{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как управлять ликвидностью и сохранить операционную эффективность в кризис?

​Встреча АНД

Расстояния сегодня не проблема для коммуникаций. Вопросы, которые теперь каждый день должны решать собственники и генеральные директора крупных, средних и малых компаний, связаны с клиентами и деньгами, сотрудниками. У каждого они индивидуальны. Даже в одной отрасли мало похожих компаний. Рецептов под копирку быть не может. Но общие идеи и принципы того, как это успешно решается вокруг знать полезно.

Профессиональное сообщество независимых директоров, АНД, членом которой я тоже являюсь, известно больше в рамках крупного и среднего бизнеса. С прошлой недели мы используем новый формат общения – еженедельные тематические открытые советы директоров. Это полуторачасовые конференции в Zoom.

Тема сегодняшнего заседания была очень важной, поэтому принимать в ней участие было полезно. Тем более, что в заседании принимали участие реальные владельцы и управленцы реального сектора экономики:

· Валерий Лукин, опыт в 30+ СД, в т.ч. Группа «ЧТПЗ», корпорация «Русские машины», ОАО «ГАЗ», КБ «Камов», «Альфа-Лизинг» и др.

· Олег Подгорный, Генеральный директор ГК «Шоколадница»

· Максим Межанский, Президент медиаходлинга «Актион-МЦФЭР»

· Алексей Евгеньев, Управляющий директор «Aльварез & Марсал»

· Игорь Кульган, ГД и совладелец Ивановского завода «Автокран»

По итогу обсуждения тематики встречи появились на мой взгляд довольно ценные подходы к решению острых задач, с которыми мы столкнулись этой весной. Ряд таких идей и мыслей я решил опубликовать. Они совершенно точно могут быть вам полезны.

1 Дебиторка и кредиторка

Бонч-Бруевич нашего революционного времени. В целом подход примерно у всех одинаков. Нужно сохранять движение средств. Это важно. Это признак того, что компания жива. Живую компанию кредиторы не будут хоронить и рвать на части. Клиенты тоже должны понимать, что их заказы будут выполняться. Даже с новыми вводными и поправками.

Классический подход управления ликвидностью – долги реструктуризировать (согласовать их рассрочку на максимальный срок с минимально возможными платежами по ним). Причем политика тут желательно должна быть прозрачной. Если вы просите отсрочки у кредиторов, то логично, чтобы вы сохраняли такой же подход к дебиторам. Ну и наше любимое ранжирование наших долгов и долгов нам по схемам – срочно и важно.

2 Моральный дух команды

Лучшим способом держать моральный дух всей большой или маленькой компании будет ежедневное общение. Юмор тоже будет весьма уместен. Так в Шоколаднице команды, работающие сегодня на выдачу заказов через улицу, имеют общий чат с генеральным директором. Клиенты, пришедшие за кофе, шутят и веселят персонал через витрины. Эти короткие видео помогают всем снимать высокий уровень стресса.

Второй рецепт тоже от Шоколадницы. Это наличие большого числа проектов, создающих Будущее компании. Если будущее вашей компании разложено на проекты с конкретными целями и задачами, то тем, кто занят в его создании гораздо легче выходить из сегодняшней ситуации. Люди заняты Будущим и для них оно вполне определенно

3 Фишки финансового планирования

На десерт я оставил самое, на мой субъективный взгляд, интересное. Эту методику рассказал Игорь Кульган, ГД «Автокран». В первую очередь нужно иметь большую долю кэша, свободных денег на счетах, чем это было принято раньше. Второе разумное решение – сокращение товарных и сырьевых запасов. Это требует более четкого взаимодействия с клиентами. Лучший способ управления производством – получение небольшой предоплаты за размещенный заказ с возможной скидкой за такой форс-мажор. Это дисциплинирует и клиентов, и компанию. Понятно какие заказы реальные.

Третье решение – финансовая подушка. В первую очередь в компании была сформирован неприкосновенный фонд. Это бюджет зарплат на 2 месяца вперед. Как только он был заполнен, начались платежи по другим строкам бюджета. В перспективе, если карантин будет продлен, фонд зарплаты будет автоматически опять продляться под 2 месячный запас вперед. Людям нужна уверенность на сегодня и завтра. Горизонт уверенности на 2 месяца очень сильно мотивирует всех. Работа продолжается.

Итоги

В ходе заседания было много частных вопросов. В этом плане все коллеги единодушно пришли к взаимному мнению, что решать абстрактные вопросы для конкретных компаний будет непрофессионально. В АНД сегодня около 1000 настоящих экспертов, которые могут и умеют решать задачи, исходя из контекста, опыта, финансов и здравого смысла. Время общаться с экспертами. Регулярно.

0
2 комментария
Александр

Про уверенность персонала в будущем вы правильно говорите. Без неё в кризис тяжело. Если командный дух упадёт, то кредиторы почуяв это, съедят быстро. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Motorin
Автор

совершенно верно. в трудные времена людей держит вера в будущее.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда