Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Popov

Типа пожалейте вас? Не пожалеем.
Это совсем не про "бизнесмен должен страдать", а про то, что сервисы такие не добавляют особо велью никому, но при этом реально дерут драконовские проценты не пойми на что. Там даже объем разработки со средним объемом в большом IT не сравним.
Такие вот "сервисы" хотят забирать 3% (3%, йопт, при том, что зачастую как раз в нише товаров "до 20К в принципе наценка может 5-10% составлять), при этом никогда не ставят кепку сверху (из-за чего мне при покупке автомобиля приходится с кучей нала по городу таскаться).

Другой вопрос - почему 1% только на покупки до 20 000? По идее нужно делать адекватнее: 1% до 20 000, 0.5% до 500 000, например, и 0.1% для покупок от 500 000. И всем хорошо. Но да, там еще возникают вопросы к самой визе/мастеркард. Но эти образования у меня вообще давно вызывают непонимание - при таком рынке и таких комиссиях на околонулевые издержки, они уже, кажется, мир должны были поработить.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

нетрудно найти карту где с покупки на лям дадут 5% каши

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

чего? 

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

Он говорит про 5% кэшбека для избранных.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

А что, есть избранные, у которых кэшбэк не лимитирован? Как же, отвалят ему кэшбэк с ляма, наивность какая.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да, такие карты есть

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Например, где?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

alfa.travel, citi, акбарс. лучше на banki.ru спросите

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Во-первых, альфа-тревел начисляет милями. Это не совсем кэшбек. Во-вторых, есть предел суммы за одну транзакцию (не больше 500 тыс. рублей) и месячный лимит - 10 тысяч миль. Уверена, в других банках тоже есть лимиты на кэшбек.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

у акбарса мили, а у сити наличка но с расходов в миллион

если у вас расходы >200 тыщ, то заведите карты разных банков, или на родственников. и при таких расходах у вас наверняка найдётся кому пристроить эти мили

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда