{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Глобальная экономика и ее влияние на стартапы во время пандемии COVID-19

Перевод части статьи Фабриса Гринды предоставлен командой Startup Lynch (startuplynch.ru) — публичный разбор стартапов в Новосибирске.

Еще в феврале можно было предположить, что болезнь, вызванная вирусом SARS-CoV-2, станет «черным лебедем», который столкнет мировую экономику в рецессию. В такой ситуации неопределенность воздействует хуже, чем какая-либо точность, присутствующая в новостях. Еще разрушительнее могут быть последствия на экономику из-за неприятия риска со стороны отдельных лиц, инвесторов и корпораций.

Каждый день поступают новости о карантине и приостановлении производства, например в таких компаниях как Volkswagen. Мир постепенно переходит на «удаленку» и гибкий график, хотя большинство населения все еще не имеют такой возможности, а экономические затраты в плане потери заработной платы и производства огромны. Вдобавок ко всему, все стараются избежать рисков: компании сокращают расходы и откладывают инвестиции. Люди откладывают крупные покупки автомобилей или домов и меняют свое поведение, чтобы уменьшить воздействие от сложившейся ситуации: не выходят на улицу, отказываются от путешествий или не ходят на работу. По отдельности это имеет смысл, но в совокупности может привести к огромному снижению корпоративного и потребительского спроса, что усугубит экономические последствия.

Независимо от макроэкономических результатов, в отношении стартап-сектора прогноз по-прежнему очень оптимистичен. Кризис 2008 года был сильнейшим с момента Великой депрессии, при этом венчурные инвестиции снизились только на 27,7% в период между 2007 и 2009 годами. Особенно оптимистиченый настрой присутствует для инвестиций на ранних стадиях. Количество сделок с ангелами и стартапами в сидовой стадии продолжало расти и во время кризиса: с 457 в 2006 году до 1225 в 2009 году, согласно Pitchbook. Если стартап на ранней стадии хорошо капитализируется в течение следующих двух лет и не находится в секторе, напрямую подверженном воздействию COVID-19, нет никаких причин для отказа в инвестировании. Макроэкономическая среда, которая имеет значение для стартапа на ранней стадии, — это состояние рынка через 5–10 лет, на которую текущая ситуация влияет мало. Такой стартап выиграл бы от уменьшения конкуренции и снижения затрат на привлечение клиентов, поскольку все сокращают расходы на маркетинг. То же самое относится и к серии A&B, ведь инвесторы будут более разборчивы и сосредоточатся на стартапах, которые масштабируются с проверенной юнит экономикой, вкладывая средства при наличии обоснованных расчетах.

Стартапы на последнем этапе инвестирования будут подвержены гораздо большему влиянию. Выход будет отложен, поскольку покупатели ограничат слияния и поглощения, а выход на IPO закроется. Например, Airbnb, вероятно, больше не станет размещать акции в 2020 году. В то же время инвесторы, которые инвестируют только при удобном случае и которые исторически не занимались венчурными инвестициями, такие как Softbank, Fidelity или family offices, вполне могут выйти из данной категории и, по крайней мере, серьезно сократить свои инвестиции относительно 2018 года.

Какие стартапы будут подвержены негативному влиянию?

В краткосрочной перспективе большинство стартапов увидят, что их доходы сократятся, хотя они должны восстановиться, когда кризис закончится, поскольку их фундаментальное ценностное предложение не изменилось. Скорее всего почти все портфельные компании пропустят свои планы на 2020 год, хотя распределение будет неравномерным. Те, кто поддерживает сферы, наиболее подверженные влиянию пандемии, увидят большие падения. Сложные отрасли включают в себя: организацию событий, транспорт, отели, спорт (кроме киберспорта), спа-салоны, одежду/предметы роскоши, рестораны и бары, строительство, фитнес-центр, туризм и любые другие виды деятельности, связанные с физическими магазинами или групповыми взаимодействиями.

Тем не менее, если стартапы имеют хорошую капитализацию и принимают надлежащие меры предосторожности, они должны быть в порядке. В свою очередь те, которые будут наиболее негативно затронуты, попадают в две категории:

1. Компании, которым необходимо привлечь капитал сейчас:

Очень трудно привлечь капитал, когда каждый инвестор в мире пошел на риск. В нормальных условиях многие из этих стартапов могут резко сократить свои расходы, чтобы достичь прибыльности или, по крайней мере, значительно расширить свою «взлетно-посадочную полосу», но с сокращением доходов так же быстро, как и с сокращением расходов, прибыльность будет практически невозможна. Многие из этих стартапов умрут.

2. Компании, чей последний раунд сильно завышен и не перерос в их оценку:

Основатели, особенно основатели-новички, рассматривают представленную стоимостную оценку как предмет гордости. Однако оценка, которая действительно имеет значение, является окончательной оценкой выхода, а не промежуточной оценкой сбора средств. Во времена последних нескольких лет мы видели много примеров компаний, которые должны привлечь 10 миллионов долларов США при оценке стоимости после 40 миллионов долларов США (25% размывание), привлечь 10 миллионов долларов США при оценке стоимости после 100 миллионов долларов США (10% размывание), Интуитивно понятно, что если вы можете собрать одинаковую сумму денег для меньшего размывания, вам кажется, что вы должны это сделать. Проблема в том, что это значительно увеличивает риск того, что ваш запуск провалится.

Завышение оценки относительно трэкшена является одним из наиболее эффективных убийц стартапов. Вы сами выставляете себе цену за выходы, и если вы не повышаете оценку, учитывая болезненность нисходящих раундов и положений, направленных против размывания, большинство компаний не смогут поднять свой следующий раунд. Это особенно проявляется в нынешних обстоятельствах, когда инвесторы более разборчивы в отношении сопоставления товарного рынка, юнит экономики и более чувствительны к оценке.

Общие рекомендации:

1. Привлекайте немного больше средств, чем нужно:

Основатели-новички склонны быть слишком чувствительными к размыванию. Они хотят собрать именно ту сумму денег, которая поможет им в следующем раунде финансирования. В хорошие времена, когда капитал легко доступен, это может сработать, но проблема в том, что вы можете оказаться без денег, когда желание инвестировать пропадет.

Никто не знает, как долго и насколько остро мы будем переживать спад. Поэтому если сможете собрать немного больше, скажем, 5 миллионов долларов вместо 4 миллионов, воспользуйтесь этим.

2. Сосредоточьтесь на юнит экономике:

Даже перед запуском мы ожидаем, что наши основатели сформулируют юнит экономику, основанную на разумных ожиданиях, таких как средняя стоимость заказа в отрасли (AOV), повторяемость и оценка затрат на привлечение клиентов (CAC), и протестируют ее.

Компании, которые окупают полностью загруженный CAC за 6 месяцев на основе чистой маржи, в идеале должны увеличить САС в 3 раза. Таким образом, после 18 месяцев стартап может потерять 50% своих клиентов, при этом остальные будут покупать более чем вдвое больше, чем раньше. Тогда окончательное соотношение LTV к CAC может быть 10:1 и больше.

Можно чувствовать себя комфортно и с отрицательной юнит экономикой, но только когда вы можете доказать, что после масштабирования юнит экономика будет весьма привлекательной.

3. Контролируйте динамику расходов:

Обратите внимание, что в данном случае расход определяется как ваш ежемесячный расход наличных: наличные за вычетом обналичивания, а не только ваши ежемесячные расходы.

В сфере венчурного инвестирования существует достаточно четкий набор ожиданий того, где вы должны быть и когда можете поднять свой следующий раунд финансирования. В начале жизни стартапа, когда у вас нет масштаба, чтобы быть прибыльным, основная цель — быть готовым к следующему раунду. Другими словами, цель вашего пресидового или ангельского раунда — привести вас к сидовому раунду. Цель раунда на сидовой стадии состоит в том, чтобы стартап перешел в Серию А. Цель Серии А — попали в Серию В. В этот момент у вас может быть достаточный размер, чтобы быть прибыльным, и только тогда вы можете выбрать прибыльный рост или повышение дальнейших раундов для ускорения роста. Некоторые стартапы, конечно, могут быть прибыльными раньше, но они будут скорее исключением, чем правилом.

Ожидаемое время между раундами составляет 18 месяцев. В среднем пресидовые или ангельские раунды составляют 1 млн долл., сидовые раунды — 3 миллиона долларов, раунд А — 7 млн. долл., а раунды В — 15-25 млн долл. Ожидаемое ежемесячное увеличение валового объема товаров (GMV) для стартапа рынка с 10–20% -ной ставкой составляет 0 долл. на пресидовой стадии, 150 тыс. Долл. в месяц на сидовой стадии, 650 тыс. Долл. в месяц на стадии А и 2,5 млн. Долл. / Месяц на стадии B. Эти компании в среднем имеют валовую прибыль в 66%.

Поскольку ожидается, что денежные средства приведут вас к следующему раунду, это значит, что вы должны поддерживать ежемесячный расход на уровне около 50 тыс. Долл. после пресидового раунда, 150 тыс. Долл. за сидовый раунд, 375 тыс. Долл. После стадии А и 800 тыс. Долл. После стадии В. Другими словами, не исключено, что если ежемесячный GMV составляет 100 тыс. долл., вы тратите 100 тыс. долл. в месяц, если ежемесячный GMV — 500 тыс. долл., вы тратите 200 тыс. долл., если ежемесячный GMV — 1 млн долл., тратите 400 тыс. долл., если ежемесячный GMV — 4 млн долл., тратите 800 тыс. долл.

Обратите внимание, что это средние значения, и есть большой разброс в обоих направлениях. В следующий раз основатель, вероятно, будет рассчитывать на более высокие цены на ранних стадиях. Компания, которая работает исключительно хорошо и растет быстрее, чем обычно, может иметь Серию А, которая больше похожа на Серию B. Другими словами, результаты венчурного сбора средств не следуют нормальной кривой распределения Гаусса. Средних значений гораздо больше, при этом результаты могут быть разбросаны очень широко.

Конкретные рекомендации на текущее время:

1. Ожидайте, что ваши доходы снизятся:

Многие предприятия закрыты прямо сейчас из-за сбоев в цепочке поставок и карантина работников. Даже если бы вы могли обслуживать своих клиентов, они, вероятно, сократили бы свои расходы. Даже если вы ориентированы на продажи, то не ожидайте, что сможете встречаться и закрывать новые сделки в течение следующих нескольких месяцев. Даже сделки, в которых вы были уверены, скорее всего будут отменены или отложены.

2. Повремените с наймом сотрудников и инвестированием:

В целом, можно откладывать прием на работу до тех пор, пока это не причиняет неудобств. Также стоит разумнее относиться к тратам денежных средств в такое непростое время. Стоит также пересмотреть планы капитальных расходов, чтобы убедиться, что они подходят для текущей ситуации.

3. Сократить расходы:

Это будет больно, но сейчас самое время урезать все расходы. Это идеальное время, чтобы попытаться повысить производительность: сделать как можно больше с меньшими затратами.

Исключения

Если вы находитесь в отрасли, которая выигрывает от кризиса, такого как онлайн-образование, технологии удаленной работы или онлайн-развлечения, то сейчас самое подходящее время для инвестиций. Это также работает и в других отраслях, если у вас есть исключительно сильный баланс и четко выстроенная структура затрат. Вы можете воспользоваться преимуществами снижения затрат на привлечение клиентов или можете приобрести более слабых участников рынка.

Турбулентность на рынке предполагает более гибкое управление расходами, поэтому тщательно обдумывайте каждый свой выбор и не полагайтесь на план, который был составлен до кризиса.

Важно, чтобы вы обдумывали свой выбор расходов, а не просто следовали плану, который вы изначально составили до кризиса.

Многие предприниматели не понимают, почему венчурные фонды перестают инвестировать в периоды спада. Причина связана с тем, как венчурные фонды получают собственный капитал. У венчурных фондов есть партнеры, которые принимают инвестиционные решения, их называют Генеральными партнерами или GP. Они используют капитал, который им дают партнеры с ограниченной ответственностью или LP.

Типичные институциональные инвесторы пытаются создать сбалансированные портфели. Они могут держать капитал в следующем соотношении: 10% в частном акционерном и венчурном капитале, 40% в акциях, 20% в облигациях, 20% в недвижимости и 10% в денежной форме. Проблема заключается в том, что, когда государственные ценные бумаги удерживает воронку, портфель выглядит несбалансированным с их точки зрения. Это связано с тем, что частные активы редко переоцениваются так внезапно, следовательно, увеличивается риск для венчурного капитала. Если вы запросите средства в этот момент времени, вы только усугубите дисбаланс их портфеля. Многие LP требуют, чтобы вы не запрашивали капитал в те времена, когда они могут быть не в состоянии выполнить этот запрос, особенно если у них не хватает наличных денег. Такая нехватка может быть связана с маржинальной торговлей и выводом капитала из своих банков.

Некоторые успешные компаний созданы во время кризиса.

Например, следующие компании были созданы в период между 2008 и 2009 годами во время финансового кризиса: Airbnb, Cloudflare, Github, Pinterest, Slack, Square, Stripe, Uber и Whatsapp. Если вы перестали инвестировать в этот период времени, вы упустили лучшие и наиболее сильные компании последнего десятилетия.

Основная рекомендация для инвестора определена поиском нетрадиционного подхода к венчурному инвестированию. Например, можно увеличить инвестиционный порог и сфокусироваться на рынках на ранних стадиях, которые имеют достаточный рост для противостояния грядущему кризису.

Вывод:

В настоящее время мы не знаем длительности и серьезности предстоящего спада. Однако, исходя из агрессивности первоначальной реакции политиков, похоже, что спад, хотя и серьезный, может не затянуться.

В будущем году стартапы столкнутся с трудными временами, и те, кому необходимо привлечь капитал, вполне могут умереть. Для тех, кто приспосабливается и выдерживает шторм, и для тех, кто создан в эти кризисные времена, будущее светлое. Технологический сектор останется двигателем производительности и экономического роста, и его влияние будет только усиливаться. Пандемия ускоряет переход к онлайн-заказам, онлайн-потреблению и к удаленной и гибкой работе. Существует много возможностей для роста. Мы все еще находимся в самом начале технологической революции.. Проникновение онлайн остается незначительным в секторах, на которые приходится большая часть ВВП: образование, здравоохранение и государственные услуги, но, поскольку эти услуги начали мигрировать онлайн во время пандемии, приближается приливная волна перемен.

Технологии, наконец, проявят свою дефляционную мощь, улучшая при этом опыт пользователей в других областях экономики. Мы живем в трудные времена, но они также интересны, поскольку мы начинаем строить лучший мир завтрашнего дня, мир равенства возможностей и изобилия!

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov
Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда