«Дебетовая карта — убыточный продукт»: глава Qiwi Борис Ким объяснил закрытие «Рокетбанка» Статьи редакции
Qiwi свернула программу лояльности финтех-сервиса, повысила тарифы и сократила штат, чтобы клиенты ушли и банк можно было бы закрыть к концу года.
Глава Qiwi Борис Ким в интервью «Ведомостям» рассказал, почему «Рокетбанк» не смог выйти на прибыль. За первый квартал 2020 года убыток «Рокетбанка» составил 660 млн рублей из 1,5 млрд рублей, прогнозируемых компанией.
По словам Кима, покупкой финтех-сервиса интересовались и крупнейшие банки. Компания готова была продать «Рокетбанк» по цене до 1 млрд рублей. «Это больше, чем мы за него заплатили, но гораздо меньше, чем в него вложили», — говорит Ким. Qiwi выкупила банк у «Открытия» в августе 2017 года. Суммарно вместе с покупкой банка для предпринимателей «Точка» сделка обошлась Qiwi в 700 млн рублей.
Однако «проект был не коробочным решением»: на интеграцию «Рокетбанка» в новую структуру после продажи какому-либо банку ушло бы от четырёх до шести месяцев, а Qiwi получала убыток от сервиса каждый месяц, говорит Ким.
«Мы не могли себе этого позволить, а соглашение с "Тинькофф" не потребовало никакой технической интеграции», — объяснил глава Qiwi. «Тинькофф» вместе с Qiwi предложили клиентам «Рокетбанка» перейти в экосистему «Тинькофф» с сохранением «рокетрублей» — бонусов, накопленных в программе лояльности сервиса.
Компания также развивает «Точку» — совместный проект с «Открытием». «Многое будет зависеть в целом от потребительского спроса», — ответил Ким на вопрос, не станет ли «Точка» в условиях кризиса убыточной, как «Рокетбанк».
По его словам, по итогам января-марта 2020 года «Точка» перевыполнила план по прибыли — этот показатель достиг 143 млн рублей. «Это результат именно части Qiwi в совместном предприятии с "ФК Открытие"», — рассказывает глава Qiwi. Банк также планирует показать положительный результат по итогам 2020 года. Однако «Точка» обслуживает «уязвимую прослойку» — предпринимателей.
Он также рассказал о покупках и инвестициях Qiwi в 2019 году:
- Инвестиции в фудтех-стартап Bartello и в решение «Таксиагрегатор» Guru.Taxi.
- Покупка программного кода российской компании «Биллинг онлайн» и системы «Открытый город».
- Выкуп долей у основателей российской маркетинговой платформ Flocktory. Qiwi купила 80% компании в 2017 году, оставшиеся 20% тогда сохранили за собой основатели и ключевые сотрудники проекта.
Qiwi планирует полностью закрыть «Рокетбанк» к концу 2020 года. Компания свернула программу лояльности финтех-сервиса, повысила тарифы и сократила штат, чтобы клиенты ушли в другие банки.
Когда началась возня с переводом клиентов в Qiwi как раз ушел от них
Но мне реально не понятно, почему при примерно таких же условиях у Тинькова у них дебетовые карты выгодны, а у рокета нет.
Для Тинькофф дебетовые карты - способ фондирования и расширения клиентской базы, а не заработка.
Для любого банка дебетовые карты это выгодно.
приведите пример хоть одного, кроме Сбера (у которого гигантская клиентская база носителей его карт и эквайринг в каждой второй лавке)
Любой банк, предлагающий зарплатные проекты, ищет выгоды. То, что, скорее всего, хотел сказать Ким, это что дебетовые карты менее выгодны, чем кредитные. Но не убыточны.
Если же Вам надо обосновать, то возьмите 5% от средних остатков по картам и получите примерную годовую выручку от дебета, потом уберите оттуда расходы на выпуск и сопровождение и сравните полученную цифру с нулём.
Для особо пытливых можно посмотреть необходимый средний остаток для бесплатного обслуживания и сделать выводы.
Продолжать?
Да, продолжайте, но с цифрами. Есть масса отчетностей публичных банков.
Зарплатные проекты - это комплекс услуг для компаний. Рокетбанк же избавляется от розничных частных клиентов, оставляя банк для бизнеса.
Дебетовые проекты для небольших розничных банков, активно демпингующих ради привлечения клиентов - это путь в перманентный убыток.
Я вам предлагаю открыть отчетность банка и посмотреть, сколько они получают комиссий с карточных продуктов и сколько тратят на продвижение и сопутствующие расходы (маркетинг, расходы на персонал и т.д.)
Что дают банку 5 % остатков по картам, если у него нет кредитной линейки? Ничего.
Можно я без цифр сообщу Вам, что обычно банки живут на разницу между ставками привлечения и размещения. Если у нас есть понимание в этом вопросе, то перейдём ко второй части - дебетовые карты источник привлечения средств. Есть ещё вопросы?
Нельзя без цифр. Без цифр - это демагогия с вашей стороны. Берите отчетность и статьями из отчетности подтверждайте свою теорию с цифрами и фактами.
Ок, найдите отчётность, где отдельно разнесены источники привлечения средств, и я с удовольствием продолжу нашу битву с ветряной мельницей.