Финансы
SBC Technologies
133

Коронавирус и кризис в стране: как МФО снизить издержки и остаться на плаву

Ситуация на рынке микрофинансирования выглядела неоднозначно еще до недавних экономических и эпидимиологических событий. Несмотря на 30% рост в прошедшем году, в 2020 году эксперты прогнозировали сокращение МФО на 17% и снижение динамики роста за счет ограничения предельной доходности до 1% для тех, кто останется. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» снижение темпов роста ощущалось уже в конце 2019 года.

В закладки

Сегодня, когда в стране помимо экономических проблем, растет количество зараженных коронавирусом, ситуация стала значительно сложнее. Многие отрасли страдают от вынужденной самоизоляции своих клиентов, компании теряют деньги, кто-то закрывается и увольняет сотрудников, кто-то отправляет их в отпуск за свой счет. Денег у людей стало меньше и им все сложнее отдавать займы уже сейчас, не говоря о долгосрочной перспективе.

В сложившейся ситуации МФО столкнутся не столько с задачей удержания уровня прибыльности, сколько с максимальным снижением издержек. С падением доходов у россиян и потерей бизнесом клиентов, число погашений может значительно снизиться. Оптимизировав ряд внутренних процессов, МФО смогут сэкономить собственные средства и пережить непростое для всех время.

Расскажем подробнее как это работает на примерах нескольких кейсов.

Дешевле, значит лучше?

Как снизить затраты на комиссии? За счет маршрутизации трафика.

Представим ситуацию: заемщик решил погасить кредит. Технически операция пройдет с использованием 3DS-технологии через AFT (Account Funds Transfer) терминал. Это самый дешевый способ погашения займов и в случае успешной транзакции, комиссия, которую заплатит МФО, будет минимальной.

Но есть несколько нюансов:

  • AFT-операции приравнены к операции денежных переводов и снятия наличных средств. На них действуют лимиты и дополнительные комиссии при переводе с кредитной карты.
  • Они выглядят рискованными с точки зрения AML (Anti-Money Laundering или «противодействие отмыванию денег»).
  • Подвержены тщательному мониторингу со стороны банков-эмитентов по объему и количеству операций.

Все эти факторы приводят к тому, что процент успешных операций, проводимых через AFT-терминал, в среднем ниже на 25-30%, чем через E-com терминал. Как результат, снижается Approval Rate. Да, операция стоит дешевле, но возрастает процент отказов в проведении транзакций, что приводит к снижению количества возвращенных займов МФО исключительно по технической причине. За каждый отказ МФО платит комиссии, а это ненужные расходы.

Представим, что при попытке списать деньги через AFT-терминал возникла ошибка, к примеру, по причине превышения лимита снятия средств по карте. Определив тип ошибки, бесшовно перенаправляем транзакцию в E-com терминал по Non 3DS каналу. Лимит, установленный для AFT, не срабатывает и с клиента списывается необходимая сумма. В результате МФО получает деньги, хотя стоимость погашения будет дороже за счет проведения транзакции через E-com терминал.

Таким образом часть операций проходит через AFT-терминал, часть через E-com. Общие затраты на комиссии снижаются, МФО оптимизирует расходы, но получает все переводы. Компания не теряет 25-30% транзакций за счет использования исключительно AFT-терминала, не несет дополнительных затрат на оплату возвратных операций и при проведении всех транзакций через E-com.

«Система помнит»

Приведем еще один пример возможной маршрутизации трафика, технически более сложный.

МФО заключил договор с двумя банками-эквайерами: Банком № 1 со ставкой 1% и с Банком № 2 по ставке 1.8%. Для снижения операционных расходов и количества возвратов, настраиваем систему для маршрутизации трафика в зависимости от БИНа карты.

Если карта заемщика принадлежит Банку № 1, то в приоритете транзакция проходит через его терминал. Карты других банков в приоритете направляются через терминал Банка № 2.

Предположим, что по карте Банка № 1 сработали внутренние лимиты и банк отказался обслуживать свою карту. В таком случае транзакция перенаправляется в терминал Банка № 2.

Самообучающаяся система балансинга запоминает карты, по которым произошла ошибка, и при следующей транзакции сразу перенаправляет их на тот терминал, где был наиболее высокий Approval Rate, тем самым снижая издержки МФО на оплату комиссий за отказы.

​Маршрутизация трафика. SBC Technologies

Сколько можно сэкономить за счет оптимизации?

Универсального решения, подходящего каждой компании, нет, все индивидуально. Но мы хотим поделиться успешным кейсом и показать в цифрах, как технические решения экономят деньги бизнеса. Алгоритм будет полезен для МФО и крупного ритейлера.

Какие задачи были поставлены:

  • оптимизировать затраты на каналы онлайн-погашений;
  • улучшить acceptance rate —% успешных списаний с карт;
  • повысить эффективность рекуррентных списаний — регулярных платежей без подтверждения владельца карты.

Анализ данных

На первом этапе мы проанализировали трафик торговца за последние полгода:

  • структуру среднего чека операции;
  • структуру трафика в разрезе МПС (международных платежных систем) — какой% каждая из них занимает в трафике;
  • процент отказов;
  • географию карт;
  • структуру эмитентов — каким эмитентам принадлежат карты клиента.

На втором этапе мы предложили клиенту список из пяти подходящих банков-эквайеров, с которыми стоило заключить договоры сотрудничества. Клиент выбрал три. На основании их тарифных планов мы сформировали сравнительные таблицы с коммерческими условиями банков-партнеров и разработали систему маршрутизации трафика для оптимизации затрат на транзакции.

Сравнительная таблица​ с коммерческими условиями банков-партнеров.

Алгоритм распределения транзакции между банками-эквайрами доступными компании работает следующим образом:

  • Система получила запрос на списание с карты Visa 5000 руб. и задаст вопрос, что это за тип операции.
  • Предположим, что запрос на 3DSecure операцию, т.е. самостоятельное погашение — клиент зашел на платежную страницу и хочет погасить заем.
Тип операции​. SBC Technologies
  • Следующий запрос в алгоритме — к какой международной системе платежей принадлежит карта: Visa, MasterCard или МИР.
​Определение платежной системы. SBC Technologies
  • Система определяет, что это Visa и начинает сужать поиск среди эквайеров для проведения транзакции.
  • Далее система задает вопрос какой диапазон сумм у операции. Мы знаем, что речь о 5000 рублей. Сумма попадает в диапазон от 1490,01 руб. — 160000,00 руб. Для нее будем использовать AFT-операцию в банке-эквайере №3 с комиссией 0,47% или минимум 35 руб.
​AFT-операция. SBC Technologies
  • На этом этапе возможны два варианта: если ошибок при транзакции не возникло, то операция прошла успешно. Если же по какой-то причине произошел отказ, к примеру, клиент превысил лимит списания денежных средств, технология AFT не сработает, и система перейдет к каскадному биллингу.
​Каскадный биллинг. SBC Technologies
  • Система поймет проблему и направит транзакцию в Non3D E-commerce терминал. Операция, как мы упоминали выше, будет стоит дороже, но клиент получит свои деньги.
​Каскадный биллинг. Успешная транзакция в Non3D E-commerce терминале. SBC Technologies

К какому результату удалось прийти:

  • снижение себестоимости за счет проведения большей части операций через AFT-терминал;
  • повышение Approval Rate на 7% без затрат на автоматизацию со стороны торговца.

Что по срокам?

В общей сложности на реализацию решения у нас ушло два месяца — с начала анализа данных и до запуска первых транзакций: 70% времени заняло заключение договоров с банками-эквайерами, остальные 30% — техническая интеграция компании с нашим API.

И самое интересное, результат в цифрах за месяц работы по новой системе:

  • Оборот по погашениям: > 234,2 млн руб.
  • Размер совокупной комиссии: > 1,9 млн руб.
  • Средневзвешенная комиссия = 0.83%

Если сравнить с решениями, которые использовались ранее:

Дано: терминал E-com.

  • Средневзвешенная комиссия = 1,7%
  • Размер совокупной комиссии ~ 3,9 млн руб.
  • Потери ~ 2 млн руб.

За счет предложенного алгоритма процессинга клиент стал экономить порядка 2 млн. рублей в месяц без каких-либо сложных технических внедрений.

Универсального решения, подходящего каждой компании, не существует, но, если разобраться с тарифными сетками банков и грамотно выстроить алгоритм, оптимизировать можно практически любой процесс. Стратегически, с учетом последних событий на рынке МФО и в стране в целом, оптимизация процессов поможет сберечь часть денег, необходимых для поддержания жизни бизнеса.

{ "author_name": "SBC Technologies", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 120370, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 16 Apr 2020 09:29:37 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир