сумма сделки составила 700 млн рублей. Её закрытие было отложено из-за ввода временной администрации в «Открытие». В июле 2018 года «Рокетбанк» стал переводить клиентов в Qiwi, но некоторым из них отказали в переходе из-за критериев финмониторинга.
Основатели «Рокетбанка» окончательно покинули компанию к весне 2019 года — проект возглавила Анастасия Ускова, которая до этого была операционным директором проекта и в том числе занималась переводом клиентов из «Интеркоммерца» в «Открытие». Виктор Лысенко развивает в Сингапуре онлайн-помощника для управления бизнесом Osome, который запустил в июле 2017 года, Козырев и Колесников занялись сервисом доставки еды «Кухня на районе».
За время работы с Qiwi «Рокетбанк» запустил новое приложение с хранилищем документов, начал работать с самозанятыми и представил первый кредитный продукт — займы «до зарплаты». В марте 2018 года команда «Рокетбанка» запустила отдельный сервис «Рокет Ворк» для составления договоров и выплат вознаграждений самозанятым.
В августе 2019 года совет директоров Qiwi поручил руководству компании изучить возможность продажи «Рокетбанка» из-за несовместимости его бизнес-плана с уровнем риска, к которому готова группа.
В 2018 году и за первое полугодие 2019 года убыток «Рокетбанка» составил по 1 млрд рублей за каждый из этих периодов. Глава Qiwi Сергей Солонин объяснял тогда это расходами на привлечение клиентов. В третьем квартале 2019 года сервис отчитался об убытке в 632 млн рублей. За 2019 год сервис отчитался о 2,3 млрд рублей чистого убытка — в основном, из-за переезда и запуска в Qiwi, говорится в отчётности группы.
Вот то, что у них классные дизайнеры были и делали красивые приложения это у рокета не отнять
Было бы неплохо, если бы этих дизайнеров нанял, например, Альфа банк. Им это нужно.
Альфа-банку это не поможет, после рокета, точки и тинькова, с такими банками как альфа не возможно работать
А если зайти со стороны надёжности и "непродажности" , как альфа в целом?
Это что-то не понятное между Сбером и ВТБ.
Ну если вкратце, то в случае кидалова Альфа будет не на вашей стороне, в отличие от Тинькова.
Я с Альфой 15лет (сейчас просто влом уходить, но постепенно деньги вывожу оттуда). За это время они из моего основного банка превратились в последний резервный (в случае чего до них я сначала использую карточку Сбера).
Клиентоориентированность у них на нуле и это похоже больше на то, что им пофиг, а не просто неумелый маркетинг.
Косяки навскидку:
- для пользователей из Москвы запрет на звонки на бесплатный 8-800, с мобильного надо было за свой счёт слушать "Let my people go..."
- звонки за границей принимали только с личного мобильного. Даже Сбер перезванивали на номер который попросишь. Поэтому когда блокировали карту из-за подозрительных операций - дешевле всего было забить до возвращения.
- Карты за границей они блокируют на раз вместе со счетами. Поэтому я для себя вынес правило - ни в коем случае не сообщать в банк о проблемах с картой(утрата, кража и т.п.), лучше решать проблему своими силами(выставить лимиты по карте и перевести деньги на другие счета).
- Ввели дурацкие тарифы с обязаловкой держать деньги на счёте, когда я собрался перейти на тариф с условиями попроще, меня принудительно перевели на тариф дороже (совпало с изменением тарифной сетки).
- когда пришло письмо о востребовании от судебных приставов, Альфа начала действовать чуть ли не вперёд сбера. И не придумали ничего лучше как взять деньги со вклада в евро, конвертировав его в рубли, и это при наличии нескольких рублёвых счетов, в т.ч. и карточных. А когда пришла отмена от приставов, они конечно же вернули всё в рублях. "Курсовая разница, плечо?" - "извините это ваша проблема".
...В общем много чего ещё было, и пустые выдачи с банкомата тоже.
Кое что вылечило время (типа безлимитных тарифов на городские номера), где то подтянулись за конкурентами.
Главные плюсы для меня были это удобный ЛК через сайт, мультивалютные счета и виртуальные карты, но сейчас это норма почти для всех банков.
Вот написал это всё и думаю может в ВТБ перекинуть деньги...