{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Инвестиционный обзор компании Facebook (FB)

flickr.com Stock Catalog

Всем привет! В сегодняшней статье я бы хотел разобрать крайне интересную и перспективную американскую компанию Facebook, торгующуюся на бирже с тикером FB и доступную даже неквалифицированным российским инвесторам.

Данная статья носит чисто ознакомительный характер и не является инвестиционной рекомендацией или сигналом к покупке каких-либо ценных бумаг. Любые инвестиции связанны с определённым риском, так что будьте внимательны и осторожны.

Vladislav Klimenkov, Автор

Общее описание

commons.wikimedia.org Derzsi Elekes Andor

Обзор давайте начнём с общих фактов об организации. Facebook – это американская компания, управляющая крупнейшей в мире одноимённой социальной сетью, а также владеющая такими популярными сервисами, как Instagram, WhatsApp и Facebook Messenger. Датой основания организации принято считать 4 февраля 2004 года, когда создатель соцсети Марк Цукерберг запустил сайт Thefacebook по адресу “thefacebook.com”. Изначально социальная сеть предназначалась только для учащихся Гарвардского университета, однако в дальнейшем доступ был открыт всем лицам старше 13 лет, имеющим электронную почту. На данный момент Facebook Ink является пятой в мире it-компанией по рыночной капитализации (651 миллиард долларов), уступая только Apple, Microsoft, Amazon и Alphabet. Причём сайт “Facebook.com” занимает пятое место по популярности в интернете по рейтингу Alexa, а “Instagram.com” – тридцатое. Помимо классических направлений телекоммуникационная компания осваивает и другие, более экзотические сферы через свои дочерние компании: например, виртуальную реальность с помощью производителя VR-гарнитур Oculus и блокчейн благодаря криптокошельку Novi (раньше Calibara) и криптовалюте Libra. Также недавно вышла новость о том, что Facebook решил запустить собственную платформу для интернет-торговли Shops, которая позволит малому, среднему и крупному бизнесу продавать свои товары прямо в приложениях Instagram и Facebook, и тем самым станет прямым конкурентом Amazon и eBay благодаря огромной аудитории своих сервисов.

Финансовые показатели за первый квартал 2020 года

pxhere.com

Более подробно с отчётом Facebook за первый квартал 2020 года вы можете ознакомиться, посетив его сайт по ссылке.

Теперь давайте ознакомимся с основными показателями финансовой деятельности организации за первый квартал 2020 года. Сразу стоит отметить, что более 98% прибыли Facebook получает от рекламы, размещаемой на своих платформах, поэтому такая слабая диверсификация по источникам дохода приводит к сильной зависимости от двух факторов: количество пользователей (желательно активных) и наличие предприятий, готовых заказать рекламу. С первыми всё обстоит в полном порядке: количество людей, ежедневно пользующихся приложениями компании (Facebook, WhatsApp, Instagram, Messenger), стабильно растёт с начала 2018 года. За этот период их суммарное количество увеличилось с 1,449 до 1,737 миллиардов. Наиболее существенную долю аудитории (39%) занимают жители азиатского региона, 18% приходится на Европу и лишь 11% на США и Канаду. Что касается пользователей, использующих сервисы минимум раз в месяц, то их количество увеличилось с 2,196 миллиардов в начале 2018 года до 2,603 миллиардов в 2020 году. Причём здесь доля азиатского населения ещё больше – 42%, а европейского и американо-канадского меньше – 16% и 10% соответственно. Однако стоит учитывать, что средняя прибыль на одного жителя Америки-Канады составляет $34,18, Европы - $10,64, а Азии всего лишь $3,06, поэтому основная прибыль Facebook, а точнее 48% от неё, идёт именно из Северной Америки. Что касается самой прибыли, то она сократилась с 21,082 миллиардов в конце 2019 года до 17,734 миллиардов в начале 2020. Это вызвано введением карантина в большинстве стран и последующее за ним снижение доходов бизнеса, в особенности туристического и товаров длительного пользования, следовательно, предприниматели начали экономить на рекламе, что и привело к снижению выручки самого Facebook. Также к снижению прибыли привело и увеличение затрат на разработку, маркетинг и некоторые другие сферы, из-за чего маржинальность бизнеса упала с 42% в четвёртом квартале 2019 года до 33% в 2020 году, а чистая прибыль с $7,349 миллиардов до $4,902 миллиардов соответственно.

Долгосрочные финансовые показатели и мультипликаторы

gurufocus.com
gurufocus.com

Если рассматривать результаты деятельности организации на более длительном промежутке времени, то можно отметить хороший рост, как выручки, так и чистой прибыли. При этом у компании крайне низкий уровень долга, который, однако, несколько увеличился в первом квартале 2019 года с $500 миллионов до $7,210 миллиардов, а на данный момент составляет $10,344 миллиарда. Однако кэш в размере $60,289 миллиардов на счетах компании превосходит задолженность в 5,83 раза. Чистая маржинальность Facebook также крайне позитивна и составляет 28,57%, то же самое можно сказать и о рентабельности активов и акционерного капитала – 16,83% и 22,03% соответственно. При всём при этом организация оценена вполне приемлемо, с PE равным 31,81 и PB равным 6,32. Да, дешёвой назвать компанию нельзя, но на мой взгляд, такая премия вполне допустима для такого быстрорастущего бизнеса.

График

tradingview.com

Смотря на график котировок организации, можно заметить стабильный рост на протяжении всего времени торговли её акциями. Однако было сильное падение в 2018 году, связанное с обвинениями в нарушении конфиденциальности пользователей и недобросовестном использовании их личных данных, а также в размещении политической пропаганды, все эти проблемы вызвали падение котировок более чем на 40% в течении полугода, но несмотря на это, акции Facebook смогли восстановиться и даже обновить новые исторические максимумы. То же самое можно сказать и про кризис 2020 года, когда компания потеряла в цене более 35%, однако потом смогла вырасти практически на 70% и показать новые максимумы. Сейчас акция организации стоит в районе $230 и стоит учитывать, что слишком бурного роста в ближайшее время ждать пока не приходиться.

Прогнозы аналитиков

tipranks.com
investing.com

Важной частью анализа компании является просмотр прогнозов аналитиков, чем мы сейчас и займёмся. По данным сайта “tipranks.com” 32 из 35 аналитиков советуют покупать акции и лишь 3 рекомендуют держать (средний рост цены на следующие 12 месяцев +7,32%). По консенсус-прогнозам с сайта “investing.com” 42 аналитика рекомендуют покупать, 6 – держать и лишь 2 – продавать (средний рост цены на следующие 12 месяцев +5,07%). Обобщая мнение аналитиков, можно заметить, что они не видят значительных причин для сильных падений котировок Facebook и ожидают от них положительную динамику, однако и надеяться на стремительный рост в ближайшее время пока не приходиться: всё-таки слишком значительным был недавний подъём.

Перспективы

flickr.com Anthony Quintano

Несмотря на свою большую капитализацию, корпорации имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Во-первых, это связанно с увеличением активной аудитории на развивающихся рынках, а также за счёт роста населений планеты и внедрению прорывных технологий, в том числе и искусственного интеллекта. Во-вторых, дополнительным источником заработка может стать внедрение различных сервисов поверх своих основных продуктов (к примеру, тот же Shops), которые могут приносить существенные доходы благодаря большому количеству пользователей, такой подход позволит сделать более диверсифицированную инфраструктуру и перестать так сильно завесить от показов рекламы. И наконец росту котировок может поспособствовать успех какой-либо дочерней компании из перспективной сферы, будь то производитель очков виртуальной реальности Oculus или криптокошелёк Novi с криптовалютой Libra, а также покупка кого-нибудь из конкурентов, как это произошло с Instagram и WhatsApp.

Конкуренты

pxhere.com

Однако помимо перспектив Facebook имеет и угрозы со стороны ближайших конкурентов, которые могут переманить клиентов и занять долю рынка. Среди них можно отметить такие компании: Twitter, Snap (создатель Snapchat), Match Group (создатель Tinder и нескольких других менее популярных приложений), Tencent (создатель WeChat), Pinterest, Weibo, Mail.ru (владелец ВК и Одноклассники) и многие другие. Как видно конкурентов много, однако они далеко не столь популярны и зачастую работают в крайне специфичной сфере или только в определённом регионе, к тому же Facebook теоретически может просто купить своего противника и тем самым решить эту проблему.

Вывод

needpix.com typographyimages

После всего вышеперечисленного давайте сделаем некоторые выводы. Facebook – это качественная компания, обладающая определённой диверсификацией благодаря портфелю из популярнейших сервисов – Facebook, Instagram, WhatsApp и Messenger, однако на данный момент слишком зависящая от рекламных доходов. Её финансовые показатели несколько упали из-за текущего кризиса, но зато с помощью него ей удалось увеличить свою аудиторию, что непременно даст свои результаты в будущем. А будущее у организации выглядит довольно светлым, по крайней мере об этом говорят растущие финансовые потоки, низкий долг, высокая маржинальность и активное развитие, в том числе и в крайне перспективных отраслях онлайн-торговли, виртуальной реальности и криптовалют. Конечно, из-за этого Facebook выглядит немного переоценённым и относиться к “акциям роста” (дивиденды он не выплачивает, а направляет их на дальнейшее развитие бизнеса), но это вполне оправдывается будущими перспективами и практически полным отсутствием по-настоящему сильных конкурентов (хотя всё-таки не стоит недооценивать существующих). При этом, аналитики хорошо относиться к акциям компании, хотя и не ожидают от них сильного роста в ближайшее время.

Мой личный отзыв о Facebook: Первоклассная компания c большими перспективами дальнейшего роста и развития, отлично подходит для долгосрочного инвестора с целью увеличения капитала. В краткосрочных спекулятивных целях брать не рекомендую в связи с практически исчерпанным потенциалом роста в моменте: лучше дождаться следующего обвала или коррекции и тогда уже покупать. При долгосрочных целях можно брать прямо сейчас, так как на долгосроке рост крайне вероятен, или, как в предыдущем случае, дождаться снижения котировок и купить по более выгодным ценам (выбирайте вариант отталкиваясь от вашей личной торговой стратегии и наличии свободного времени для мониторинга рынка). Стоит учитывать, что эмитент не выплачивает дивиденды и соответственно не подходит для получения пассивного дохода.

Спасибо за внимание!

0
5 комментариев
Denis Azarenko

Какие две компании являются лучшими из большой it четверки?

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Klimenkov
Автор

Если вы имеете в виду большую "it пятёрку", состоящую из Facebook, Alphabet, Microsoft, Apple и Amazon, то я отдаю предпочтение Facebook и Microsoft: Amazon, на мой взгляд, слишком дорог с PE больше 100, Apple на данный момент слишком зависит от продаж iPhone и из-за этого не имеет сильных перспектив к росту, а у Alphabet просто слишком дорогая акция, стоящая больше $1000 (а так компания хорошая, но её трудно добавить в инвестиционный портфель и не нарушить все пропорции). Поэтому Facebook и Microsoft мне нравятся больше всего, так как у Microsoft крайне хорошая диверсификация по источникам доходов (Xbox, Windows, Office, Azure и многое другое) и отличные наработки в перспективной сфере искусственного интеллекта, а про Facebook я писал в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Azarenko

Мне нравится microsoft и amazon. По крайне мере сошлись на том что microsoft неплох. Amazon если закрепиться в Индии и сделает магазины без продавцов то возможно и PE > 100 будет оправдано. Гугл не нравиться тем что процент adblock постоянно увеличивается. Ну а facebook сильно коррелирует с количеством собственных пользователей и существенно он не может нарастить базу. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Klimenkov
Автор

Насчёт Amazon я согласен: за ним будущее. А вот насчёт Facebook я бы не был так пессимистичен. Да, он слишком зависит от рекламы и соответственно от количества пользователей, однако он может увеличить выручку не только благодаря наращиванию клиентской базы, но и с помощью показа более персонализированной рекламы (к примеру используя искусственный интеллект) и дополнительных сервисов (тот же Shops). Ведь по факту, у Facebook и так огромная аудитория, вопрос лишь в том, как начать получать с неё ещё больше денег.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Klimenkov
Автор

Если есть вопросы по теме статьи, то можете задавать их в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда