Обнуление или обновление: как навести порядок в бизнесе и оцифровать потери и возможности

Провести ревизию, разобрать завалы, наконец сделать то, до чего не доходили руки – настоящее спасение для поднятия морального духа в режиме самоизоляции. Для поддержки бизнеса такие действия нужны так же, как отраслевые льготы, отсрочки по кредитам и иная ожидаемая сверху помощь.

В закладки

План поддерживающих мероприятий расходится по трем направлениям:

1. оперативные, или срочные, необходимые для спасения либо минимизации потерь бизнеса;

2. тактические, учитывающие происходящие изменения для сохранения бизнеса в более-менее неизменном виде;

3. стратегические, или перспективные, предполагающие более далекий горизонт анализа и подготовку на основании выводов (или пока, скорее, предположений и допущений) кардинальных изменений в самой модели бизнеса, направленных на развитие и рост компании в новых условиях.

Оперативные мероприятия в свою очередь делим на:

  • Анализ доходов. Оценить, насколько проседает доходная часть и есть ли продукция или услуги, которые будут покупаться в ближайшие полгода-год, выделить факторы возможного изменения спроса в обе стороны.

  • Анализ запасов. Исходя из того, насколько ваша продукция будет востребована, решаем, что делать со складскими запасами. Для большинства компаний, не имеющих запаса прочности, «выйти в кэш» будет оптимальным вариантом. Держать и даже нарастить запас имеет смысл только для «ходового» товара с коротким сроком оборачиваемости. Для запасов без движения - скидки, акции, предложения партнерам.
  • Анализ расходов. Выделить обязательные и второстепенные. Что делать со вторыми – понятно, сокращаем максимально. С первыми – постараться найти способы минимизировать, в том числе, путем перевода в переменные. Минимизировать - вообще основное слово оперативных мероприятий. Здесь как раз фору получат те бизнесмены, которые понимают свои постоянные и переменные расходы (управленческий учет в деле!), а если еще и в привязке к подразделениям компании – просто молодцы. Если есть валютные расходы, помечаем их маркером для исключения сюрпризов.
  • Анализ инвестиций. Если нет уверенности, что через 3 месяца инвестиции начнут приносить доход, имеет смысл приостановить трату денег. Исключение – технологическая невозможность остановки текущего этапа.
  • Анализ задолженности. Актуализировать реестры дебиторской и кредиторской задолженности, собрать по максимуму дебиторку, проверить сроки и наличие средств на погашение кредиторки, при необходимости – начать переговоры с поставщиками и банками по реструктуризации долга. Рассчитывать два варианта минимум: оптимистичный («как должно быть») и основной - пессимистичный («никогда такого не было и вот опять»).

  • Платежный календарь. С учетом вышеозначенных мер в условиях кризиса крайне важно составить и контролировать платежный календарь. Он будет меняться, но вы будете в курсе того, что происходит с вашими деньгами.

В идеале, набор этих мероприятий позволит быстро получить картину того, насколько все хорошо или плохо в бизнесе примерно на полугодовом горизонте. И принять решение - стоит ли заниматься следующими этапами или лучше закрывать этот бизнес с минимальными убытками и думать, чем заниматься дальше. Как бы жестоко это ни звучало.

Если у вас сложилось реалистичное (!) понимание того, что ваш бизнес – действенная модель, которая может выжить в новых реалиях, имеет смысл рассмотреть следующий этап. Это тактические мероприятия, направленные на органический рост и укрепление компании. Сейчас как раз то время, когда большинство предприятий могут уделить достаточно времени этому вопросу, а сотрудники будут максимально лояльны, ведь они заинтересованы в сохранение рабочих мест и заработных плат.

К тактическим мероприятиям относим следующие:

  • Аудит и оптимизация бизнес-процессов. Пройти по всей цепочке создания продукта компании, по всем подразделениям – как основным, так и вспомогательным, проследить как происходит создание, хранение, движение и обмен информацией, найти «узкие горлышки» в потоках, белые пятна (ничье) в функционале. Далее на основе собранной информации построить карты бизнес-процессов и определить пути их оптимизации.
  • Автоматизация. На базе проведенного анализа и выстраивания бизнес-процессов компании можно оценить уровень автоматизации процессов и также понять, насколько полно существующие АИС (автоматизированные информационные системы) охватывают деятельность компании, дают оперативную и точную информацию, удобно ли пользоваться отчетами из системы, какие участки требуют автоматизации.
  • Управленческий учет. В принципе, уже при выполнении оперативных мероприятий менеджмент и владельцы компании смогут понять, насколько детальна имеющаяся информация о том, чем занимается компания: сколько в натуральном и денежном измерении у компании продукции и что с ней происходит – в товаре она, в НЗП или в запасах, где у компании деньги и как они оборачиваются, какая продукция наиболее прибыльна, какие клиенты выгодны компании. Если вы не можете получить быстро эту информацию, самое время задуматься о постановке либо усовершенствовании управленческого учета в компании.
  • Бюджетирование. Этого слова многие до сих пор боятся либо относятся к нему со скепсисом, не веря в возможность или необходимость прогноза деятельности компании на год вперед, не говоря про более отдаленные сроки. И сложившаяся сейчас ситуация - тому пример. Однако пандемия – это форс-мажор, а бюджетирование – один из эффективных инструментов управления компанией в кризис. Существует крылатая фраза, что деньги для организаций сравни крови для организма: она не должна уходить из тела, не должно быть ее застоев, давление и состав должны быть в норме – те же требования предъявляются к деньгам в компании. Бюджет позволяет составить «медицинский атлас» организма компании и увидеть, на что и как повлияют изменения внешних или внутренних факторов, что будет с компанией через 3 месяца, год, 3 года. Составлять бюджет, анализировать отклонения факта от плана, корректировать при критических отклонениях нужно. Это позволит держать руку на пульсе и понимать, куда компания движется и в каких направлениях нужно внести поправки.
  • Команда на аутсорсинг. Аутсорсинг – это выгодный и удобный способ сокращения издержек и оптимизации ФОТ. Пул дополнительных задач и анализ происходящих изменений на рынке – клиентов, целевой аудитории, конкурентов, товаров – можно вынести на аутсорсинг, не отвлекая штатных работников от текущих острых задач по рекламе и продажам в условиях кризиса. Привлечение сторонней команды профессионалов-маркетологов – это целый ряд дополнительных преимуществ: доступ к успешно реализованным кейсам, которые можно масштабировать, а также специалистам различных направлений (таргетолог, SMM-специалист, PR-менеджер и другим) в формате одного окна, грамотное управление командой, аналитика, на которую часто не хватает собственных рук, и контроль качества выполнения задач. Контракт аутсорсинга может предполагать перевод части персонала клиента в компанию аутсорсера. Таким образом заказчик может сократить издержки и сохранить ценные кадры в проекте.

Итогом проведенного комплекса тактических мероприятий будет гармонизация внутренних бизнес-процессов компании, «оцифровка» показателей ее работы и, в конечном счете, получение собственниками и менеджментом компании тонко настроенных рычагов и кнопок управления эффективностью работы фирмы. Что, помимо прочего, позволит при необходимости уточнять набор оперативных мероприятий в случае ЧП и раздвинет горизонт планирования результатов работы компании уже не на полгода, а на год-два.

Как ни странно, но третий набор мероприятий, стратегических, полезен как тем собственникам, кто понимает, что их бизнес выстоит в существующих перипетиях и можно думать, как его развивать дальше , так и тем, кто принял решение о выходе из текущего бизнеса (в том числе, по итогам мероприятий первого этапа).

В стратегические мероприятия попадают:

Анализ целевой аудитории, поиск нового продукта, вывод нового продукта на рынок. Мы уже все в курсе, что кризис и перемены несут в себе не только опасности, но и новые возможности для бизнеса. И здесь важно вовремя отследить, как и в связи с чем меняются запросы ваших покупателей, что нового в соответствии с этим можно им предложить. Попробуйте смоделировать различные сценарии развития событий и спрогнозировать потребительские запросы. Дальше в соответствии с этим вносите коррективы в бизнес, пробуя играть на опережение.

Изменение бизнес-процессов. Уже сейчас понятно, что режим самоизоляции дал мощный толчок развитию процессов, ставку на которые до этого делало не так много компаний. Это и онлайн-торговля, и дистанционное обучение, и работа в удаленном режиме. Приходит практическое понимание, что это вполне рабочие инструменты – и не только в условиях кризиса. И дальше в масштабах отдельных компаний подобные решения будут реализовываться активно как способы экономии времени и денег, а глобально – изменят бизнес-процессы логистики, продаж, содержание рекламы, запросы на те или иные товары, актуальность профессий.

Все эти происходящие изменения не временные и они ОБЯЗАТЕЛЬНО повлияют на бизнес-процессы любой компании. Надо уже сейчас планировать, что можно и нужно поменять в работе компании в новой реальности, чтобы завтра не остаться на периферии или за бортом. Из хороших новостей - алгоритм данной работы стар как мир: собрать инициативную проектную команду (даже если это будет привлеченная компания, участие сотрудников обязательно!), разобраться в текущих бизнес-процессах, определить, что надо изменить и как это повлияет на всю картину, составить план внедрения изменений, регулярно контролировать выполнение этапов, снимать обратную реакцию «ожидаемое-получаемое», при необходимости уточнять план работ. Перевод сотрудников на удаленную работу на постоянной основе, автоматизация работы компании, изменение функциональных обязанностей или внедрение новых бизнес-процессов – любое подобное мероприятие должно выполняться по базовым принципам проектного менеджмента.

Диверсификация бизнеса. Наверняка некоторые компании смогут найти для себя новые продукты, новые рынки или вообще новые направления бизнеса. И здесь стоит напомнить, особенно собственникам бизнеса, что какой бы классной идея ни казалась, всегда необходимо провести расчеты, хотя бы минимальные, сколько денег потребуется на ее реализацию, откуда их взять и как быстро они вернутся и с какой прибылью. Да, именно – бизнес-план. Оценить рынок, конкурентов, свои возможности и риски, составить грамотную финансовую модель. Огромный процент стартапов сгорает просто потому, что гениальная идея кажется таковой только самим ее авторам, а рынку и потребителям она не нужна. Или потому, что расчеты были неверными. Сделать грамотный бизнес-план – не так затратно в сравнении с возможными потерями денег и времени без него.

Какой план действий у вас?

Авторы: Екатерина Берлова - генеральный директор агентства Market Entry Atelier, более 15 лет опыта работы в области PR, построения маркетинговых стратегий и разработки бизнес-планов, включая международные проекты (финтех, IT, автомобили, банковское дело и инновационные технологии).

Тимур Сайфуллин – куратор направления «Финансы + Маркетинг» в агентстве Market Entry Atelier, опыт руководства от 10 до 8 000 человек в промышленных компаниях с оборотом до 30 млрд рублей, работы с госструктурами, IT-компаниями и банками, успешной подготовки проекта на 100 млрд рублей, разработки проектов организации ряда предприятий в России и за рубежом.

{ "author_name": "Екатерина Берлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 122188, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 22 Apr 2020 13:50:23 +0300", "is_special": false }
IPQuorum
Развитие технологических стартапов в России: барьеры и возможности
Внедрение решений Индустрии 4.0 в крупных промышленных предприятиях тормозят не только кризис и условия пандемии…
Объявление на vc.ru
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

Отлично структурировано! В нашей компании всё примерно так и сделано. 

Ответить

Прямой эфир