{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Bavinov

эквайринг в наше время такая же социально необходимая услуга/товар, как и условное молоко.

если предположить что
1. visa/mastercard это завод выпускающий молоко
2. банки-платежные системы это логистика, дистрибуция и розница (оптовики-магазины),
то при себестоимость 0,25% конечная комиссия для физика 2% = 700% наценки,

это как если бы 1 литр молока, себестоимость которого 25 рублей продавали по 200 рублей за 1 литр, но нет - оно стоит 60-100 рублей.

Посему и всей цепочки банков-платежных систем пора научится работать на нормальной (0,6-1%), а не сверх-марже, рынок только здоровее станет.

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

Ты понимаешь что такая гигантская маржа на свободном рынке привлечёт кучу предпринимателей, которые захотят откусить кусок пирога и будут всячески улучшать продукт и уменьшать цену?

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

В реале куча предпринимателей стремятся держать маржу, чтобы не уменьшать свою прибыль. Эквайеров много, но что-то сбивать процент за эквайринг не торопятся.

Ценовые войны возникают не так часто как кажется. Пример: средний чек для розничного покупателя сопоставим у шин и стройматериалов, но в шинах идёт затяжная ценовая война, и вынуждены торговать наценкой 7-10% многие, а в стройматериалах такого практически нет. В торговле сантехникой некоторые сбивают цены, что приводит к их росту, но не особо влияет на самочувствие конкурентов и их маржу. В сфере с одеждой наценка вообще 600-1000%, и это обычная наценка, а ведь огромнейшая мегаконкурентная сфера.

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

Вот эта минимальная ставка цементирует положение нынешних банков. Новые игроки не придут.  Эквайринги не снижают цены, наверное на это есть объективные причины. Представь ,щас стартап запилить с минимальным процентом на эквайринг и выплатой наличности. Если такого нет, значит проблема в законах и зарегулированности

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

Понятно, что на маржу эквайеры не только себе Бентли покупают, но и создают какую-то дополнительную ценность, или пытаются создать, оплачивают дорогостоящую работу программистов. Но главная объективная причина не снижать маржу - стремление не снижать себе прибыль, не рушить рынок. Это вполне достойная, здоровая причина.

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда