{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Leha Shum

1% за эквайринг - каменный век.
Ввести принудительно 0.3%
И на законодательном уровне снизить долю которую забирает ПС до 0.03%.
Хорошо что центробанк обратил внимание на это.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

В конечном счете банк всегда забирает у вас больше чем отдаёт в виде программы лояльности. 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Если сильно захотеть можно в космос полететь.
Щас же банк есть у каждого, мтс мне предлагает открыть там карту и если я буду тратить от 10к в месяц то мне будет бесплатная связь (не помню тариф ну рублей 700 наверно)
То есть если я заморочусь то я могу кидать на мтс карту 10к тратить их и выигрывать 700р в месяц (наверняка есть еще условия но в теории можно все)
Просто расчет на то что никто не будет этим заморачиваться а индивидумы которые реально будут разбираться во всем этом и получать плюшки не сильно их в минус заведут от общей массы.
У меня есть знакомая которая умудряется на трех кредитках сидеть и на 3х банках, вечно что-то куда-то суммы перекидывает и там закрыла беспроцентный период тут потратила какой-то порог, там на процентах полежали итд
Это как в америке люди по купонам могут пол магазина скупить за 10 центов если на это пол жизни положить

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

А вы не читали условия карты? А я почитал, 250 р в месяц за обслуживание

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Не читал так как не вижу смысла кучу карт иметь за сотню рублей выгоды.
Однако мой тариф 700р, вычесть 250 и будет выгода в 450.
Возможно там есть еще подводные камни которые к 0 сведут в итоге эту выгоду.
Я вообщем к тому, что если сильно захотеть то в плюс можно выходить, вопрос для каждого лично свой, стоит ли игра свеч.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

путаете. карта, о которой он говорит, МТС Смарт, уже не выдаётся. из новых есть МТС Деньги с 5% каши на продмаги и МТС Weekend с 5% каши на кафе/фастфуд. По Weekend вроде есть месячная плата, но она отменяется если держать 50+ тыщ на текущем счёте с 5% годовых. Да и не нужна Weekend особо - есть карты яндекс.плюс и другие, где можно получить аналогичную кашу живыми деньгами

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

я так и делаю, 30к в месяц просто перекидываю на карту мегафона (якобы плачу за номер мегафона) - и 1000-рублёвый тариф "Наш МТС" для меня бесплатен, а на нём 5 моих родственников могут тратить 1500 минут и 25 ГБ, т.е. они сами за связь уже ничего не платят. по второй карте МТС я получаю кашу 5% с продмагов и оплачиваю ею вторую свою симку - там татарский тариф за 400 рублей/мес

по ещё одной моей карте - 5% с кафешек и фастфуда, включая доставку, по четвёртой - 7% с такси, пятой - 5% с одежды и обуви. вот на эти 5% и живу )))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

сейчас посчитал - за последние 30 дней я потратил 14 тыщ на доставку готовой еды, 16 тыщ на продмаги включая доставку и 3 тыщи на аптеки/такси. в сумме получил 2000 рублей кэшбека, поскольку на паре покупок был ещё доп. кешбек от МТС

это не считая тех 30 тыщ которые я перекинул с карты на карту ради бесплатного "Наш МТС" - экономия тыща. и не считая 10% скидки в delivery club за счёт combo@mail - это ещё тыща

итого 4000 при расходах 33 тыщи. чувствую - это будет комментарий года LOL

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда