Закат империи Масаёси Сона

Ретроспективный взгляд на новость о продаже активов SoftBank на десятки миллиардов долларов от автора Telegram-канала Groks.

Десятилетиями глава SoftBank демонстрировал виртуозное владение навыком жить в долг — бешеные банковские кредиты, свежие M&A-образования в качестве залогов, рефинансирование дочек мамой, погашение корпоративных бондов частными и прочие трюки.

Например, он назвал облигации в честь принадлежавшей SoftBank бейсбольной команды, которая стала чемпионом, дабы фанаты живенько всё скупили. Зафиксирован даже случай, когда частные инвесторы набрали себе бондов SoftBank на сумму почти в $5 млн за 146 секунд.

Помимо всего этого, в долгах ещё и сам господин Сон — он заложил 38% своего пакета акций SoftBank (около $18 млрд) в качестве обеспечения по личным кредитам. Однако недавно уровень доверия к Сону пошатнулся, по крайней мере среди японских банкиров. И об этом есть хорошая статья в Nikkei.

Кратко суть её в следующем: SoftBank как инвестиционная холдинговая компания не должна учитывать долги дочерних структур, ибо долги эти не подлежат регрессу, то есть SoftBank не несёт за них ответственности в случае дефолта. Однако деньгами SoftBank Масаёси Сон спас WeWork, что не могло не возмутить кредиторов, ведь они оценивали риски только по SoftBank.

Стабильность холдинга без перспективы привлечения новых заёмных средств лично мне казалась сомнительной. Но как бы то ни было, в феврале происходит слияние Sprint и T-Mobile, которое позволило списать внушительную сумму долга с баланса SoftBank. И сразу же после этого события появляется новость о привлечении новых $4,5 млрд под залог доли в телекоме.

Существует целое множество бизнес-историй про предпринимателей, которые, будучи в семейном положении, рисковали своим жильём, но в конечном итоге расплатились с долгами и обрели успех. Такие примеры впечатляют лишь до знакомства с личностью Сона. Просто попытайтесь представить масштаб игры этого японского дядьки:

Наблюдать за империей Сона становится всё интереснее. На один SoftBank приходится половина выпущенных японских корпоративных облигаций. Долгосрочная задолженность конгломерата превышает $123 миллиарда, ещё почти $14 миллиардов отложенных налоговых обязательств, а ден...
Наблюдать за империей Сона становится всё интереснее. На один SoftBank приходится половина выпущенных японских корпоративных облигаций. Долгосрочная задолженность конгломерата превышает $123 миллиарда, ещё почти $14 миллиардов отложенных налоговых обязательств, а денег на руках всего $35 ярдов.

Срок некоторых бондов исполнится лишь в 2043 году. Однако в течение следующих трёх лет созреют две крупных порции долга и корпорации придётся выплатить около $18 ярдов¹. Налички вполне себе хватает на все нужды, но недавно SoftBank заявил, что хочет одолжить ещё $4.5 ярда, заложив телекомный бизнес. И мне стало очень любопытно — зачем?

Новые долги по всей видимости необходимы для совершения обратного выкупа акций на $20 ярдов, которого требует основатель хедж-фонда Elliott Management Пол Сингер, владеющий заметной долей в SoftBank.
Стоит сказать, что Пол — знатный боец в акционерных прокси-битвах. Например, на днях ещё узналось, что он хочет выдворить Джека Дорси с поста CEO Twitter.

Возвращаюсь к SoftBank. Мы знаем, что компания умеет зарабатывать приличные деньги. Чистая прибыль значительно сократились лишь в 2019 году из-за выкупа доли в WeWork. Но если мы посмотрим на структуру операционной прибыли 2018 года, то на 15 слайде увидим, что почти половину этой прибыли обеспечил Vision Fund.

То есть венчурный фонд Сона внёс существенный вклад в доходность его империи. Возникает вопрос: несколько лет назад стабильный SoftBank запускал фонд ради покорения новых вершин или фонд запускался для стабилизации SoftBank? Ответа мы не знаем, но в последнее время портфель фонда вызывает всё больше сомнений. И, что более важно — рушатся планы Сона по Vision Fund II.

Отсюда возникает другой вопрос: как долго SoftBank теперь сможет сводить дебит с кредитом без нового венчурного фонда? #мысливслух

И вот вчера, ровно спустя три недели после публикации моей записи в Groks, SoftBank объявила о планах по продаже активов на $41 млрд. С вырученных средств холдинг собирается совершить беспрецедентный для Японии обратный выкуп акций на $18 млрд. Что именно будет продано, точно неизвестно, хотя Bloomberg говорит о долях в Alibaba и телекоме.

Также хочу напомнить, что на прошлой неделе SoftBank сообщил своим акционерам, что холдинг может отказаться от части сделки по спасению WeWork в размере $3 млрд, миллиард из которой причислился бывшему CEO Адаму Ньюману в качестве «золотого парашюта».

По мнению Сона, обратный выкуп «отражает твёрдую и непоколебимую уверенность фирмы в своем бизнесе». Но при текущей доходности корпорации и количестве наличных денег на балансе средств для обратного выкупа должно было хватить без распродажи активов. Зачем тогда объявлять её в период столь внушительного обвала фондовых рынков?

В своих презентациях инвесторам SoftBank очень любила сравнивать долг с номинальной стоимостью активов, которые выступали гарантом для кредиторов. Но в сложившейся экономической ситуации, уже сопоставимой с 1987 годом, Сон, по всей видимости, пришёл к пониманию, что впредь реструктурировать долги ему будет очень сложно.

При всём этом мы даже не догадываемся о реальном положении дел внутри SoftBank. Методы оценки некоторых активов вызывают сомнения даже у акционеров. Например, всё тот же Elliott Management недавно просил детализировать $8,33 млрд, которые записаны на балансе SoftBank.

В данном контексте трудно не упомянуть последние новости из портфеля Vision Fund. OneWeb обдумывает решение о подаче документов на банкротство. Brandless и Wag уже закрылись. Oyo, Zume Pizza и Getaround сокращают штат. СМИ пишут о проблемах в Fair, Didi, DoorDash, Katerra. Заметьте, что о большинстве из этих событий было объявлено до всеобщей истерии с коронавирусом.

Сколько ошибок совершил Сон, пока неизвестно. Но то, что по его мнению отражает твёрдую и непоколебимую уверенность в бизнесе, больше похоже на кризисные меры, спровоцированные не только внешними, но и внутренними обстоятельствами. SoftBank, которая всегда использовала долги как средство для амбициозной M&A-стратегии, объявила о продаже своих активов на десятки миллиардов долларов.

Мы стали свидетелями заката империи Масаёси Сона.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
тима махотлов

Сон один из самых безбашенных инвесторов за всю историю, если не самый. И в состоянии банкрота был уже. У венчуров из 10 сделок 9 убыточны, у него обратная статистика, поэтому всех жаба душит. Так что закат отменяется

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Зрите в корень, душащая жаба полностью разоблачает суть моего текста. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Суть вашего текста еще примитивнее и называется "подпишитесь на мой канал".

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Вот это яйца у него)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

А мне понравился разбор автора👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Босов

Может и нет, продавать он начал до истерии. Эти низа покажутся нам вершиной Эвереста через пару месяцев. Инсайд по любому...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда