{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Leha Shum

Нужно делать(продвигать) СВОЮ платёжную систему. Зачем мы отдаём такие деньги в американский бюджет? 
ПС. Я либерал и против Путина. 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Потому что МИР дерьмо

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Mamontov

А что с ним не так? Какие косяки? 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

1. Эти карты принудительно навязывают, старикам, бюджетникам, в ультимативной форме. Это уже огромный негатив.
2. До сих пор проблемы в магазинах расплатиться этой картой.
3. Из п1 вытекает откровенное наебалово народа, у каждого есть свой привычный банк и карта, тебя заставляют еще и мир получить, платить за его обслуживание.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Давно пользуюсь МИРом. Самая серьёзная и единственная проблема в офлайне — в одном московском Ситилинке бесконтактная оплата не проходит, надо вставлять карту и ПИН вводить. Больше нигде никаких проблем не встречал. Ну и, разумеется, в зарубежном сегменте сети она не принимается.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Popov

А apple pay могет? А то я как-то давно отвык с собой карты таскать (вопрос риторический, конечно же)

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда