Финансы
Pavel Guzhikov
8709

Беда России — финансовая безграмотность: как ее лечить

Я предприниматель в финтех-сфере и много изучаю, как люди обращаются с деньгами. Уровень финансовой грамотности большинства соотечественников ужасает. Как исправить ситуацию?

В закладки
Слушать

Насколько все плохо?

Начну с официальной статистики. В конце 2019 года кредитная нагрузка населения России выросла до максимума с 2012. Кредиты сейчас есть больше чем у 50% работающего населения страны. А зарплаты примерно 60% россиян не хватает, чтобы комфортно прожить до следующей выплаты.

Долговая нагрузка россиян (это процент дохода, который человек отдает за платежи по кредитам) только растет. Особенно тяжело приходится людям с маленькой зарплатой. Среди российских заемщиков с доходом 20 тысяч рублей и ниже уровень долговой нагрузки достиг почти 30%.

У людей с доходом до 40 тысяч рублей долговая нагрузка составляет 24,6%. Чуть легче жить тем, чьи доходы повыше, но и они тратят на обслуживание долгов 20,6% средств.

На 1 апреля 2020 года уровень долговой нагрузки россиян достиг 10,9% — это максимальное значение за все время наблюдений, сообщил Центробанк в «Обзоре финансовой стабильности». У трети заемщиков отношение платежа к доходам (PTI) превышает 60%.

Ситуация достигла настолько плачевного уровня, что экс-министр экономического развития Максим Орешкин подверг ЦБ критике за то, что ведомство не предпринимает никаких действий для замедления темпов роста потребкредитования.

Разумеется, кредит — не абсолютное зло, а инструмент, который требует хороших навыков использования. Если пятую часть зарплаты человек ежемесячно относит в банк, а накоплений не имеет, он оказывается в опасной ситуации: стоит потерять работу, как есть станет нечего, а долг перед банком продолжит расти.

Кредиты опасны тем, что стимулируют избыточное потребление: люди привыкают к эмоциональным покупкам и начинают жить не по средствам. А финансовые дыры, которые сигнализируют о критических ошибках в решениях, латают все новыми обязательствами перед банком.

Дальше — хуже: рано или поздно непонимание базовых правил работы с финансами толкает человека на микрозаймы под огромные проценты. Ужасно, но больше половины всех пользователей микрозаймов в России — это люди с высшим образованием. Сейчас правила выдачи микрозаймов ужесточили: с июля 2019 максимальная процентная ставка установлена на уровне 1 процента в день, то есть не более 365% годовых. Но есть обходные пути, которыми МФО успешно пользуются, загоняя своих клиентов в долговую яму.

Кто виноват?

Все начинается в раннем детстве. Вместо того, чтобы получать карманные деньги на расходы и учиться ими распоряжаться, дети слушают сказки. Буратино, Муха-Цокотуха и другие герои не зарабатывают деньги, а чудесным образом их находят. И что случается потом? В первом случае деньги закапывают где-то в поле в надежде умножить сумму, во втором — покупают самовар. Имущество и еда в сказках, как правило, появляется само по себе, в силу волшебных причин.

О пагубном влиянии сказок, которые формируют веру в легкую наживу и низкую финансовую культуру, рассказывал еще зампред Центробанка России Сергей Швецов. Тогда его много критиковали за слова «народные сказки учат детей халяве», но на самом деле он скорее прав.

Перейдем от возраста сказок к школьному образованию. Снова беда: большинство россиян худо-бедно вспомнят первый, второй и третий законы Ньютона, но пасуют перед расчетом полной стоимости кредита. А ведь финансовые задачи, в отличие от физических, каждому приходится решать ежедневно.

В США, стране с самой развитой финансовой индустрией, дети в обязательном порядке изучают основы финансовой грамотности и работу с процентами. В школьный курс математики следовало бы добавить побольше задачек из жизни, связанных с финансовым планированием и выбором наилучшего предложения по кредитованию.

Можно возразить, что к повседневной жизни, включая финансовую деятельность, детей должны готовить родители. Но, как показывает статистика, большинство родителей сами не умеют распоряжаться деньгами, живя от зарплаты до зарплаты.

Что делать?

Во-первых, в школе давно пора ввести отдельные уроки финансовой грамотности — даже странно, что этого до сих пор не произошло. Пилотный проект стартовал по инициативе Минфина РФ еще в 2013, но новый предмет до сих пор не вошел в обязательную программу, в отличие от основ религиозной культуры. Если у вас есть дети, подумайте о том, чтобы организовать такие занятия самостоятельно (заодно и сами подучитесь).

Во-вторых, дома ребенку нужно объяснять, что деньги — это инструмент для зарабатывания денег. Грамотное распоряжение наличными ресурсами позволяет сделать жизнь более комфортной, предсказуемой, а в перспективе достичь желанной финансовой свободы.

Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа» приводит такой пример: скажем, вы получили повышение и ощутимую прибавку к зарплате. Можно вложить дополни­тельные суммы в акции, которые принесут прибыль, или порадовать себя новыми покупками.

Жадность и страх толкают купить на увеличенную зарплату квартиру побольше, что кажется более реальным и безопасным вариантом, чем покупка ценных бумаг. Но в действительности этот вариант означает и более высокие выплаты по ипотеке, возросшие счета и сопутствующие расходы на поддержание нового уровня жизни, что фактически сводит на нет ваше повышение.

Финансовое благополучие не обязательно зависит от того, богаты или бедны родители ребенка. Зато оно обязательно связано с отношением к деньгам. У богатой семьи могут быть дети, которые за пару лет доводят полученные в наследство компании до банкротства, не умея правильно распорядиться средствами.

А у бедной — дети, которые учатся правильно использовать деньги и становятся обеспеченными взрослыми. Если вам кажется, что я говорю банальность, задайте себе простой вопрос: живете ли вы по принципу «тратить меньше, чем зарабатывать»?

Больше зарабатывать или меньше тратить?

Если вы привыкли жить в парадигме «надо не меньше тратить, а больше зарабатывать», у меня для вас плохие новости. Если вы не умеете грамотно распоряжаться деньгами сейчас, рост дохода никак не поможет. И с зарплатой в 150, и в 250 тысяч рублей вы продолжите хаотично тратиться на бары, такси, шмотки и отпуск.

Откажитесь от мысли, что высокие жизненные стандарты (читай — дорогие покупки) стимулируют вас зарабатывать больше. Я вижу много умных и целеустремленных ребят и девчонок, которые постоянно сидят в долгах, несмотря на приличные зарплаты. Какой уж тут бизнес: для начала нужно вывести в прибыль хотя бы собственный жизненный проект.

Если у вас есть долги, бросайте все и закройте их как можно быстрее. Начните с кредита с наибольшими процентами. Сократите траты до предела: отнеситесь к этому как к очередному челленджу. Поживите у друзей, вернитесь к родителям, посидите на гречке. Посмотрите правде в глаза: если у вас есть долги, вы в жопе и нужно срочно из нее выбраться.

Осознание подтолкнет вас к следующему шагу — финансовому планированию. Тщательный учет доходов и расходов покажет, что вы реально можете себе позволить. Многие до сих пор работают в таблицах, но, на мой взгляд, приложения удобнее. Присмотритесь к YNAB (You Need A Budget) — с ним очень просто вести бюджет и особенно планировать погашение долгов.

Бюджет моей знакомой в YNAB: выглядит сложнее, чем работает

Научитесь опираться только на собственные, уже заработанные средства. Если впереди внезапная крупная трата, а подушка безопасности еще не набита, рассмотрите все альтернативы, прежде чем тянуться к кредитке.

Поговорите с работодателем наедине — возможно, он найдет возможность вас выручить. Сервисы вроде нашего продукта «Деньги Вперед» легализуют такие досрочные выплаты и позволяют сделать запрос через мобильное приложение — подкиньте эту идею коллегам за обедом.

Обратитесь к друзьям и родственникам: это не так комфортно, и потому убережет вас от неоправданных трат, а может и открыть неожиданные альтернативы (например, кто-то отдаст вам старый компьютер вместо покупки нового).

Теперь, когда вы начали возвращать себе контроль над ситуацией, займитесь базой: прокачкой финансовой грамотности. Заведите привычку читать Т—Ж, просматривайте раздел «Стать богатым» на «Лайфхакере». Для полной картины изучите разработки российских ученых. Вам в помощь «Учебное пособие по финансовой грамотности» от экономфака МГУ и серия онлайн-игр «Интерактивные финансы» от Минфина, Всемирного банка и Rambler Group.

Если у вас есть дети, очень советую почитать с ними вслух книгу «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять». Поверьте, полезно будет не только им.

Что дальше?

Как только вы научитесь ответственно относиться к деньгам (прежде всего, тратить меньше, чем получать) и избавитесь от кредитов, у вас появятся первые свободные средства. Теперь можно поставить себе долгосрочные финансовые цели и даже начать инвестировать. Как это сделать, расскажу в следующих постах. Напишите в комментариях, что именно было бы интересно узнать в первую очередь?

{ "author_name": "Pavel Guzhikov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 183, "likes": 82, "favorites": 264, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 131255, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 01 Jun 2020 20:08:25 +0300", "is_special": false }
Insense
Российская платформа Insense стала первым в России креативным партнером Facebook
Российская платформа для создания и оптимизации мобильного контента в Instagram и Facebook получила статус партнера…
Объявление на vc.ru
0
183 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
51

Вот монета в 1 доллар, выпущенная в 1979мhttps://www.thesprucecrafts.com/thmb/ScRHpKh82euYTQfCJNan6REKBAw=/2000x1333/filters:fill(auto,1)/US0100-1979-Susan-B-Anthony-Dollar-lg-58a4c6a95f9b58a3c9433858.jpg

Вот английский фунт 1970го:https://coinquest.com/cq_data/cq_ro/coins_380/great_britain_5_new_pence_1970.jpg

Вот сингапурский доллар 1970го https://www.leftovercurrency.com/wp-content/uploads/2017/11/1-dollar-coin-singapore-first-series-obverse-1.jpg
Все монеты до сих пор в ходу, т.е их ценность как минимум не пропала за 50 лет (все помнят как выкидывали советские рубли?)Все монеты старше и автора этой статьи и автора коммента.
Вот изменение цен на чашку кофе с 1940го по современность:https://finance.yahoo.com/news/price-coffee-were-born-090000198.html
Можно заметить что нет ни 'обнуления' ни 'гиперэнфляции' ни 'деноминации' и так последние 50 лет - как стоила чашка кофе доллар так и стоит.
Т.е у нас случился распад СССР,  путч, куча локальных войн, тотальное обнищание 90х, оплата в у.е., дефолт, деноминация и тд и тп и ни конца ни края этому нет. А все это время в Лондоне, Нью-Йорке и Сингапуре люди как покупали чашку кофе за доллар так и покупают и так 50 лет.
В таких условиях, для постоянного роста достаточно просто оставаться живым и ходить на работу - пока вы можете откладывать хоть доллар с каждой зп - будет идти накопление, которое не сгорит и не пропадет.
В условиях РФ единственно возможное 'финансовое планирование' это вариации грабежа с последующим сваливанием за пределы, уж сорри за прямоту.

Ответить
9

В 60-е Форд Мустанг стоил от $2500. Если зайти на сайт ford.com, то видно, что сейчас цены стартуют от $27000.
На сайте, что вы привели цена меняется от $0.16 до $2.7 - это больше, чем в 10 раз.

У нас проблема в нестабильности финансовой системы. Тебе просто могут перестать выдавать деньги со вкладов. Или пересчитать валютные вклады по более низкому курсу (как было в 1998).
Мне кажется поэтому в случае любых финансовых потрясений - люди бегут скупать машины, технику и так далее. Нет ощущения «долговременной» ценности в деньгах. 

Ответить
17

Ну само собой что я упростил. Да, там тоже есть инфляция, тоже растут цены и тд - посыл то в другом: все ваше 'финансовое планирование' в РФ очень быстро упрется в желание всех окружающих структурных ИНСТИТУТОВ вас ограбить под ноль.
Вот вы копили, планировали, считали сложные проценты - а у вашего банка бах и забрали лицензию, идите воон в ту очередь получать фиксированный застрахованный миллион.
Или вложились в недвижку, купили землю - на следующий день у вас ее 'выкупают по рыночной цене' тк в этом месте город решил построить трассу.
Нет защиты капитала, нет уважения к собственности = нет и не может быть никакого финансового планирования, кроме грабежа.

Грабеж на то и грабеж что дает сверхдоходность, с нею же нет смысла ничего считать вообще.

Ответить
–6

Нифига себе упростил, на порядок )

А вообще, ты - типичный нытик. Одни умудряются в предложенных условиях заработать себе капитал, потратить его и снова заработать (это даже не про нас - это про Запад, проекты типа Instagram / MSQRD / PUBG / Gitlab / etc.). Другие на протяжении всего этого времени ноют в каментах, как всё плохо и нет уважения к собственности и капиталам.

Ответить
0

Нытья не увидел, есть мнение альтернативное приведённой в статье. Кстати объективные исследования также не смотрят на проблему в ключе, все рАсияне -гавно, а смотрят на обстоятельства и среднее поведение в этих обстоятельствах, а среднее поведение-это именно грабить

Ответить
0

Ты как-то слишком озабочен грабежами в РФ. Обидел кто-нибудь? Или просто давно новости из США не смотрел, сегодня там грабят всех и вся?

Ответить
0

Грабят, потому что это нормально. У разных людей, разные интересы.

Ответить
0

В 60-е Форд Мустанг стоил от $2500. Если зайти на сайт ford.com, то видно, что сейчас цены стартуют от $27000

За тот же форд мустанг 60-го года? 

Ответить
0

Нет, цена за новый. По существу это автомобили одного класса, про сделанные в разное время.
Не совсем понял мысль.

Ответить
0

По существу вы сравниваете совершенно два разных автомобиля. 

Ответить
0

В чем конкретно разница между этими поколениями (кроме технологий, которые были доступны в 60-е и сейчас).
Предложите другой автомобиль, цены на который имеет смысл сравнивать.

Ответить
0

В этом и смысл, вы сравниваете две вещи, произведенные по разным технологиям. Ни один автомобиль не имеет смысла сравнивать с его предком. Единственное что можно попробовать сравнить - это стоимость по отношению к средней зарплате. Если в 60-тые 2500 - это 4/5 средних зарплаты и сейчас 27К - 4/5 СЗ, то с очень большой  натяжкой можно что-то утверждать. 

Ответить
–11

Каждый из примеров не состоятелен введу того что Россия родом из 1993 года.

Слишком молодое государство.

Хотя логику вашу одобряю.

Ответить
18

Посмотрите на поколение престарелых воров из кгб которые рулят сейчас Россией и вы поймете родом из какого она года )) От смены наклейке на банке "Старое плохое государство" на "Молодое хорошее государство" содержимое не меняется.

Ответить
–2

вымрут скоро, а дети редко идут по стопам отцов. 

Ответить
3

Да, в новой формации феодализма дети пойдут не по стопам отцов, а начнут жить с пустыми карманами, без связей и с чистого листа. Не по стопам идут тогда, когда стоп-то по сути и нет, а когда у твоей семьи власть, статус и ресурс, то ваш комментарий звучит как выдержка из абстрактной поучительной сказки для детей.
http://government.ru/gov/persons/544/bio/
 
Они тут правят и они никуда не собираются.

Ответить
10

слишком
молодое
государство

Россия
Родом
1993

Ответить
1

А что до 93го была голая степь? Ни заводов ни производств? Самолеты не летали, поезда не ездили?

Смешно такое слушать, но заход в плане т.н 'финансового планирования' тоже показательный:  вывеску сменили и все, по обязательствам можно не отвечать.
На уровне менталитета уже.

Завтра введут монархию и новый 'православный рубль' с обязательным обменом всех старых накоплений в течение 5 дней - и куда вы пойдете с вашим планированием?

Ответить
4

Однажды ты напишешь, что Россия родом из 1993 года... и поколение ЕГЭ тебя за минусует, а, 1 июля 2020 года они радостно проведут апгрейд России, так и не поняв, почему Федерация родилась на два года позже чем их учили исторички... держись, бро

Ответить
1

Ну кстати после путча 1993 был распущен Верховный Совет и была сформирована система власти, которая существует до сих пор. В этом же году была написана современная конституция. 
Так что в этом смысле можно считать что история РФ начинается с 93 года. 

Ответить
1

Фак, ты же это же самое написал. Сори 

Ответить
–1

🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Ответить
2

 как стоила чашка кофе доллар так и стоит

Врать-то зачем? )) По той же ссылке видно, что:
1940: $0.16
1980: $0.94
2014: $2.70

Ответить
0

В штатах год назад в маке кофе стоил 1$ отвечаю. 

Ответить
0

Отвечает он )) Даже сейчас можно найти кафешку, где кофе стоит бакс. Но это ни о чем не говорит - цены везде разные.

Ответить
0

1940: $0.16
1980: $0.94
2014: $2.70
2019: $1.00 

Если охуенно округлить, то в среднем кофэ стоит бакс во все времена. Чистая математика. 

Ответить
2

Хреновый из тебя математик. Как тот перец из "Силиконовой долины":
- я разорен!
- но у вас еще осталось 980 миллионов, почти миллиард!
- миллиард это если округлять в большую сторону, а если в меньшую - то ноль!

Ответить
2

Человек на фотке пьёт руссиано. Руссиано не подвержен инфляции и всем этим рыночным штучкам.

Ответить
0

Ок, возьмем вот эти две цифры ( в 1960х была эпидемия, покосившая кофейные деревья, из-за этого цена на кофе в какой-то момент взлетела до небес )
 
1980: $0.94
2014: $2.70

35 лет разницы, цена выросла в ~2.5 раза за одну и ту же услугу - кружку обычного кофе.

А вот для сравнения динамика изменения цен на базовые продукты за 20 лет в РФ: 
https://cs8.pikabu.ru/post_img/2018/07/05/1/1530746301136747164.png

Разброс от 600 до 900% 

Доходчиво?

Ответить
0

вы правы, были бы условия, а люди разберутся.
ни один "центральный орган" никогда не решит за человека лучше, чем он сам.

Ответить
38

Финансовая безграмотность не болезнь, а симптом болезни. И болезнь это глобальна. И имя ей "Шаблонное школьное образование", цель которого научить людей не думать, а зубрить. Поэтому если говорить о глобальном решении проблемы это реформа системы образования, а локально это развитие у индивидуума логического и аналитического мышления, умения сравнивать и исследовать. 

Без фундамента логики и анализа все эти умные советы в голове у человека не будут задерживаться.  А с фундаментом 90% этих советов и так очевидны. 

Если человек не обладает аналитическим умом он будет постоянно наступать на различные, в том числе те же самые грабли. Проводя аналогию с шахматами - "зевать фигуры". 

Ответить
4

Ого, теперь школьное образование во всем виновато ) Как же у нас любят находить крайних, козлов отпущения, мальчиков для битья. Лишь бы не признать свою собственную несостоятельность.

Ответить
1

Все разумно. Но мы придем к этому через цикл статей :) конечно, текущая ситуация ужасает. 

Ответить
0

фильм идеократия, меня в детстве не воспитывали, я до 25 про финансовую грамотность знал 0,. Про деньги мне ничего в семье не обьясняли потому, что их не было. 

Чего ожидать, при воспитании в семье от людей, которые живут за чертой бедностей, лекций про инвестиции?. 

Это возможно в цивилизованном обществе, для класса где понятие отложить денег, является правом подавляющего большинства его членов. И тогда и будет понимание у родителей и их детей.

С другой стороны, глянем на запад, увидим закредитованность общества, поощряемую правительством. И тонкую прослойку живужих в дебет.

Так что с этой стороны тоже не все однозначно.

Ответить
0

Да ладно. Жить в кредит - это не проблема. Забугорная практика это доказывает. Правда вот уровень долговой нагрузки там другой. Как и процентная ставка по кредиту. Главная проблема - это само государство. А школа - это только его инструмент (ну или рудимент)  

Ответить
0

Правда, не проблема? Когда ты постоянно кому-то должен, весь в долгах как в шелках, и других вариантов цивилизованной жизни просто не существует.

Именно проблема, проблема для очень многих. Для западных бомжей, у которых кредиторы отобрали всё, это очень даже проблема. Для малоимущих, живущих в трейлерах, не способных взять серьезный кредит - это вполне проблема. На Западе много нелегалов, живущих ВНЕ системы, не в последнюю очередь из-за жесткой кредитной политики.

Ответить
1

Ипотека  в Финляндии - 1,83%, в Германии - 1,9%. 
У меня знакомый живет в Финляндии (2-ое гражданство), ему дешевле платить за ипотеку, чем снимать квартиру в Хельсинки. 

Ответить
0

И что с того? Для того чтобы платить ипотеку хоть в Фигляндии, хоть в Германии, необходимо быть достаточно обеспеченным человеком, с уровнем дохода не ниже среднего.

Ответить
0

Согласен. Впрочем, как и у нас. 

Ответить
0

Не в этом дело. Дело в принципе. Мне, например, принципиально неудобно жить в кредит - я предпочитаю жить в дебет. Не люблю быть кому-то должен. А там ты постоянно кому-то должен - банкам, другим финансовым и кредитным организациям, такова западная финансовая кредитная система, построенная банкирами в целях собственного обогащения.

Ответить
0

У нас исторически сложившееся такое понимание комфорта. Я сам не люблю быть кому-нибудь должен и предпочитаю тоже жить в дебет. За исключением заморозки депозита при бронировании авто особо кредиткой и не пользуюсь.

Однако если брать бизнес, то там есть такое понятие как эффект финансового рычага: увеличение прибыли за счет использования заемных средств. Есть различные модели оптимального соотношения собственных и заемных средств. 

Но это бизнес, там риски и вообще все немного по-другому в отличии от недалекого потребителя, который покупает в кредит новый айфончиг (ну или хуавейчиг). 

Ответить
1

Бизнес - это бизнес, физик - это физик. Я, как физик, не хочу кормить банкира только потому, что он хочет, чтобы я его кормил.

Ответить
0

А там ты постоянно кому-то должен

очень многих людей это подстегивает работать, а не плевать в потолок. 

такова западная финансовая кредитная система, построенная банкирами в целях собственного обогащения.

А в чем проблема? Разве существует какая-то другая система? Ты или копишь, или занимаешь. Третьего не дано. Большинство людей предпочитает занимать - потому что это удобно. И если правильно занимать и распоряжаться финансами - все будет гуд. В США, например, среднего класса даже меньше, чем в Европе. Именно по причине, что очень многие даже с очень хорошими зарплатами ни цента не имеют накоплений (а это один из признаков СК). Человек может 120К иметь в год (хороших доход не для ЛА) иметь дорогой дом и две-три машины (все в кредит). Спрашивается, кто в этом виноват? Система или человек? А может с другой стороны, меть два доходных дома в кредит и выйти "на пенсию" в 40-50 лет. 

Ответить
0

 очень многих людей это подстегивает работать, а не плевать в потолок

Именно поэтому у них такой стиль жизни: дом-авто-работа-авто-дом. Спасибо, нет.

 Большинство людей предпочитает занимать - потому что это удобно.

Хватит продавать нам эту систему )) Это неудобно. Это навязано. Это мне не нужно.

Ответить
0

Вам не нужно,  а я бы не отказался от кредитов в 2-4%. В конце концов в США это получается не дороже, чем снимать квартиру. Какая разница, отдавать 1000 за аренду или 1100 за ипотеку? 

Ответить
0

2-4% годовых - это 20-40% за десять лет. Итого, квартира обойдется в полтора раза дороже. Мое глубокое убеждение - это маразм, человек в здравом уме не может этого хотеть.

Ответить
0

Итого, квартира обойдется в полтора раза дороже

А во сколько обойдется вам квартира, если вы не воспользуетесь ипотекой? 

Ответить
0

Посмотрите долю ипотеки в ВВП у нас и в Дании, например
У нас 9%, в Дании 140%

Ответить
0

О чем думать будешь, если ничего не вызубрил?

Ответить
25

Ynab - приложение, которое просит около 1000р в месяц, должно помочь планировать бюджет человеку, который получает около 20 000р? Это проверка или стёб?

Ответить
1

Возьмите за общее правило - если вы видите ссылку в статье на главной VC, значит эта ссылка скорей всего кем-то проплачена.

Ответить
–1

Конечно можно и без YNAB, но с ним просто удобнее. YNAB помогает мне выжимать из моего бюджета сильно больше денег чем я трачу на этот сервис, но для меня это не главное. Главная фишка YNAB для меня в том, что я могу спланировать свой бюджет на несколько месяцев вперед и перестать тревожиться о том хватит ли мне денег на какую-нибудь покупку через пару месяцев. Конечно всё это можно делать и в обычных гугл-таблицах, но у YNAB есть всякие приятные фичи.

Ответить
0

Т.е. просто перестать тратить деньги на херню не вариант? Деньги после такого сами собой копиться начинают в огромных объемах. И для этого даже не нужно выкидывать косарь в месяц на бесполезную софтину. Потому что херня.

Ответить
0

Вы бы хоть почитали лендос YNAB — он нужен не для того чтобы записывать всякую мелкую трату и не чтобы не тратить деньги на херню. У продукта совсем другая идея.

Если у вас получается «копить» без всякого софта, то я могу вам только позавидовать — искренне рад за вас. Но это не повод утверждать, что раз вы так можете, то и другие смогут.

Ответить
0

Так же в шоке...

Ответить
0

Это рефералки. Ради которых, собственно, и был рожден этот материал.

Ответить
14

Если все будут финансово грамотными, то кто будет покупать всякое гавно? Тут же снижается спрос на всякие айфоны-гуглофоны, тряпки, кока-колу, образование, автомобили, кредиты, телевизоры, приставки и остальной ширпотреб. Цены на акции этих компаний идут вниз, все недовольны, наступает коммунизм. Финтех тоже загнется, потому что гавно с кэшбэком тоже покупать не будут. Конечно, что такое финтех не очень понятно, то есть чем принципиально отличается выписанный чек от почтового перевода, передачи наличных или перевода через сформированное в терминале поручение

Ответить
0

Финансовая грамотность вообще не исключает все эти вещи. Финансово грамотный человек - это не аскет. Он является таким же потребителем колы, айфона, автомобиля и плейстейшен. Вся суть финансовой грамотности не в том, чтобы потреблять меньше, а чтобы у тебя никогда не было финансового кризиса в семье

Ответить
1

Кола с гамбургером и плейстешны это как раз для аскетов. В богатых семьях предпочитают другую кухню и игры. Американские вьёришы намеренно морщат носик от фастфута и приставок, потому что это для пролетариата. Малообеспеченные люди, это, конечно, аскеты поневоле, ведь никто из них бы не отказался от высокой кухни и игры в гольф не на экране, будь у них деньги. Я как-то сидел в испанской тюрьме, нас там очень вкусно кормили, потому что у тюрем контракты с местными фермерами, типа господдержки, самая экологически чистая еда. Когда отпустили пошел в макдо, еда показалась просто пересоленой, больше вообще не ем фастфуд, лучше до нормального приема пищи за столом дотерплю без перекуса.

Ответить
3

Никто:
...

Случайный комментатор на VC:
Я как-то сидел в испанской тюрьме, нас там очень вкусно кормили...

Я пожалуй это заскриню

Ответить
1

По-моему, тут как раз с людьми, которые жили или живут или хотя бы просто бывают зарубежом проблем нет

Ответить
0

Ништяк заехал...

Ответить
0

никто из них бы не отказался от ... игры в гольф не на экране

Человечество столько веков развивалось, чтобы для развлечения не приходилось проделывать своей тушей кучу бессмысленных телодвижений вдали от дома, а их все тянет, еще и "развлечением для богатых" называют.

Ответить
0

Наооборот, оно всю жизнь так и развлекалось. Мода на отказ от спиртного это конец 20-го века, героин и кокаин тоже не так давно запретили. Вообще, то, что какое-то развитие человек прошел это спорное утверждение, у Эци и современного человека отличий нет. Но Эци мог себе сделать лук, стрелы, одежду, к 50 годам бегать по горам и погибнуть в поножовщине. Так что даже жить мы не стали дольше, как вид. Биологической эволюции нет, железы работают по древним принципам. И помахать клюшкой, победить себе подобного на виду у других себе подобных это большее удовольствие, чем если единственный свидетель твоих побед монитор, поэтому дуют все кому не лень, что бы радость победы была сочнее.Игры это еще и социализация, если с кем нужно играть в теннис или гольф, то точно не пропадешь. В онлайн-игры человек даже не знает, с кем играет, не сможет с ним потом в стаю объединиться, что бы эффективно эксплуатировать окружающий, а не игровой мир. Это иммитация, человек просто добровольно выкидывает себя из конкуренции за ограниченные биологические ресурсы. Так что это страшное дело, раньше пока особо шустрых не повесишь они продолжают докучать, а сейчас можно дать джойстик и человек умер.

Ответить
0

Если никто ничего не будет покупать, то никто ничего не будет производить и никто не будет оказывать никому никаких возмездных услуг. Потребление разного рода (даже самое дичайшее/нелепое/безумное в нашем понимании) двигает и развивает экономику. В самых развитых экономиках в салонах красят когти котам, и именно потому, что такой спектр услуг существует и пользуется спросом, эти экономики развитые. Поэтому палка о двух концах.

Ответить
0

Вообще человек или получает удовольствие от покупки новых штанов и макбука или от покупки дома. В США много таких, у кого по 5 домов, которые они сдают, но ходят эти люди в одной футболке и паре джинс, у них стоит старый комп, какой-то старый телефон, они лишние $50 в месяц лучше потратят на банку краски и сами покрасят дверь в доме, что бы сдать, чем отдадут за рассрочку за айфон оператору. Это реальные долларовые миллионеры, для которых ликвидный доллар милее любого нелеквидного костюма от Китон. Они даже мелкий ремонт в своих домах делают своими руками, что бы сэкономить. И я думаю, будь у них другой образ жизни и расходы на новый Тахо, Макбук, штаны и футболки от брендов у них не было бы домов.

Вообще про инвестиции на фондовом рынке никогда не говорят представители малого и среднего бизнеса, у них есть свой объект инвестиций. Это развлекулька для наемных сотрудников, у которых кроме зарплаты ничего нет, что как бы говорит о рынке бумаг, как о рынке потребительских услуг. Инвестиции это когда ты знаешь, что будешь делать, что бы твои акции росли, можешь влиять на менеджмент и стратегию. Все остальное это игра на бирже.

Ответить
0

Эх, хотелось бы хотя бы недельку пожить в такой альтернативной вселенной

Ответить
8

Вы людей на выборы сперва заставьте прийти и хотя бы проголосовать против. То, что многие говорят, что они не хотят тратить время на цирк - это и есть основная проблема. Людям, в целом, насрать на свою судьбу, все думают, что хороший дядька решит их проблему (или не решит).

Ну и чтобы понять, что ты не выплатишь кредит - не нужно быть семи пядей во лбу, так как есть распечатка основного долга и ежемесячный платеж, глядя на который можно немного включить голову и понять, что ты его потянешь или нет. Ну и в конечном счете, попробуй объяснить своей бабе, что цена за айфон слишком дорога, чтобы вызвать зависть у подруг (то же самое относится к автомобилю). Кредиты берут не из-за финансовой безграмотности, а чтобы решить текущие проблемы. То, что кредиты берутся на всякое говно - это уже проблема головы.

Ответить
0

Структура экономики не предполагает наличия демократии в РФ. Вот как людям объяснить что перед ними клоуны пляшут, а не дают выбор?

Ответить
0

А зачем вы собираетесь что-то объяснять людям? Вы свою кандидатуру хотите выставить?

Ответить
0

Разумеется есть свой корыстный мотив. Зачем вы спрашиваете очевидные вещи?

Ответить
8

Статья о том, что голодающие слишком много кушают. Мол, аппетиты надо убавить и станет казаться, что денег на всё хватает. 
О том, как во время голода держать в узде аппетит, безусловно надо учить со школы.

Автор, ты из Едра? ))

Ответить
8

Что делать?

Ничего не делать. Идея переделать 95% людей порочна.

Ответить
7

Резюме: детские сказки виноваты, что люди берут кредиты под 365% годовых. Так сказал какой-то хуй из ЦБ, в котором собственно легализовали выдачу денег под такой процент. Шах и мат.

Ответить
0

Подразумевается что это краткосрочный кредит. Его не на год берут, а если срочно надо - на неделю. Если вы берете его на год то вы сами идиот. Шах и мат.

Ответить
6

"Жадность и страх толкают купить на увеличенную зарплату квартиру побольше, что кажется более реальным и безопасным вариантом, чем покупка ценных бумаг..."
Вот именно страх. Насмотревшись на 90е, а потом 2008 и 2014, люди приходят к выводу, что нет стабильных и надежных способов инвестиций в России, а самое надёжное это доллары под подушкой и недвижка. В остальных вариантах с высокой долей вероятностью против тебя сыграют твой брокер, твой фин. управляющий, твой банк, налоговая, ЦБ, мировые цены на нефть, правительство, которому крайне невыгодна сильная национальная валюта и оно готово опустить в дно стоимость российских компаний и рубля на мировых рынках ради имперских амбиций, торговая война Китая и США... В условиях, когда все так и ждут, как бы присвоить твой капитал, ничего безопаснее долларов под подушкой в глазах такого человека не будет, и финансовая грамотность ему не поможет.

Ответить
4

Ну если вам хватает денег на недвижку, то может у все не так и плохо и нахер эта грамотность не нужна. А то на яндекс дзен как ни зайдешь - открыл ИИС, положил туда 40 тысяч рублей и давай блог на 150 статей. Про дивиденды, реинвестирование, сложный процент и прочую шелуху. Рассказывать Васе с зп 20к, что главное это не сколько ты зарабатываешь, а сколько тратишь - это от лукавого. Хоть ты всю зп откладывай, хорошо жить не начнешь

Ответить
0

  люди приходят к выводу, что нет стабильных и надежных способов инвестиций в России

А где они есть?)

Ответить
0

Страх потерять или упустить выгоду сильнее жадности

Ответить
7

Интересная статья. Однако США в качестве примера рационального потребления вряд ли подходит. В США потребительские расходы формируют 80% ВВП, а норма сбережения уже много лет болтается на уровне 0%. Вся финансовая машина работает в целях увеличения потребительских расходов и долговых обязательств. Отсюда и все кризисы. 

Ответить
0

Если ты не про инвестор и не занимаешься этим 24/7 - то ты вложившись в акции ты с большим шансом потеряешь деньги, а не заработаешь. Депозиты в странах со "стабильной" экономикой в лучшем случае будут для тебя бесплатными.

Отсюда и все кризисы.

Они как раз таки от проф инвесторов из предложения выше.

Ответить
4

Действительно, крайне печальная картина.
Причем непонятно, что тут вообще прокачивать. Ведь финансовая грамотность эта состоит из простейших правил, которые вытекают просто из здравого смысла:
1) Не трать все что зарабатываешь, старайся откладывать — пригодится в случае чего
2) Не заводи кредитных карт, за них придется платить
3) Не бери денег у микрофинансовых организаций, это грабители
4) Если берешь кредит, посчитай сразу сколько придется переплатить, и взвесь, точно ли тебе это надо.

Чему тут учить в школе?..

Ответить
6

2 пункт уже не верный

Ответить
0

процент который набежит на депозите за грейс период даст просто реальные копейки, если вы конечно не тратите по карте сотни тысяч долларов в месяц, но тогда и грейс периода не будет, там же думаю лимиты по сумме. поэтому такое себе, совсем скупердяйничество, 5 рублей типа сэкономить, при этом с риском пропустить платеж или, что кто-то завладеет кредиткой.

Ответить
0

Халявная кредитная история. Может быть полезна тем, кто планирует брать ипотеку

Ответить
0

кредитная история;
вторая программа лояльности;
проценты на остаток на свои средства;
в случае чего, всегда есть свои деньги, которые можно обналичить (если держать кредитку на такие «в случае чего», обналичить нельзя будет;

без особых затрат и «скупердяйства» получается в среднем 4% кэшбека + 5-6% на остаток

Ответить
0

кэшбэки и процент на остаток есть и на дебетовых.
кредитная история да, но её можно наработать и иначе, автокредит например и т.п.

Ответить
0

За автокредит платить нужно, а вот за карточки с халявным погашением 50-200 дней платить не нужно - крайне удобная штука. 
Ну и уж не знаю на сколько роль сыграли карточки, но родственник получил ипотеку под 9,6 будучи ИП без проблем (кто в теме понимают как нужно побегать, чтобы ип получить ипотеку). Карточками пользовался где-то с 12 года. И один раз был кредит где-то на 100К досрочным погашением. 

Ответить
0

Кэшбек и % на остаток точно так же набегает и на дебетовую карту. Но там не нужно постоянно думать о том, сколько ты взял в долг и когда это надо отдать.

В общем кроме кредитной истории смысла нет никакого, только головная боль плюс опасность тратить больше чем можешь себе позволить.

Ответить
1

Как без пункта 2 комфортно взаимодействовать с автопрокатными конторами? Не всегда есть желание выдавать заградительные тысячу+ евро залога за авто или давать холдировать дебетовую карту со своими средствами.

Ответить
0

+1. Заморозка 500-1500$ на дебетке - нафиг-нафиг. Беру напрокат только через кредитку. А если есть возможность взять у местных прокатчиков, которые более лояльны по всем параметрам - то вообще за нал.

Ответить
0

Согласен. Это негативное поведение прокатных контор, стараюсь выбирать те, где живодерских условий нет.

Ответить
4

в школе давно пора ввести отдельные уроки финансовой грамотности — даже странно, что этого до сих пор не произошло.

Вы что, хотите чтобы народ обо всём догадался?
Бедными и неграмотными людьми проще управлять и стричь с них капусту.
Именно поэтому в школах вводят уроки "Патриотического" и "религиозного" воспитания, а не финансовой грамотности.

Ответить
1

"В США, стране с самой развитой финансовой индустрией, дети в обязательном порядке изучают основы финансовой грамотности и работу с процентами."

в сша абсолютное большинство людей живут в кредит. называется еще кредитное рабство. когда люди свою зарплату расходуют на погашание минуса по кредитке.

30 миллионов американцев не имеют медицинской страховки. а 40% населения себе не смогут позволить купить из своих личных денег даже стиральную машинку, если она стоит дороже 400 долларов.

Ответить
2

Ты видимо насмотрелся фильм Дух времени, где посчитали, что люди должны друг другу денег больше, чем их есть в целом. Но это - бред. Периодически ЦБ или ФРС делает эмиссию денег, чтобы убрать этот разрыв. Если кредитов не будет, то всё остановится и не факт что ты вообще захочешь работать, чтобы купить автомобиль. 

Ответить
0

Обамакеир и все американцы имеют страховку, а НЮ вообще можешь за лечение ни копейки не платить, если ты гол как сокол

Ответить
0

30 миллионов американцев

Цифра может и страшная, но население 328 миллионов. Т.е. <10%. 

Ответить
2

Сенсей, подскажи! Есть бетонная коробка в ипотеке. Денег на ремонт надо космос) скажи, стоит ли правильнее взять кредит и сделать его, или копить 5 лет, сидя на шее родителей?

Ответить
2

что за вопросы, когда у вас целых две почки

Ответить
1

Стены и потолок как есть покрасть краской, на пол кинь дешёвый линолеум, мебель б/у. На 5 лет хватит, да и мотивации зарабатывать будет больше.

Ответить
1

Линолиум и мебель бесплатные? А когда дешевая мебель развалится через год - она сама себя починит?

А сантехника и электричество? Или дешевле соседям потом платить за протечку и последствия пожара?

Линолеум без стяжки кидать? Испражняться прям в фановую трубу? Для готовки костер посреди комнаты?

Львиная доля стоимости ремонта в бетонных коробках в ипотеку - это ну ни как не паркет из дуба и ореховая мебель ручной работы.

 как есть покрасть краской

Без грунта и выравнивания? Раз в 3 месяца красить?

А за переделку описанного ремонта ты сам заплатишь или придется Валерию, который последует совету?)

Ответить
2

Линолеум дешманский стоит копейки, кидать без стяжки. Унитаз на авито - 500р, мебель - там же самовывозом или тоже за 500р. И так далее. Надо просто жить по средствам, если денег нет

Ответить
0

А доводилось делать ремонт в бетонных коробках? Слив унитаза как, в окно сделать?) И мыться под дождем?) Тогда картонная коробка эффективнее бетонной. Еще и менять часто можно.

Надо просто жить по средствам, если денег нет

А это как именно? В съемном жилье то хоть можно или тоже не посредствам? Сколько заработанных денег в месяц можно тратить?

Я без претензий, просто разобраться хочу, научиться жить "финансово грамотно"

Ответить
1

Слив унитаза как, в окно сделать?) 

Что ты несешь? Вы для начала хоть что-нибудь своими руками сделать попробуйте, а потом подобные комментарии пишите. 

Ответить
0

Вот так выглядит СУ в квартире без отделки, если что. Тупо стояк. Своими рукми туда точно не полезу - не по средствам потом будет соседям платить. Как и в случае с полом, на который без стяжки и гидроизоляции линолеум дешманский предлагают кинуть.

Но великие финансисты - они не про оценку рисков, а про мантру "жить по средствам", хотя определения никто этой мантре не дает

Ответить
3

Я очень всем благодарен за такое ярое обсуждение, но речи о линолеуме и унитазе за 500р с авито нет)

Чуваки, хата в Москве и даже самый простой ремонт с обоями, дешёвым ламинатом и ублюдским сральником-это 700-800к.

И хрен когда оно переделается потом. Ничего нет более постоянного, чем временное)

Ответить
0

Да я надеюсь, что нет :)

Просто разлекаюсь с профессионалами редкой профессии - строитель-экономист называется. Они профессионально делают разводки сантехники, по правилам проектируют всю электропроводку и силой мысли режут линолеум. При этом им никогда не хватает денег заплатить нормальным строителям и они гордятся, что все своими руками делают.

У меня еще яркие воспоминания, как ремонт во вторичке делали 7 лет и сколько дискомфорта это доставляло в процессе, и это при том, что делалось по минимуму и в квартире можно было жить. 

И как ремонт за 7 лет лучше, чем следующий ремонт в первичке с кредитом, с которым вообще без напряга рассчитались - я вот честно не понимаю. 

Ответить
0

Да, тоже думаю, что кредит-оптимальный выбор в моей ситуации. В крайнем случае квартиру можно будет сдавать какое-то время.

Вообще сейчас к концу подходит предчистовой этап: разводка электрики, сантехники и все вот это вот. Дальше думаем своими силами-по сути покрасить уже выровненные стены, постелить ламинат. Для ванной скорее всего прибегнем к помощи профессионалов) и при таком раскладе может даже удастся обойтись без кредитов)

Ответить
2

Допустим 800К (хотя ремонт ни разу ни у кого в бюджет не уложился) под 24% годовых как потреб кредит - потому что их только так дают.
Получается 200К в год только на обслуживание кредита. Это если без штрафов за просрочку оплаты - это 15-20К в месяц только как % за кредит, без закрытия основного тела кредита.
Если Х2 платить - по 40К в месяц - то его за 4-5 лет можно закрыт, переплатив за него минимум половину тех денег, которые возьмёшь в долг.
Поэтому лучшей стратегией будет делать справку что не живёшь в квартире - чтобы ближайшие 3 года за коммуналку не платить - подкопить 3 года денег и после этого делать ремонт - если сейчас есть где жить, то это будет лучший вариант. Если же сейчас снимаете жильё - то тогда даже и не знаю, что посоветовать.

Ответить
0

Мы пол наливной делали, проблем с ламинатом не было :) А оклейка обоев в сравнении с остальными затратами - вообще капля в море была. Ну и в целом - за вычетом мебели и (сан)техники - почти все деньги ушли на предчистовую + плитка в санузлах

Ответить
0

Чувак, если ты не можешь оплатить работу отделочников - делай её сам. Там почти нет квалифицированного труда и дорогущего специнструмента

Если у тебя нет денег на отделку - надо было покупать хату на вторичке. Или брать отделку от застроя - её оплата, включенная в цену квартиры, обошлась бы тебе по ставке ипотеки, а не потреба и, тем более, кредитной карты

А то получается, что сначала запихнул себя в задницу и, уже находясь в ней, спрашивает совета. Тут тема как раз о финансовом _планировании_, есличо

Ответить
0

На момент покупки был выбран оптимальный вариант для новостройки в моем бюджете (6млн). Дешевле-только на окраине, что уже по сути новая Москва, где по соседству одни узбеки, потому что рядом садовод и тц Москва.
На тот момент на вторичке не было ничего, что подходило по ремонту/месту/цене.

Вопрос-то простой. С точки зрения финансового планирования, как вернее поступить с уже сложившимися обстоятельствами, а вы начинаете учить меня, что правильно, что не правильно.

Ответить
1

Вопрос был: сидеть 5 лет у родителей или взять кредит на отделку.  Если 5 лет иждивенчества надо, чтобы накопить 700-800к, то ответ простой: живете не по средствам, продавайте хату. Если в уме за этот срок накопить ляма 3 на труЪ отделку "как у людей", то ответ: посидеть год у родителей, накопив на простой ремонт, параллельно делая его самому и съехать как можно быстрее - дайте старикам отдохнуть))

Ответить
0

За 5 лет даже при официальной инфляции потеря в деньгах будет 25%. За кредит переплата, конечно, будет больше, но ты эти 5 лет не будешь тратить деньги на съем (ну или жить у родителей) и не будешь в пустую тратить деньги на оплату КУ, которыми ты не пользуешься.

Ну и много материалов и техники так или иначе привязаны к доллару, который за последние 5 лет подорожал вдвое.

Ответить
0

а какое может быть финансовое планирование в кризис? Пальчиком в небо?

Ответить
–1

Вот здесь сделать врезку-элементарно. Даже пригласить сантехника с варкой пластиковых труб не дороже 3000рублей. Стяжка на таком объеме-изи, а гидроизоляция наносится кистью из банки, рукожоп ты наш

Ответить
1

А потом пара судов с соседями из-за залива?) Может еще в сам себе адвокат поиграть?)

Или таки может рукожопство - не способность заработать денег, чтобы оплатить работу профессионалов, которые все сделают сразу и начисто?) Типо буду жить в говне, но зато все сам сделал, яж мужик, верно?)

Ответить
0

Представь да, сам себе адвокат ты будешь лучше, чем большинство платных

Ответить
0

И видимо опыта ремонтных работ то нет совсем, судя по рассуждениям о людях-профессионалах

Ответить
0

Есть опыт разгребания последствий работы от таких домашних мастеров. Правда сначала еще поймать его надо, бегают мастера профессионально. Еще одного мастера-на-все-руки знаю, после которого трещина в стене пошла.

 людях-профессионалах

Просто экономить не надо и нанимать людей по принципу "этот чувак мне все сделает на 1000р дешевле, возьму его"

А еще можно подумать о такой мелочи. Внезапно - в будний день я работаю, чтобы зарабатывать деньги. Даже забив на то, что в выходные хорошо бы отдыхать - ремонт я по выходным буду делать вечно. При этом я буду нарушать закон города, по которому я не имею права в выходные и праздничные дни проводить шумные работы.

Ответить
0

Спасибо мил человек, а то мне так лень было этому "экономисту" отвечать.

Ответить
0

Ответь хоть на вопрос про переделку ремонта :) А то советовать ты мастер, а отвественность за советы на себя взять?)

Ответить
0

О какой переделке речь? Я предложил временный вариант, очень бюджетный и по времени и по средствам, будут деньги, сделает с нуля хороший ремонт.

Ответить
0

 О какой переделке речь?

Ну не знаю, если краской по бетону - там потом разбирать и разбирать. Плюсом, такой ремонт еще снизит ликвидность объекта.

Ответить
0

Че там разбирать? В дизайнерских ремонтах так красят, никто не умер. Грунт, краска. На пол даже можно доску бросить на лагах. Это все самому сделать копье. Как кстати и мебель, которую легко сделать самому с минимумом инструментов или инструментами в прокат 

Ответить
0

А из буханки можно сделать тролейбус, вот только зачем?)

Дизайнерский ремонты я видел, которые заключались в отсутсвии ремонта. С запахом бетона и прочими радостями жизни. Но это не значит, что в этом можно жить

Ответить
–5

В текущей ситуации стоит рассмотреть инвестиции в ценные бумаги публичных компаний, тесно связанных с туризмом и авиаперевозками. Это если мы говорим о длинных деньгах на 2-3 года минимум.

Ответить
0

Зачем советовать откровенный трэш?
Туризм и отельный сектор сейчас могут купить какие то хедж фонды с пониманием того что это может прогореть в ноль а может взлететь
Обычным людям это не к чему

Ответить
0

Время нас рассудит.

Ответить
1

Отличная статья, спасибо! Расскажите про Stock funds в следующий раз, пожалуйста 😊

Ответить
4

Облазил весь интернет. Не нашел ни одной статьи про фондовые рынки и финансовую грамотность! А тут вот она, на тж. Радость-то какая!

Ответить
2

То есть проблема в сказках и непонимании процентов, а не во всеобъемлющей идее потребления любой ценой? Ну ок, наркоманам тоже можно рассказать.

Ответить
2

Еще бы с первого класса ввести дисциплины права, чтобы со школы знали, что делать если тебя остановили менты и проводят с тобой противоправные действия

Ответить
0

Нам в школе проводили ликбез: если вас остановили менты, протягивают любой предмет и говорят посмотреть, не твоё ли это - ни в коем случае ничего не трогать руками.
И никаких показаний не давать в принципе без родителей.

Ответить
0

А если бомбанул ларёк, то посмотреть есть ли камера и не носить с собой содержимое ларька?

Ответить
1

Финансовая грамотность говорит, что больше зарплаты не получишь, а пассивного дохода не существует. Но ты можешь просто не потратить деньги на что-то и тогда они у тебя останутся. Акции и все остальное это вилами по воде, незнакомым людям в долг давать, которые акционировались так себе дело. Подумайте, вот идет мужик по улице - дали бы вы ему денег, если бы он сказал, что завтра отдаст, если заработает, если заработает мало, то и отдаст меньше, а если не заработает, то не отдаст ничего? Акции это даже не долговая расписка, когда кто-то железно должен вам деньги.

Ответить
1

посмотрите на S&P да и все.
понятно, что гарантий нет и есть просадки на годы, но в целом долгосрочно вполне себе пассивный доход.

Ответить
1

Чем сказки про "предпринимателей в финтех-сфере" глобально отличаются от "Мухи-цокотухи" и "Буратино"?

Ответить
2

Авторы первых живы и отвечают на вопросы. 

Ответить
–1

Вопрос к читателям с детьми: вам было бы интересно отдать ребенка в образовательное учреждение, где его будут обучать финансовой грамотности? Включая, но не ограничиваясь: капитал, инвестиции, фонды, управление рисками, торговля на рынке ценных бумаг.

Ответить
4

Инфоцыге долбанные уже до детишек дотянулись

Ответить
–1

Евгений, вы же меня не знаете? Почему рубите с плеча?

Ответить
1

Да с вами и так все понятно: были бы вы финансово грамотным - "рубили бы капусту" на биржах, а не лезли учить чужих детей. Очевидно же...

Ответить
0

Потому что у вас, инфоциган дурная репутация

Ответить
0

Я инфобизнесом никогда не занимался и исследую интерес к теме дошкольного образования. Это не лекции по офисам толкать, это вполне нормальное дело. Требует вложений и талантливых кадров, которые стоят дорого. А в условиях России это вообще жизненно необходимо. Вам я посоветую поесть успокоительного/пельменей/чего другого и не выставлять себя дурачком.

Ответить
0

Пользователь микрозаймов, плиз

Ответить
0

родители без инфоциган детей способны воспитать, а заёмщики микрозаймов думают только о прокорме этих самих детешик не до инфоциган.

Ответить
0

Мне - да. 

Ответить