Письмо в редакцию: «Если вам отказывают инвесторы — это хорошо» Статьи редакции

В редакцию vc.ru пришло письмо совладельца компании-разработчика AIC-Qsoft и сервиса amoCRM Михаила Токовинина, который рассказал, почему доволен тем, что инвесторы отказывались вкладывать в его компанию на начальных этапах, и почему нужно убедить их инвестировать в бесперспективные, на первый взгляд, идеи.

Намедни я очередной раз хвастался результатами amoCRM в Facebook, привел график роста и порадовался, что когда-то все фонды нам отказали в инвестициях, и никаких инвесторов у нас нет.

Мне предложили написать заметку об этом. Сначала я подумал: а что тут рассказывать? Что лучше не брать инвестиции, если есть такая возможность? Что нет никаких smart-money и «умных» инвесторов? Что легкий голод идет на пользу любому начинающему бизнесу? Все это банально и очевидно. Тем не менее, есть один интересный вывод из нашей истории, которым можно было бы поделиться.

Я напомню, что изначально мы занимались веб-разработкой на заказ. В 2009 году мы решили переключиться на свои проекты и сделали несколько SaaS-сервисов для малых рабочих групп (qTrack, qFlow, qPage, Shoptus и qCRM, позже переименованная в amoCRM).

У нас были свои деньги, и мы могли запустить первые версии этих сервисов и тащить их дальше, однако, тогда казалось, что нам очень нужны инвесторы и инвестиции: «Потому что это потенциал роста, связи, "умные деньги", и вообще надо выходить на запад».

Это я потом понял, что ничего этого нет, а на стороне фондов сидят обычные мальчики и девочки, которые если и могут мне чем-то помочь в моем деле, то это не мешать. А тогда мы стали участвовать во всяких конкурсах, питчах, ходить по фондам и клянчить денег. Мы предлагали купить 25% нашей компании за 300 тысяч долларов. Runa Capital однажды нас даже показали своему инвестиционному комитету, но никто денег так и не дал. Уже очевидно, что все они здорово ошиблись.

Но почему так получилось? Потому что они глупые и недальновидные люди? Но почему не нашлось умных и дальновидных? А если бы мы сами оказались на месте тех инвесторов, мы бы дали денег таким парням с таким проектом? Уверен, что нет. И вы не дали бы. И ни один инвестиционный комитет не дал бы.

Ну как можно было вкладываться в CRM в 2010 году? Этих CRM-ок были сотни, никакой супер-оригинальной идеи за amoCRM не было, рынок, казалось, уже устоялся и был маленьким. Все это было не вкусно, не модно и не ярко. Какая-то мелочь. Я и сам не сильно верил в CRM, полагая, что стрельнет другой наш продукт.

Но вспомним Дж. Мура с его «пропастью» и «торнадо». Все новое и модное обязательно становится на некоторое время скучным и неинтересным. Побеждают не первые, а вторые, которые поняли или случайно догадались, что мешает инновации стать массовой. Джобс не изобретал смартфон. Цукерберг сделал аналог Myspace для Гарварда. Slack сделали очередную систему управления проектами. А мы тогда сделали «очередную онлайн-CRM».

Если нам и нашим друзьям кажется, что «тема» уже отыграла, а при этом доля проникновения составляет единицы процентов — это и есть признаки огромного потенциала. Но это почти невозможно разглядеть. Еще одни парни сделали еще одну CRM и собираются ее как-то оригинально продвигать? Попробуй угадай, правы они или нет.

Как сейчас отличить, какой из проектов по онлайн-курсам завоюет мир? Я сам знаю с десяток — и все на одно лицо.

Но проекты невозможно делать без инвестиций. Невозможно запустить SaaS-сервис без первоначальных вложений. Мы могли вкладывать свои, но большинство проектов просто умрет.

Поэтому я думаю, что для работы венчурной модели в России катастрофически не хватает «глупых» ангелов.

Должно быть много глупых инвестиций в глупые «бесперспективные» идеи. Если ваша инвестиция нравится «аналитикам», вы уже где-то ошиблись. Инвестиции на самых начальных этапах должны делаться либо на вере в конкретного человека, либо на очень смелых допущениях. Вы, например, должны быть уверены, что через пару лет у каждого дома будет 3D-принтер. Вы должны быть рисковым, азартным, даже наивным, и это точно не характеристики инвестиционных аналитиков.

На прошлой неделе я оказался на лекции Брайана Чески, сооснователя Airbnb, который рассказывал студентам Стэнфорда свою историю. У них долго ничего не получалось, а идея о том, что «кто-то будет приглашать к себе в дом пожить незнакомцев, а кто-то будет у них останавливаться и за это платить» выглядела абсолютно безумной.

Если ваша идея кажется всем глупой, неинтересной или нереалистичной, вполне возможно, это хорошая идея. Но если она всем нравится, скорее всего, это ерунда.

0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

коротко, емко и толково
чтобы фонды были проницательны в инвестициях, там должны быть проницательные люди. Такую проницательность развивает успешное создание собственных проектов. Мальчики и девочки с навыками отрисовки презентаций и расчетов в таблицах, информированностью о распределении инвестиций в портфеле, математических моделях такими способностями не обладают.
Скорее всего, банально не хватает жизненного опыта, как недавно указывалось в одной из статей.

1

"Как сейчас отличить, какой из проектов по онлайн-курсам завоюет мир? Я сам знаю с десяток — и все на одно лицо."

У нас в этой области рубилово идёт нехилое. Все ждут прорыва.

0

Уважаемые ЦП! Добавьте мне ярлычёк к фамилии, пожалуйста. Писал уже неоднократно.

1

Комментарий удален

Комментарий удален

Мне интересно, что последнее время, Михаил везде появляется в кепке. Дань Дурову?

0

Я его и не помню без нее

0

В старые времена, когда Михаил еще плотно работал с господином Рыжиковым (который битрикс). Он был с длинными волосами и без кепки. Потом длинные волосы трансформировались в хвост, потом хвост с кепкой, а потом просто кепка.

1

Есть большая доля истины в ваших мыслях.

0

грамотно и здорово. а сам Михаил не хочет почувствовать себя в роли умного, ну или глупого ангела=) просто такие умные мысли именно на это и наталкивают

0

Статистически все-таки большинство глупых идей являются глупыми. Но мотивационный посыл у статьи хороший.

А amoCRM красавцы. Начинал пользовался ими ещё, когда они были стартапом и qCRM назывались.

0

Михаил Токовинин, провел очень крутое выступление (в концертном зале Россия проходило), теперь пользуюсь amoCRM

amoCRM как iOS: лучшая.

0

Я когда рассказываю про идею своей "Пивной сетевой компании" - продавать через интернет пиво в 5-литровых бочонках жителям Германии и Чехии - все начинают крутить пальцем у виска.
Но я уверен, что в 2016 году это будет "идея на миллиард".
Надо просто верить в СВОЮ ИДЕЮ.
(не ведитесь на разводки хитрых инвесторов и фондов - мол, "идея ничего не стоит")
Хорошая идея может стоить миллиард долларов !

–4

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Идея без грамотной реализации не стоит почти ничего

0

А если допустить, что вам соврали, как тогда поменяется ваше мировозрение?

П.с. Примеров не приведу, вопрос задан чисто из интереса)

0

Часто проблема в том, что сам автор не может реализовать свою идею в одиночку...
Но бывают такие идеи, которые так просты, что почти не требуют затрат...
Так что можно найти массу примеров для обеих сторон...

0

Комментарий удален

Читать все 14 комментариев
15 млн рублей прибыли в год на травле тараканов и крыс: как стать дезинфектором и открыть компанию Статьи редакции

«Деззащита» получает 600 заказов в месяц и проводит обработки в квартирах, офисах «Газпрома», отелях Holiday Inn, магазинах Leroy Merlin и ресторанах.

Дезинфекция кухни
Удаленное трудоустройство - плюсы и минусы. Юридический взгляд
«Альфа-банк» доставляет карту, самостоятельно вскрывая конверт, в котором видно все данные

Заказываю новую карту взамен кончившейся. Сотрудник привозит конверт с картой и документом и получении внутри, предлагает подписать. При этом конверт уже вскрытый, карта у него в руках. На вопрос - почему так - отвечает,: какая разница, я же их и запаковываю.

Питч-дейтинг выпуск третий: комбайнеры

Рассказываем историю продакта «Яндекса», который решил помочь фермерам, а также составляем свой словарик стартапера.

«Он как из 2008-го»: браузер Edge от Microsoft начал «отговаривать» пользователей перед установкой Chrome Статьи редакции

Компания предупреждает, что браузер работает по тем же технологиям, но Edge безопаснее.

The Verge
Запустить игру и не прогореть: зачем нужны маркетинговые исследования в гейминге и как их проводить

Маркетинговое исследование помогает экономить сотни тысяч долларов и выпускать продукты, которые приносят миллионы.

Такие дела: жалоба на «Яндекс.Такси» за отказ перевозить собаку-поводыря

Девушка с нарушением зрения подала жалобу в прокуратуру из-за того, что водители популярного сервиса такси «Яндекс Go» слишком часто отказываются возить ее с собакой-поводырем.

Маркировка молочной продукции

В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.

Наводим порядок и изучаем rocket sience. Доклады Go meetup

На прошедшем Go meetup спикеры из Evrone, «Ситимобил» и «Авито» учили правильной организации кода микросервиса, рассказывали, как вырастить MVP в полноценную масштабируемую архитектуру, и разобраться с мусором и алгоритмами управления памятью. Все доклады записаны в студии и доступны для просмотра.

Как я всё бросил и стал Тиктокером

От учёбы в топовом вузе и сеньорской позиции в IT до кривляния на камеру и заработка на рекламе.

null