{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Лизинг вагонов ждёт депрессия

Компания “МСБ-Лизинг” делится мнением по поводу кризиса лизинга подвижного состава и планами его преодоления.

Текущая ситуация на рынке лизинга подвижного состава очень похожа на кризис 2014-2015 годов. По оценкам аналитиков, ближайшие 12–18 месяцев напряжение будет нарастать.

Какие были предпосылки?

За три квартала 2019 года объём нового бизнеса в сегменте подвижного состава упал почти на 50% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Тогда падение вызвало замедление экспорта угля, что снизило спрос на полувагоны.

К началу 2020 года сложилась ситуация, характеризующаяся перепроизводством подвижного состава и в тоже время снижением возможности погрузки РЖД. В марте она упала на 5,5%, грузооборот — на 7,3%, в первом квартале 2020 — на 3,8% и 4,7% соответственно. Уже к тому моменту был зафиксирован профицит подвижного состава сверх ожидавшегося.

Закономерно снизилась ставка операторов за полувагоны: за январь она упала до 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, потеряв 500 руб. по сравнению с январём прошлого года, а к апрелю доходность снизилась до 1 тыс. руб.

Стало понятно, что рынок ждут неблагоприятные месяцы падения ставок и выручки.

Что происходит на рынке лизинга вагонов сейчас?

Аналитики прогнозируют дополнительное снижение спроса на железнодорожный подвижной состав из-за COVID-19. Пандемия приводит к сокращению объёма грузоперевозок, что скажется на ставках операторов и прибыли лизинговых компаний.

Среди факторов риска в данном сегменте также выделяется нерабочий месяц и заморозка деловой активности. По оценке ИПЕМ, уже в марте выручка операторов снизилась более чем на 30% по сравнению с прошлогодними показателями, и нерабочий апрель может ударить по ним ещё сильнее.

Чем это грозит?

В ближайшее время, пока остановлена деловая активность лизингополучателей, ожидаются проблемы с выплатами. Намечается тренд по сдвигу от финансового к операционному лизингу - так клиенты стремятся минимизировать последствия выкупа.

Вырастет объём реструктуризаций лизинговых контрактов в сегменте железнодорожных операторов полувагонов среднего размера, у которых нет устойчивой грузовой базы, что негативно повлияет на результаты лизинговых компаний по сравнению с прошлыми годами.

Что предприняла наша компания, чтобы преодолеть турбулентность?

Ситуация напоминает тяжёлый кризис 2014-2015 - падение цен на нефть, ослабление рубля и скачок процентной ставки усугубились введением международных санкций против российских компаний.

Тогда профицит вагонов привёл к тому, что началось их тотальное списание. Стремительно падали ставки, а за ними и доход лизинговых компаний.

Наша команда успешно перешагнула период спада, ежегодно показывая рост. “МСБ-Лизинг” усвоила несколько уроков и сейчас внедряет их на практике.

Самое важное из них - ребалансировка портфеля. На конец 2019 года доля вагонов в лизинговом портфеле МСБ-Лизинг составляла 10%, из них 6% - полувагоны. К апрелю 2020 она снизилась до 9% за счёт сокращения доли полувагонов до 5%.

Сейчас самое время поставить в стоп-листы полувагоны. Мы ожидаем ухудшения ситуации с лизингом в этом сегменте вагонов, поэтому наша компания прекратила до июля подобные сделки. Вполне возможно, что летом мы к ним вернёмся, но это касается только клиентов с отличным кредитным качеством.

В будущем мы отдадим приоритет другим элементам подвижного состава - крытые вагоны, платформы, цистерны, рефрижераторы и др., если конъюнктура рынка будет к этому располагать.

Наша опыт может быть полезен только лизинговым компаниям, ориентированным на малый и средний бизнес. У крупнейших лизингодателей лизинг подвижного состава составляет абсолютное большинство портфеля - в этом случае диверсификация не сработает. Но во всех остальных стоит озадачиться структурой своего портфеля.

Есть надежда на восстановление?

Мы ожидаем падение лизингового рынка и его масштабное очищение с текущего момента до конца 2021 года. Сейчас на выживаемость компаний будут влиять не отраслевые факторы, а локальные нюансы организации работы. В частности, это касается компаний, которые сформировали финансовый резерв в качестве “подушки безопасности”.

Степень зачистки рынка будет зависеть в том числе о того, как быстро завершится работа над подавлением эпидемии. Аналитики полагают, что при оптимистичном развитии событий кризис может оказаться даже менее глубоким, чем в 2014-2015 годах.

Тимур Ксёнз, ООО “МСБ-Лизинг”

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Michael Bryukhanov

Мне кажется Ваш прогноз избыточно оптимистичен. 

Ответить
Развернуть ветку
МСБ Лизинг
Автор

Михаил, время нас рассудит)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Здравствуйте, если кризис подвижного состава имеет основную причину перепроизводство вагонов и усугубился потерей такого массового груза как «уголь», то не совсем понятно как рынок так быстро вырастет сразу после снятия карантина?
Это как сравнивать «кислое» с «квадратным»
Но главный вопрос, который необходимо задать и на него же ответить, это с какой целью лизинговые компании совершали сделки по приобретению новых вагонов, ЗНАЯ, что вагоностроительные заводы загружены на полные мощности?
Эта информация всегда была в открытых источниках, в том числе и у самих лизинговых компаниях, так как они все эти сделки и финансировали.
Ну не могли аналитики не выводить в своих отчетах этих данных.
Вы же сами в статье сообщаете, что в вашем опыте это уже не первый кризис!

Ответить
Развернуть ветку
МСБ Лизинг
Автор

Добрый день! Из статьи не прослеживается прямая зависимость, о которой вы упомянули в первом абзаце своего комментария. Мы лишь говорили о том, что последствия пандемии оставят свой отпечаток как дополнительный кризисный фактор.
По поводу приобретения вагонов в сложный экономический период. Речь идёт не о сделках ради сделок - конкретно мы финансировали таким образом клиентов с отличным кредитным качеством, которым требовались полувагоны. Но сейчас в условиях надвигающегося кризиса мы решили минимизировать все факторы, которые в будущем могут повлиять негативно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Добрый день, именно, вы решили минимизировать только сейчас, когда уже Дополнительным фактором выступает и пандемия и надвигающийся мировой кризис.
Каждый ваш клиент не мог видеть весь объём совершающихся сделок и количество вагонов в них.
Разумеется вы финансировали сделки, хорошо подстраховавшись, понимая последствия перепроизводства вагонов.
Вопрос был как раз о цели финансирования таких сделок в то самое время когда было очевидно, что постройка новых вагонов приведёт к кризису на отраслевом рынке?

Ответить
Развернуть ветку
МСБ Лизинг
Автор

Мы получили отличную сделку, клиент приобрел новые вагоны для осуществления своей коммерческой деятельности))) Обе стороны довольны.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Странно выглядит комментарий, название статьи и ее содержание... всё как будто бы наполнено единым смыслом)))
Вы пишите:
«Закономерно снизилась ставка операторов за полувагоны: за январь она упала до 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, потеряв 500 руб. по сравнению с январём прошлого года, а к апрелю доходность снизилась до 1 тыс. руб.»
Считаете, клиенты действительно должны быть довольны тем, что их лизинговые платежи, больше чем их доходность на один вагон?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда