{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Коронавирус – повод навести порядок во внутренних процессах банков

Несколько недель назад банки начали переводить своих сотрудников на удаленную работу. Но незапланированная статья расходов на ноутбуки и ИТ-решения для ведения работы из дома — не самая большая из возникших проблем для банковской сферы.

Гораздо важнее то, что кризис и ряд неблагоприятных экономических факторов подстегивают людей массово забирать деньги со счетов. Более того, международное рейтинговое агентство Fitch резко изменило прогноз по 15 российским частным банкам с позитивного на негативный. Жители России затягивают пояса, и банки вынуждены делать то же самое.

Синопсис

В целом последние годы банки вели две стратегии: вывод на рынок новых продуктов с достаточным показателем маржинальности для сохранения приемлемого уровня дохода, и уменьшение издержек по линии HR путем сокращения персонала по тем направлениям, которые являются убыточными, и в которых руководство не видит value для бизнеса, таким образом урезаются текущие расходы (costs) и показывается больше прибыль при том же объеме выручки.

Наиболее затратных статей расходов у банков в основном две: ИТ-инфраструктура (включая современные ИТ-решения) и персонал.

Современная ИТ-инфраструктура — это стратегическая необходимость, и расходы на нее увеличиваются по мере роста общего объема информации и оцифрованных процессов. И если финансовая организация дальше хочет оставаться в рынке, то сокращать здесь точно нечего, необходимо лишь усиливать эту линию.

Персонал же, наоборот, с учетом оптимизации и роботизации процессов уходит на второй план. Где есть необходимость общения с клиентами и есть сложные процессы недоступные для роботизации — человек по-прежнему незаменим.

А вот там, где машина с успехом справляется сама — человеческий ресурс можно направить в другое русло (например, контролирующее или созидательное). Машина не болеет, не отвлекается и справляется с рутинными задачами эффективнее, чем человек. По нашим оценкам, до 20 раз быстрее. Да и стоит дешевле.

Текущая ситуация с кризисом и карантином показала, что рынок и экономика — живой, быстро меняющийся организм и нужно быть готовым к любой рыночной формации.

Сейчас банки относительно спокойно переживают этот временной период, однако не факт, что история не повторится с более жестким для индустрии раскладом. И, например, банкам необходимо будет перевести подавляющее большинство сотрудников на удаленную работу. А в силу специфики работы отрасли с критическими и личными данными — это довольно острая проблема из-за соображений безопасности.

Ход конем, точнее — роботом

С учетом мировой ситуации с коронавирусом, компаниям нужно по-новому взглянуть на роботизацию. Робота не нужно переводить на карантин — достаточно обеспечить хорошую киберзащиту. Более того, основной фрод в банках сейчас происходит из-за внутреннего мошенничества недобросовестных сотрудников банков. По данным InfoWatch, в России данные в основном «уходят» из компании из-за людей, например, разглашаются бывшими сотрудниками. С роботом такое недопустимо, у него нет резона обманывать.

Осознав, что роботы нужны и полезны, мы сталкиваемся с другой задачей: а как вообще понять какие процессы есть и как их роботизировать?

Мы все привыкли к Google Maps или «Яндекс Картам», но вот так называемая карта процессов для большинства банковских организаций, даже крупных, — это что-то новенькое. То, о чем они никогда не задумывались, так как были сосредоточены на наращивании клиентской базы и росте персонала. Мы лично знаем несколько крупнейших банков России, которые начали предпринимать шаги для построения такой карты.

Карта процесса — задокументированная технология выполнения какой-либо операции «as is» (так, как это фактически выполняется, а не как прописано в регламенте). Она дает возможность организации управлять этим процессом, вносить в них изменения и оценивать результаты и эффективность. Составить такую карту помогут майнеры процессов (Process Miner) — программы, позволяющие раскладывать обычный ход бизнеса на отдельные процессы. Они могут искать их без таргетирования, сложной интеграции — в фоновом режиме. В народе они также получили название Process Discovery, потому что помогают выявить даже «древние» процессы, о которых команда могла даже не подозревать. А в банках это могут быть практически любые процессы, которые затрагивают старое ПО.

Живой опыт

Некоторые ведущие российские банки уже пробуют решение израильской компании Kryon. Оно помогает им в поиске и роботизации процессов. Решение захватывает и вычленяет процесс прямо на компьютере пользователя, записывая и анализируя каждое движение курсора, клик мыши, нажатие клавиши, ввода текста, в течение всего времени отведенного на Process Discovery, затем позволяет найти схожий костяк процесса среди валидных пользователей, и сразу же предлагает на 70% готовый скелет для роботизации. Инструменты Kryon способны «подсвечивать» именно цикличные куски, которые стоит роботизировать.

Так, сотрудники одного ведущего банка 7 месяцев обследовали 26 бизнес-процессов одного из департаментов. В итоге 6 бизнес-процессов подошли для роботизации. Для сравнения — Process Discovery выявил эти же 6 процессов за 2 недели.

Как «рентген» в связке с высококвалифицированным врачом — решение дает возможность просмотреть бизнес-процессы насквозь и подсказать те места, которые можно ускорить или отладить при помощи роботизации. Таким образом, роботизация процессов в банке может выйти на новый уровень самостоятельности.

Оптимизация процессов, исходя из их реального течения — самое эффективное что может быть. И кризис — это прекрасный повод, наконец, навести порядок в своем бизнесе.

Василий Куць, директор по отраслевым решениям ИТ-компании КРОК в коммерческих банках

0
4 комментария
Daria Perfileva

проблема безработицы будет ещё критичнее, до тех пор, пока человек не откроет новые сферы применения своего разума

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

например, управлять вселенной
телепатически

Ответить
Развернуть ветку
Daria Perfileva

это под силу только Вове

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Выдыхай!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда