{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Личный опыт: Как инвесторы используют переход в онлайн с пользой для себя и портфельных компаний

Мы живем в один из самых интересных периодов за все время существования человечества. На фоне коронакризиса и закрытия целых экономик на карантин, огромное число привычных процессов перешло в онлайн.

Как это сказывается на деятельности инвесторов и портфельных компаний, готовы ли они пересмотреть свой подход к оффлайн общению и что полезного они вынесли для себя из текущей ситуации? Основатель «Школы инвестиций ФРИИ» и площадки GoValley Максим Чеботарев и представители фондов Digital Horizon, ФРИИ, Leta Capital и SmartHub делятся своим опытом.

Обучение венчурных инвесторов в рамках курса «Школа инвестиций ФРИИ»

«Жизнь венчурного инвестора в любом случае на 90% происходит онлайн»

Для венчурных инвесторов и предпринимателей быть в контексте и посещать мероприятия, закрытые встречи с винными дегустациями или просто встречаться на кофе - это привычный образ жизни. Уже несколько месяцев такие активности остаются невозможными, а доля онлайн-коммуникаций, звонков и видеоконференций резко выросла. Тем не менее, для многих инвесторов такой формат взаимодействия с коллегами и портфельными компаниями уже давно стал частью рабочей рутины.

Влад Тропко, Digital Horizon: Сейчас встречи происходят через Zoom, общаемся по электронной почте, используем новые типы виртуальных конференций, включая Hopin. Эти новые платформы позволяют участникам по принципу оффлайн мероприятий встречаться один на один, пока спикер что-то рассказывает на большой сцене.

Для общения с портфельными компаниями мы всегда использовали онлайн-каналы. Взаимодействия в оффлайне стало меньше, но мы не почувствовали существенного влияния, поскольку наши компании разбросаны по всему миру. Мы с первого дня были готовы к тому, чтобы собирать у них информацию, давать им какие-то советы, обсуждать и общаться в онлайн режиме. Более того, сейчас мы на этапе, когда будем закрывать первые сделки, которые были полностью согласованы через Zoom.

Дмитрий Калаев, ФРИИ: Действительно, в какой-то мере живой коммуникации не хватает. Тем не менее, формат Zoom-конференций в определенной степени это компенсирует, позволяя сближать отдаленные локации. В Zoom одновременно собираются люди из России, Израиля, США и Европы. В оффлайн было теплее, но он в основном давал доступ только к локальному сообществу. Для венчурных инвестиций это не очень хорошо поскольку венчур – это про глобальный бизнес и глобальные связи.

В первый месяц-полтора был серьезный рост количества коммуникаций, но не из-за перехода в онлайн, а из-за самой кризисной ситуации. Приходилось быстро пересобирать планы на год, разрабатывать и помогать реализовывать антикризисные сценарии. Сейчас интенсивность общения снизилась, поскольку эмоциональное напряжение спадает. Однако, полный переход на онлайн не сильно на нас сказался, поскольку в большинстве случаев мы с портфельными компаниями знаем друг друга не первый год и до карантина часто использовали онлайн, особенно если команда рассредоточена по разным городам и странам.

Хотя, в какой-то мере лично мне психологически не хватает возможности что-то порисовать на доске от руки. Рисование на компьютере не дает таких тактильных ощущений.

Максим Чеботарев, CATS.vc: На фоне карантина стало больше звонков, а цепочки писем с основателями выросли до 50-100 штук. Но есть и свои плюсы – так, появилась возможность общаться с компаниями в очень разных локациях и на довольно поздних стадиях. Однако, то, что теперь вся коммуникация в венчурной среде происходит в онлайн, честно говоря, сильно напрягает. На любых стадиях инвестиций необходимо встречаться очно, смотреть партнеру в глаза. Сейчас это невозможно и это сильно замедляет скорость инвестиций и динамику многих компаний.

Александр Чачава, Leta Capital: Венчурные инвесторы, особенно международные фонды, давно привыкли к онлайн-общению. Первая сделка, которую мы закрыли без личной встречи, состоялась в 2013 году. Заседания инвестиционного комитета также происходят преимущественно онлайн, просто потому что люди часто находятся в разных странах. Жизнь венчурного инвестора в любом случае на 90% происходит онлайн.

Взаимодействие с портфельными компаниями почти не изменилось, потому что мы и так редко видимся с ними лично. Из компаний в нашем портфеле мало кто ведет бизнес в России, и фаундеры здесь бывают редко. Личные встречи мы организуем, скорее, для удовольствия, чтобы почувствовать некую химию, потому что именно для этого личные встречи и нужны. Для работы оффлайн встречи по большому счету не требуются. После того, как границы откроют весь мир в значительной степени перейдет в онлайн.

Ольга Алексеева, SmartHub: В коммуникациях содержание всегда важнее формы. В жизни каждого из нас еще до короновируса были абсолютно полезные встречи онлайн и полная потеря времени за чашкой кофе. В целом, в жизни венчурных инвесторов мало что изменилось. Если ты (как мы в SmartHub) инвестируешь в разных географиях, то большая часть твоих коммуникаций так или иначе происходит онлайн. Кроме того, мы инвестируем активно, а хорошие сделки закрываются быстро, поэтому и в «мирные времена» мы часто принимаем решение об инвестициях основываясь на онлайн-общении с командой, рекомендациях других инвесторов и экспертов. При этом, конечно, при первой же возможности встречаемся с командой лично, но иногда это случается спустя несколько месяцев после инвестиций.

«После окончания карантина до 50% венчурных мероприятий останутся в онлайне»

Многие мероприятия и конференции венчурной индустрии в этом году перешли в онлайн формат, и это обратило внимание рынка на эффективность онлайн-форумов благодаря возможности охватить более широкую аудиторию и удобству участия как для спикеров, так и для посетителей.

Дмитрий Калаев, ФРИИ: Рост количества онлайн-мероприятий временно позволяет сильно повысить эффективность. Если раньше для встречи на каком-нибудь отборе стартапов в Сколково или в Казани нужно было садится в машину или самолет и на час встречи приходился час или больше на перемещение, то сейчас перемещение со встречи на встречу или с конференции на конференцию моментальное. Я пока что не вижу роста результативности, но плотность участия в конференциях точно увеличилась.

Если говорить про будущее, то до конца года онлайн-конференции будут фактически оставаться единственным возможным форматом, и к нему стоит привыкнуть. При этом я уверен, что после окончания карантина до 50% мероприятий останутся в онлайне, поскольку к тому времени этот формат станет привычной разновидностью конференций.

Максим Чеботарев, CATS.vc: Я не думаю, что после снятия карантинных мер Startup Village, демо-дни YC и 500Startups, конференция Emerge и др. останутся только в онлайн-формате. Сейчас происходит много онлайн мероприятий только потому, что их нельзя не провести. Однако, при этом сильно страдает интерактивность и кросс-коммуникации. Например, на недавней афтепати для инвесторов от Startup Village три человека что-то рассказали, никто новый ни с кем не познакомился, и все разошлись. Оффлайн никуда не денется, просто добавятся новые интересные онлайн форматы, которые мы до сих пор нащупываем.

Влад Тропко, Digital Horizon: Мы активно участвуем в онлайн-мероприятиях, нередко выступаем экспертами и время от времени проводим свои собственные конференци. После снятия ограничений онлайн-формат точно продолжит жить, а часть конференций останется полностью в нем, поскольку потребность объединять все больше географий в одном событии будет расти.

Александр Чачава, Leta Capital: На мой взгляд, онлайн коммуникация гораздо эффективнее оффлайновых. Решение не организовывать Питерский экономический форум было большой ошибкой. Благодаря онлайн-мероприятию Startup Village показал всем, насколько можно расширить охват российской аудитории. Если до этого они и Skolkovo были мало знакомы с региональной аудиторией, и региональные события Online Startup Village обладали не очень хорошим покрытием, теперь им удалось провести мероприятие в масштабах всей России с участием нескольких десятков тысяч иностранных гостей. Я общался c маркетологами Nike, Red Bull и других компаний, у которых огромные оффлайн бюджеты на маркетинг. Они говорят, что теперь на 100% сфокусировались на онлайн, и понимают, что онлайн эффективнее. Онлайн-ивенты тоже эффективнее за счет лучшего покрытия и большего удобства. На онлайн-версию мероприятия можно пригласить гораздо более сильных спикеров, потому что подключить на час человека проще, нежели привезти его в Москву.

Ольга Алексеева, SmartHub: У мероприятия любого формата должна быть четкая цель. Возьмем, к примеру, YC Demo Day, для которого все инвесторы делают домашнюю работу задолго до даты проведения вне зависимости от формата. Финальные питчи стартапов – это не момент принятия решения, а триггер для сделки, поэтому достаточно посмотреть онлайн. Однако, ничто не заменит персонального общения с командой за той самой чашечкой кофе, во время которого и возникает или не возникает химия отношений и формируется решение. Если часть венчурных мероприятий останется в онлайн, это вовсе не значит, что мы будем меньше встречаться вживую, просто график полетов станет более гибким.

«Перенасыщение цифровым контентом заставляет тщательно отбирать активности для участия»

Многие используют период вынужденной изоляции для получения новых навыков и обучения в онлайне. Мы попросили участников обсуждения порекомендовать наиболее полезные курсы и программы обучения в сфере венчурного инвестирования.

Влад Тропко, Digital Horizon: Я не раз проходил обучающие курсы в Udemy и YouTube. С точки зрения контента они отличные, но они не дают общения. На мой взгляд, это основная проблема онлайн обучения. Две лучшие программы в мире по обучению венчуру, которые я могу порекомендовать, – это совместная программа Стэнфордского университета и 500 Startups и программа в Беркли.

Дмитрий Калаев, ФРИИ: В самом начале карантина я повышал навыки корпоративного управления на курсах советов директоров от Ассоциации независимых директоров. С введением карантина обучение перешло в онлайн, и после небольшого периода отладки все получилось отлично. Даже нетворкинг в онлайн-формате сработал достаточно хорошо. На курсе были топ-менеджеры, члены советов директоров и владельцы бизнесов, каждый со своей уникальной экспертизой. Мы продолжили общаться после окончания обучения и уже провели ряд Zoom-презентаций, делясь знаниями внутри группы.

Из обучающих программ по венчуру, о которых я знаю не понаслышке, могу рекомендовать для первого знакомства с инвестициями короткий формат Angelsdesk от Игоря Калошина или более глубокое погружение в индустрию в «Школе инвестиций» от ФРИИ. Если вы хотите ближе посмотреть на инвестиции в США, то самым подходящим вариантом будет совместная двухнедельная программа VC Unlocked от 500Startups и Стэнфордского университета.

Александр Чачава, Leta Capital: Я всегда стараюсь повышать уровень компетенции по темам, которые мне интересны и нужны для работы. За апрель-май я прослушал с десяток интересных лекций и обучался в институте Адизеса. По теме венчурных инвестиций сейчас существует достаточно много интересных школ, но я бы выделил бизнес-школу Сколково.

Ольга Алексеева, SmartHub: В период самоизоляции я стала слушать меньше онлайн-курсов, поскольку перенасыщение цифровым контентом заставляет очень тщательно отбирать активности для участия. Из обучения венчурному инвестированию я могу рекомендовать только то, в чем сама принимала участие и понимаю уровень спикеров и контента. Для меня две лучшие углубленные программы – это программа клуба INVESTORO бизнес-школы Сколково и «Школа инвестиций ФРИИ». Из коротких форматов интересный подход у Angelsdeck Academy.

Максим Чеботарев, CATS.vc: В онлайне я прохожу только один курс, по рисованию перуанских мандал. Но за время самоизоляции я очень много читал про венчурный капитал, видение рынка западными экспертами, посмотрел много питчей. Плюс, выступил как преподаватель на нескольких курсах, и хорошо вышло не сразу. С ростом доли онлайна появилась необходимость закладывать больше понятного и технически простого интерактива в презентацию. В 2020 году вебинары испытывают примерно те же проблемы, что и в 2010 (что удивительно), хотя Zoom – это большой шаг вперед.

Мы понимаем, что в онлайне довольно сложно учиться, поэтому в ближайших курсах «Школы инвестиций ФРИИ» и программе «Как сделать свой глобальный фонд» мы сделали сильный акцент на интерактив со слушателями, предварительный сбор вопросов и онлайн визиток для представления, и многое другое.

Думаю, это будет крутой опыт. Я посетил все программы конкурентов, в том числе в США, и могу сказать, что обучающий курс с ФРИИ ни в чем им не уступает, а в чем-то даже лучше. Кроме того, после снятия ограничений обязательно будет оффлайн встреча слушателей. Без качественного оффлайна невозможно профессионально расти.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда