{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Дебетовая карта — убыточный продукт»: глава Qiwi Борис Ким объяснил закрытие «Рокетбанка» Статьи редакции

Qiwi свернула программу лояльности финтех-сервиса, повысила тарифы и сократила штат, чтобы клиенты ушли и банк можно было бы закрыть к концу года.

Глава Qiwi Борис Ким в интервью «Ведомостям» рассказал, почему «Рокетбанк» не смог выйти на прибыль. За первый квартал 2020 года убыток «Рокетбанка» составил 660 млн рублей из 1,5 млрд рублей, прогнозируемых компанией.

Дебетовая карта — убыточный продукт, ему нужна пара в виде кредитного продукта, поэтому банки развивают их вместе, причем начинают с кредитного. У нас есть «Совесть» и был дебетовый продукт, но «Совесть» — это карта рассрочки, и доходность по ней ниже, чем по кредитке.

Поэтому нам стало выгоднее фондировать «Совесть» из других источников, то есть синергия не получилась. А в отдельности «Рокетбанк» оказался убыточен, и шансов его вывести на прибыль не было.

Борис Ким, гендиректор Qiwi

По словам Кима, покупкой финтех-сервиса интересовались и крупнейшие банки. Компания готова была продать «Рокетбанк» по цене до 1 млрд рублей. «Это больше, чем мы за него заплатили, но гораздо меньше, чем в него вложили», — говорит Ким. Qiwi выкупила банк у «Открытия» в августе 2017 года. Суммарно вместе с покупкой банка для предпринимателей «Точка» сделка обошлась Qiwi в 700 млн рублей.

Однако «проект был не коробочным решением»: на интеграцию «Рокетбанка» в новую структуру после продажи какому-либо банку ушло бы от четырёх до шести месяцев, а Qiwi получала убыток от сервиса каждый месяц, говорит Ким.

«Мы не могли себе этого позволить, а соглашение с "Тинькофф" не потребовало никакой технической интеграции», — объяснил глава Qiwi. «Тинькофф» вместе с Qiwi предложили клиентам «Рокетбанка» перейти в экосистему «Тинькофф» с сохранением «рокетрублей» — бонусов, накопленных в программе лояльности сервиса.

Компания также развивает «Точку» — совместный проект с «Открытием». «Многое будет зависеть в целом от потребительского спроса», — ответил Ким на вопрос, не станет ли «Точка» в условиях кризиса убыточной, как «Рокетбанк».

По его словам, по итогам января-марта 2020 года «Точка» перевыполнила план по прибыли — этот показатель достиг 143 млн рублей. «Это результат именно части Qiwi в совместном предприятии с "ФК Открытие"», — рассказывает глава Qiwi. Банк также планирует показать положительный результат по итогам 2020 года. Однако «Точка» обслуживает «уязвимую прослойку» — предпринимателей.

То есть по «Точке» может ударить то, что какие-то клиенты пройдут через реструктуризацию или разорятся, в последнем случае на их место придут новые. Многое будет зависеть в целом от потребительского спроса.

Борис Ким, гендиректор Qiwi

Он также рассказал о покупках и инвестициях Qiwi в 2019 году:

  • Инвестиции в фудтех-стартап Bartello и в решение «Таксиагрегатор» Guru.Taxi.
  • Покупка программного кода российской компании «Биллинг онлайн» и системы «Открытый город».
  • Выкуп долей у основателей российской маркетинговой платформ Flocktory. Qiwi купила 80% компании в 2017 году, оставшиеся 20% тогда сохранили за собой основатели и ключевые сотрудники проекта.

В этом году крупных вложений не планируем, но не исключаем точечные инвестиции. Будем развивать дебетовые карты и кредитные предложения, проекты по данным, а также факторинговый бизнес — компания «Факторинг плюс» показала хороший результат в первом квартале.

Борис Ким, гендиректор Qiwi

Qiwi планирует полностью закрыть «Рокетбанк» к концу 2020 года. Компания свернула программу лояльности финтех-сервиса, повысила тарифы и сократила штат, чтобы клиенты ушли в другие банки.

0
139 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Saveliev

Когда началась возня с переводом клиентов в Qiwi как раз ушел от них
Но мне реально не понятно, почему при примерно таких же условиях у Тинькова у них дебетовые карты выгодны, а у рокета нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Стафеев Евгений

Для Тинькофф дебетовые карты - способ фондирования и расширения клиентской базы, а не заработка. 

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Для любого банка дебетовые карты это выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

приведите пример хоть одного, кроме Сбера (у которого гигантская клиентская база носителей его карт и эквайринг в каждой второй лавке)

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Любой банк, предлагающий зарплатные проекты, ищет выгоды. То, что, скорее всего, хотел сказать Ким, это что дебетовые карты менее выгодны, чем кредитные. Но не убыточны. 
Если же Вам надо обосновать, то возьмите 5% от средних остатков по картам и получите примерную годовую выручку от дебета, потом уберите оттуда расходы на выпуск и сопровождение и сравните полученную цифру с нулём.
Для особо пытливых можно посмотреть необходимый средний остаток для бесплатного обслуживания и сделать выводы.
Продолжать?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Расходы Тинькова и доходы от комиссий, и это без административных расходов на персонал и функционирование банка

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Это Вы сейчас с кем и о чём?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Это я вам провожу наглядный ликбез по доходам и расходам ОАО Тинькофф от розничного бизнеса без учета доходов от активов.

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Вы, извините, немного не в теме, чтобы ликвидировать мою безграмотность.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Ест-но, вы говорите вещи, о которых не понимаете ничего, пытаясь свое невежество переложить на того, кто с вами ведет диалог. Это типично для таких как вы, когда просишь их подтвердить фактами свой бред

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Вы предполагаете, что переход на хамство отвлечёт оппонента? Зря, я таких оппонентов как Вы люблю и ценю.
Изучите матчасть про источники привлечения средств банками, стоимость привлечения и сопряжённые риски, а потом возвращайтесь - я с удовольствием продолжу экзекуцию.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Я предполагаю, что уничижительный тон общения не красит людей, особенно таких как вы, которые неспособны ответить на элементарные вопросы, когда им их задают. И вообще не понимают о чем разговор

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Вы, надеюсь, понимаете, что сейчас описываете своё поведение в этом конкретном треде?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Боюсь. что это вы не понимаете, что я просто решил подстроиться под ваше поведение в этом треде. В целом я не удивлен, учитывая то, что вы пишите

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

"Пишите" это императив, не принуждайте меня, я и так трачу значительно больше времени, чем планировал.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Еще хотел бы спросить: вы вообще понимаете разницу между депозитами до востребования, краткосрочными депозитами и долгосрочным фондированием? А главное, прибыль от этих форм. Полагаю, что не очень, раз не привели мне ни одной цифры. Поищите, поспрашивайте у знакомых, вдруг кто-то из них работает в финотделе банка

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Я понимаю. Я, знаете ли, вообще бизнес модель банков в России понимаю. Приходилось.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

В продолжении ликбеза: я вам советую открыть отчетность ЯндексДенег и посмотреть сколько они зарабатывают на остатках по счетам, фондировании и прочих активах, а сколько на комиссиях. Потом сравнить комиссии ЯДенег и комиссии Рокета

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Вы, надеюсь, понимаете, что ЯД это не банк?

Ответить
Развернуть ветку
136 комментариев
Раскрывать всегда