Скорость денег: что делать руководителю студии, чтобы «бассейн» с деньгами не опустел

10 лет я с партнёрами развивал компанию Redmadrobot, а теперь описываю свой опыт в главах будущего учебника по управлению фирмой, оказывающей услуги по разработке цифровых продуктов на заказ.

Предыдущий параграф на vc.ru здесь «§ 1. Бизнес-модель», а еще в Telegram-канале есть аудио-формат

§ 2. Скорость денег

Почти все основатели агентств находятся в иллюзиях относительно своих бизнес-перспектив. Это либо планы, что вот-вот через месяц-другой придёт куча денег, либо фантазии, что новый контракт всё изменит, либо самообман, что прибыль на самом деле есть, но реинвестируется в развитие.

Очнитесь! *сыпятся удары по щекам*

Представьте свой бизнес как бассейн из задач по математике в школьной программе, в который вода затекает через одну трубу и вытекает через другую с разной скоростью. Если скорость утекающих денег больше скорости затекающих, то с бизнесом проблемы — довольно скоро бассейн опустеет.

Рис. 1 — Бассейн с деньгами

«Км/ч» обозначает скорость движения. «Руб/ч» или «руб/мес» аналогично обозначают скорость и я называю её «скорость денег».

Деньги должны заходить с большей скоростью, чем уходить.

Мне неловко писать об этом, потому что это кажется банальным, но предприниматели нередко упускают это из внимания — есть повод распечатать такой плакат у себя в офисе каждому.

Разбираем экономику агентства на пальцах

Если в фирме работает, например, 50 человек, из которых 40 специалистов, чьё время продаётся, то это приблизительно 5000 человекочасов в месяц на продажу. В среднем (с учетом праздников, отпусков и реалистичного процента утилизации времени) 1 специалист может потратить на коммерческие проекты 125 часов каждый месяц.

5 000 часов × 2 500 руб = 12,5 млн руб

Если все расходы фирмы составляют 10 млн рублей в месяц, то нужно продать каждый из 5000 часов в среднем по 2500 рублей, чтобы получить 12,5 млн выручки. Если объём часов меньше или расходы больше, то ставка должна быть выше.

Посчитайте, какая у вас средняя реальная ставка продажи 1 часа.

Если ставка 1500 рублей в час, то за месяц выручка составит 7,5 млн, но тогда расходы на все 50 человек не должны превышать 6 млн.

Доход – Расход = Прибыль – Налог = Финансирование проектов развития и Дивиденды учредителям

Если зафиксировать прибыль в 2,5 млн и заплатить 500 тыс налога на прибыль, то 1 млн можно оставить на развитие и 1 млн раздать учредителям в виде дивидендов.

Какие параметры у вас в фирме?

Проблема у всех одна — при расходах в 10 млн не удаётся зарабатывать 12,5 млн. Соответственно, прибыль либо отрицательная, либо равна нулю. Нет денег на развитие и нет дивидендов.

Возникает риторический вопрос: правильно ли было увеличивать команду и, следовательно, расходы до 10 млн, если не налажен механизм регулярного сбора 12,5 млн?

Рис. 2 — Схема накопления долга

Сказка про предпринимателя и финансовую пирамиду из предоплат

Однажды у талантливого и деятельного предпринимателя был первый заказ. Он взял с заказчика предоплату, начал собирать команду и делать работу.

Шло время. Постоплату ещё нужно было заработать, а зарплату уже пора платить. Хорошо, что тут появляется второй заказ, с со своей предоплатой. Приходится нанимать ещё людей, чтобы начать работу над вторым проектом параллельно. Тут был заложен фундамент будущей финансовой пирамиды.

Команда хорошо работает, слухи об этом привлекают новых клиентов и возвращаются старые, работы становится больше. Людей тоже.

Растут обороты и бизнес, основатель предвкушает успех и вкладывается в большой офис. Заодно нанимает бухгалтера и секретаря, чтобы делегировать им документооборот и операционку. Это позволяет ему делать больше продаж, поэтому новые клиенты с их предоплатами хорошо закрывают растущие расходы. Пирамида всё больше.

Но вот с крупным контрактом случился факап и проект вышел за плановые сроки, — постоплата съехала, заказчик заставил доделывать недоработки за свой счёт. Окей, репутация превыше всего — основатель готов получить этот минус ради кейса, но нужно покрыть кассовый разрыв. Есть проверенный способ — новый контракт и предоплата...

Это довольно быстро превращается в систему: мелкие контракты, как кажется, отвлекают внимание и приносят мало денег, а крупные регулярно выходят из берегов и приносят убытки, потому что чем крупнее, тем больше шансов промахнуться в оценках.

Кроме того, теперь проекты ведут менеджеры, ведь у основателя больше не хватает на это времени. А менеджеры по какой-то причине постоянно допускают ошибки.

Команда выросла до 50 человек, расходы составляют 10 млн в месяц, идёт бег по спирали. И чем сильнее предприниматель старается решить текущие проблемы, тем больше проблем создаёт себе в будущем.

Последствия

Росту фирмы очень помогает тот факт, что когда приходит клиент, он сразу заносит предоплату. При этом, когда приходит сотрудник, то сперва начинает работать, а зарплату ждет лишь через месяц.

Проблема в том, что предоплата кажется гораздо большей суммой, чем зарплата человека. Но при этом игнорируется тот факт, что новые сотрудники наращивают постоянные расходы и денег, и времени.

Расходы складываются стопкой, превращаясь в гору, а ядовитые предоплаты не столько закрывают расходы, сколько скрывают проблему от внимания.

В этот момент,если основатели прагматичны, то загоняют себя в долги короткими займами в счёт предстоящих, но сползающих платежей. Если креативны, то сливают сотни тысяч на бонусы сотрудникам, которые призваны решить все проблемы. Всё из этого ещё аукнется.

Ищем выход

Во-первых, к предпринимателям не может быть претензий, потому что своим талантом и усердием они создали и вырастили фирму и отвечают за своих людей.

Во-вторых, любые проблемы в процессе развития бизнеса следует считать всего лишь задачками для решения. Может будет трудно, может больно, но нужно сперва разобраться в причинах, а потом найти решение и реализовать его.

Рис. 4 — Список проблем

Корень проблемы

  1. Проекты оцениваются и продаются по фиксированной стоимости. Чем больше проект, тем больше вероятность ошибиться в оценках, а значит потерять деньги. Об этом более подробно речь шла в предыдущем параграфе (§ 1. Бизнес-модель) и ещё будет в следующих.
  2. Упущенные деньги от убыточного проекта приходится компенсировать предоплатами от следующих проектов, что создаёт финансовую пирамиду и заводит предпринимателя в гонку по спирали, где ставки постоянно растут. А пирамиды имеют свойство рушиться, когда структура перестаёт выдерживать нагрузку.
  3. Разгоняют этот бег по спирали растущие расходы на команду, ведь чем больше команда, тем большее количество крупных контрактов она требует, чтобы покрыть стоимость своего содержания. Но мы же помним, что именно крупные проекты опасны ошибками в планировании и оценках стоимости.
  4. Даже крупные проекты заканчиваются, а с мелкими это происходит еще быстрее. И это вынуждает постоянно искать новую работу, чтобы загрузить людей. Нужда приводит к слабой позиции в переговорах и в результате контракты заключаются на плохих условиях, с фиксированной стоимостью. Круг замкнулся.
Рис. 5 — Список мер

Что делать

  1. С крупными проектами нужно договариваться об оплате time & materials, то есть по часовым ставкам специалистов; мелкие в пределах месяца работы можно продолжать оценивать fixed price; при этом держать в уме идеальную модель — retainer, когда клиент платит фиксированную сумму в месяц за выделенную команду. Подробнее про эти методы разговор пойдёт в следующей статье.
  2. Начать считать потраченные на проекты часы, вычислять «скорость денег», как входящих, так и исходящих, и понимать свою экономику. Обычно это отрезвляет и стимулирует повышение производительности, а там и до пункта №3 быстро доходит.
  3. Если компания уже успела вырасти, нужно сокращать расходы на 20-30%. Речь идёт о сокращении команды до уровня, обеспеченного базовым уровнем продаж. Да, к сожалению, нужно уволить треть сотрудников. Чаще всего это спасает экономику, но не приводит к катастрофическим последствиям для компетентности команды. Такие меры оздоровляют бизнес и выигрывают все: уволенные люди находят себе работу, на которой стабильно платят, оставшиеся – получают выгоды от улучшения финансов в компании, клиенты лучше обслуживаются, а собственник наконец-то может начать получать справедливое вознаграждение за свой адский труд.
  4. Стоит отдавать приоритет клиентам, с которыми можно выстроить работу на годы; для этого…

    (1) заказчик должен быть из числа тех, кому это важно (например, интернет-магазину сайт очень важен для продаж, а мастерской по ремонту обуви — нет),

    (2) ваши услуги должны быть релевантными и ценными долгое время (например, корпоративный сайт крупной компании нужно переделать один раз за три года, а стартап может вносить изменения в свой сайт несколько раз в неделю),

    (3) руководителю фирмы нужно лично работать над отношениями с заказчиком (менеджера по продажам, например, заботят новые сделки, а менеджер проекта больше беспокоится о поставке результата в срок, но только первое лицо может компетентно поговорить с заказчиком о том, как стоит развивать его присутствие и бизнес в цифровой среде).

  5. Увидеть и понять, что большинство расходов привязано к максимально стабильной вещи — времени (зарплаты и аренду нужно платить ежемесячно). То есть ко вращению Земли вокруг Солнца. А вот доходы зависят от самых не надежных вещей: успех в продажах, качество выполняемых специалистами работ, порядок и платёжная дисциплина клиента.
Рис. 6 — Fixed Price vs Time & Materials vs Retainer

Концепция «скорости денег» позволяет уйти от мышления количеством денег. Все эти «руб/мес» и «руб/час» лежат перед носом незаметно и каждому предпринимателю стоит переоткрыть их для себя заново.

Это открытие позволяет осознанно оперировать моделями ценообразования fixed price, time & materials и retainer, каждая из которых хороша по-своему. Об этих моделях мы будем рассуждать в следующей статье.

Другие параграфы публикуются здесь на vc.ru, во Фейсбуке и в отдельном Телеграм-канале.

0
161 комментарий
Написать комментарий...
Илья Мишин

Я вообще не понимаю зачем клиенту оплачивать почасово вашего программиста? Клиент платит за результат, а сколько там программист потратил на это времени 2 часа или 15 минут клиента не должно волновать. Это очень странный подход к оценке стоимости задач, как узнать сколько программист потратил времени 15 минут или 2 часа?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Десятых
Автор

Клиента это и не волнует до тех пор, пока он не открыл для себя простую истину: если подрядчику не выгодно делать работу, то он и не сделает работу.

Опытные грамотные заказчики хорошо осознают, что такое проектная работа. Они знают, что хорошо свою работу сделают скорее те, кто получает доход, адекватный затраченным усилиям, и без проблем соглашаются на оплату времени.

Главная ошибка, мешающая понять этот принцип, обычно заключается в том, чтобы сравнить полугодовой проект по изобретению чего-то несуществующего с изготовлением пиццы или с продажей готового унитаза.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

Ключевая проблема - это просто отсутствие финансового моделирования. и планирования. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
> чтобы сравнить полугодовой проект

постройка 24 этажного дома считается полугодовым проектом? Почему строителей не оценивают 2500/час тогда? на возведение стены уйдет 3 часа, значит платим строителю 7500 рублей за 3 часа или как?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Десятых
Автор

Не стоит очень уж зацикливаться на примерах — они всегда не вполне подходят. Культура работы строителя и программиста или дизайнера очень сильно отличаются. Работа руками также сильно отличается от работы головой. Сравнение не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

аналогия х-я, что вызывает сомнения в компетентности продакта или кого там еще. Если брать строительство - то ближе будет проект+дом. Возведение мифической стены это не результат, как и тупо накидать несвязанные куски кода и считать символы. Оплата за часы - это просто относительная мера какой то команды и ВСЕ. Хочется цену заранее - бери готовый продукт или готовый проект с конкретными стройбанами которые построили уже 100500 домов конкретно под этот проект.
Собственно и придумали спринты чтобы минимизировать потери обеих сторон на разработке крупных проектов. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
> Главная ошибка, мешающая понять этот принцип

мне мешает понять принцип как я могу проконтролировать это, ушло на эту работу 2 часа или 15 минут, мне же не стоять за спиной у разработчика? а какие другие варианты тогда? А если в эти 2 часа разработчик обедал и пил кофе 30 минут это вычтется потом или как? 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Десятых
Автор

Проконтролировать это никак нельзя и не нужно. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
Проконтролировать это никак нельзя и не нужно.

то есть можно от фонаря называть 10 часов, 15 часов, 30 часов, клиент пусть башляет и контролировать это никак нельзя и не нужно? Это что за работнички такие?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Десятых
Автор

«От фонаря» называть циферки не позволяют рыночная конкуренция и рыночная репутация. Недобросовестные работнички быстро уходят с рынка. Компании, которые долго продержались, ведут себя прилично и контролировать их нет смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

А как вы предлагаете это контролировать? Контроль подрузамевает сравнение с чем то. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
 А как вы предлагаете это контролировать?

Я никак не предлагаю, просто интересуюсь текущим раскладом (а он вообще печальный) bad practice как говорится в классическом виде. 10 лет прошло как работал продактом в студии, а ничего не поменялось, тупиковая ветвь развития так сказать, не зря ушел.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

Аминь

Ответить
Развернуть ветку
Yury

Все верно. Мне кажется, многие не вполне корректно понимают почему вообще может быть полезна почасовая оплата. Если не брать абсурдную (хотя есть люди которым нравится) тему с контролем каждой минуты, то почасовая оценка работы нужна ДЛЯ СЕБЯ а не для клиента.

Если ты фрилансер, то знаешь примерно сколько займет времени задача, если руководитель, то скорее всего понимаешь сколько уйдет времени сотрудников. Исходя из этого формируется цена. Клиент получает цену и она либо устраивает его либо нет. Торг не нужен. 

Если клиента не устраивает — значит вам не по пути. Если интересуется почему столько, то объяснить сколько времени занимает работа по этапам (логично же разделить проект на стадии, сделать контрольные точки) или например сколько часов займет реализация фичи. Если после этого клиент интересуется почему именно столько стоит час или хочет в реальном времени наблюдать экран программиста с таймтрекером, то скорее всего ему нужно "быстро-дешево- качественно и все сразу" или он поехавший. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kr

При правильных подходах к оценке и честной работе по t&m последний вариант выгоднее для заказчика как по финансам, так и морально (по нервам).
Если очень нужен контроль, возьмите команду с доступом в джиру на просмотр, внешнего консультанта (2-4 ч в неделю достаточно для обзорного ревью маленькой команды) - и вопрос с честностью оценок будет закрыт на 80-90%.
Далее, если в проекте ожидается окупаемость по начальным затратам от 3х в течение года, так ли важны эти 10% потенциальных доп. расходов, или все же качество и скорость приоритетнее?

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

Качество отмечаемого времени - на совести исполнителя. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
 на совести

то есть с клиента реальное бабло, а с исполнителя надежда на совесть? давайте оплату сделаем по совести заказчика?)

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

Если вы из тех, кто любит "по понятиям", то ваш выход - делать свой отдел разработки и надзирать.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

причем тут "понятия" к деньгам? получается что вы называете времязатраты от фонаря, а платит за все заказчик в надежде на "совесть" ?

Ответить
Развернуть ветку
Костя Волков

Тут два варианта.
Либо доверять.
Либо перепроврять.

Обычно, второе дороже.

Ответить
Развернуть ветку
158 комментариев
Раскрывать всегда