Финансы Konstantin Panphilov
4 761

Письмо в редакцию: «Если вам отказывают инвесторы — это хорошо»

В редакцию vc.ru пришло письмо совладельца компании-разработчика AIC-Qsoft и сервиса amoCRM Михаила Токовинина, который рассказал, почему доволен тем, что инвесторы отказывались вкладывать в его компанию на начальных этапах, и почему нужно убедить их инвестировать в бесперспективные, на первый взгляд, идеи.

Намедни я очередной раз хвастался результатами amoCRM в Facebook, привел график роста и порадовался, что когда-то все фонды нам отказали в инвестициях, и никаких инвесторов у нас нет.

Мне предложили написать заметку об этом. Сначала я подумал: а что тут рассказывать? Что лучше не брать инвестиции, если есть такая возможность? Что нет никаких smart-money и «умных» инвесторов? Что легкий голод идет на пользу любому начинающему бизнесу? Все это банально и очевидно. Тем не менее, есть один интересный вывод из нашей истории, которым можно было бы поделиться.

Я напомню, что изначально мы занимались веб-разработкой на заказ. В 2009 году мы решили переключиться на свои проекты и сделали несколько SaaS-сервисов для малых рабочих групп (qTrack, qFlow, qPage, Shoptus и qCRM, позже переименованная в amoCRM).

У нас были свои деньги, и мы могли запустить первые версии этих сервисов и тащить их дальше, однако, тогда казалось, что нам очень нужны инвесторы и инвестиции: «Потому что это потенциал роста, связи, "умные деньги", и вообще надо выходить на запад».

Это я потом понял, что ничего этого нет, а на стороне фондов сидят обычные мальчики и девочки, которые если и могут мне чем-то помочь в моем деле, то это не мешать. А тогда мы стали участвовать во всяких конкурсах, питчах, ходить по фондам и клянчить денег. Мы предлагали купить 25% нашей компании за 300 тысяч долларов. Runa Capital однажды нас даже показали своему инвестиционному комитету, но никто денег так и не дал. Уже очевидно, что все они здорово ошиблись.

Но почему так получилось? Потому что они глупые и недальновидные люди? Но почему не нашлось умных и дальновидных? А если бы мы сами оказались на месте тех инвесторов, мы бы дали денег таким парням с таким проектом? Уверен, что нет. И вы не дали бы. И ни один инвестиционный комитет не дал бы.

Ну как можно было вкладываться в CRM в 2010 году? Этих CRM-ок были сотни, никакой супер-оригинальной идеи за amoCRM не было, рынок, казалось, уже устоялся и был маленьким. Все это было не вкусно, не модно и не ярко. Какая-то мелочь. Я и сам не сильно верил в CRM, полагая, что стрельнет другой наш продукт.

Но вспомним Дж. Мура с его «пропастью» и «торнадо». Все новое и модное обязательно становится на некоторое время скучным и неинтересным. Побеждают не первые, а вторые, которые поняли или случайно догадались, что мешает инновации стать массовой. Джобс не изобретал смартфон. Цукерберг сделал аналог Myspace для Гарварда. Slack сделали очередную систему управления проектами. А мы тогда сделали «очередную онлайн-CRM».

Если нам и нашим друзьям кажется, что «тема» уже отыграла, а при этом доля проникновения составляет единицы процентов — это и есть признаки огромного потенциала. Но это почти невозможно разглядеть. Еще одни парни сделали еще одну CRM и собираются ее как-то оригинально продвигать? Попробуй угадай, правы они или нет.

Как сейчас отличить, какой из проектов по онлайн-курсам завоюет мир? Я сам знаю с десяток — и все на одно лицо.

Но проекты невозможно делать без инвестиций. Невозможно запустить SaaS-сервис без первоначальных вложений. Мы могли вкладывать свои, но большинство проектов просто умрет.

Поэтому я думаю, что для работы венчурной модели в России катастрофически не хватает «глупых» ангелов.

Должно быть много глупых инвестиций в глупые «бесперспективные» идеи. Если ваша инвестиция нравится «аналитикам», вы уже где-то ошиблись. Инвестиции на самых начальных этапах должны делаться либо на вере в конкретного человека, либо на очень смелых допущениях. Вы, например, должны быть уверены, что через пару лет у каждого дома будет 3D-принтер. Вы должны быть рисковым, азартным, даже наивным, и это точно не характеристики инвестиционных аналитиков.

На прошлой неделе я оказался на лекции Брайана Чески, сооснователя Airbnb, который рассказывал студентам Стэнфорда свою историю. У них долго ничего не получалось, а идея о том, что «кто-то будет приглашать к себе в дом пожить незнакомцев, а кто-то будет у них останавливаться и за это платить» выглядела абсолютно безумной.

Если ваша идея кажется всем глупой, неинтересной или нереалистичной, вполне возможно, это хорошая идея. Но если она всем нравится, скорее всего, это ерунда.

#инвестиции #amoCRM #михаил_токовинин

Статьи по теме
Письмо в редакцию: Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году
Письмо в редакцию: Дизайнеры — угроза для отрасли
Письмо в редакцию: Продажи в России — очень отсталая в технологическом плане отрасль
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0442\u043e\u043a\u043e\u0432\u0438\u043d\u0438\u043d","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","amocrm"], "comments": 14, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 12033, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 24 Nov 2015 10:41:22 +0300" }
{ "id": 12033, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/12033\/get","add":"\/comments\/12033\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/12033"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

коротко, емко и толково
чтобы фонды были проницательны в инвестициях, там должны быть проницательные люди. Такую проницательность развивает успешное создание собственных проектов. Мальчики и девочки с навыками отрисовки презентаций и расчетов в таблицах, информированностью о распределении инвестиций в портфеле, математических моделях такими способностями не обладают.
Скорее всего, банально не хватает жизненного опыта, как недавно указывалось в одной из статей.

Ответить
0

"Как сейчас отличить, какой из проектов по онлайн-курсам завоюет мир? Я сам знаю с десяток — и все на одно лицо."

У нас в этой области рубилово идёт нехилое. Все ждут прорыва.

Ответить
1

Уважаемые ЦП! Добавьте мне ярлычёк к фамилии, пожалуйста. Писал уже неоднократно.

Ответить

0

Мне интересно, что последнее время, Михаил везде появляется в кепке. Дань Дурову?

Ответить
0

Я его и не помню без нее

Ответить
1

В старые времена, когда Михаил еще плотно работал с господином Рыжиковым (который битрикс). Он был с длинными волосами и без кепки. Потом длинные волосы трансформировались в хвост, потом хвост с кепкой, а потом просто кепка.

Ответить
0

Есть большая доля истины в ваших мыслях.

Ответить
0

грамотно и здорово. а сам Михаил не хочет почувствовать себя в роли умного, ну или глупого ангела=) просто такие умные мысли именно на это и наталкивают

Ответить
0

Статистически все-таки большинство глупых идей являются глупыми. Но мотивационный посыл у статьи хороший.

А amoCRM красавцы. Начинал пользовался ими ещё, когда они были стартапом и qCRM назывались.

Ответить
0

Михаил Токовинин, провел очень крутое выступление (в концертном зале Россия проходило), теперь пользуюсь amoCRM

amoCRM как iOS: лучшая.

Ответить
–4

Я когда рассказываю про идею своей "Пивной сетевой компании" - продавать через интернет пиво в 5-литровых бочонках жителям Германии и Чехии - все начинают крутить пальцем у виска.
Но я уверен, что в 2016 году это будет "идея на миллиард".
Надо просто верить в СВОЮ ИДЕЮ.
(не ведитесь на разводки хитрых инвесторов и фондов - мол, "идея ничего не стоит")
Хорошая идея может стоить миллиард долларов !

Ответить

0

Идея без грамотной реализации не стоит почти ничего

Ответить
0

А если допустить, что вам соврали, как тогда поменяется ваше мировозрение?

П.с. Примеров не приведу, вопрос задан чисто из интереса)

Ответить
0

Часто проблема в том, что сам автор не может реализовать свою идею в одиночку...
Но бывают такие идеи, которые так просты, что почти не требуют затрат...
Так что можно найти массу примеров для обеих сторон...

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }