Женский бизнес во время эпидемии: как кризис отразилcя на предпринимательницах
Медицинская практика показывает, что коронавирус менее опасен для женщин. Но что он делает с бизнесом, который ведут женщины-предприниматели, какие деловые и человеческие качества руководительниц активирует? Лилия Федулина, директор по продукту портала podelu.ru посмотрела, как лавируют в текущем кризисе бизнес-леди, и подобрала стратегии, с помощью которых они пытаются удержаться на плаву.
Требования домашнего очага
Общественная и деловая жизнь приостановилась на неопределенный срок, школы — на дистанционном обучении, детские сады — на выходных, няня на самоизоляции. Семья в сборе, ей нужны забота, уход и еда, и это до сих пор в основном обеспечивают женщины (под неодобрительное цоканье феминисток).
Исследования вспышек заболеваний последних лет: свиного и птичьего гриппа, Эболы, вируса Зика — показывают, что крупные эпидемии заметно и последовательно влияют на разницу в заработке. Доходы мужчин быстрее возвращаются к прежним значениям, чем доходы женщин.
Так начавшийся из-за коронавируса экономический кризис превращается в вызов: если предпринимательница теряет свой бизнес или сильно проседает в доходах, ей может быть сложнее вернуться в деловую форму. Дом и дети требуют внимания, а делегировать эту сферу уже не так просто. Придется мобилизовать всю свою гибкость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и навыки планирования, чтобы максимально сохранить дело и экстренно перестроиться в новых условиях.
Гендерная разница в бизнесе
Женщины — основательницы трети всех стартапов, которые работают в Европе и России. Большинство женских бизнесов в нашей стране, по оценке Минэкономразвития, сегодня развиваются в сфере услуг: это индустрия красоты и здоровья, образование и уход за детьми, кафе и кондитерские, организация мероприятий и досуг. В рознице доля женских бизнесов составляет почти треть. Именно эти сферы — среди наиболее пострадавших в период эпидемии. Владелицам салонов красоты, детских образовательных центров, студий флористики придется буквально реанимировать свои предприятия, но повезёт не всем.
В остальном разница между женским и мужским подходом в малом и среднем бизнесе сегодня не ощущается. Блоги и соцсети показывают: бизнесмены и бизнес-леди в равной мере стараются позаботиться о сотрудниках, о невостребованном «скоропорте» и даже арендодателях. Они пристраивают по бросовой цене тонны цветов из Эквадора или грибы, выращенные для кафе и ресторанов. Рекламируют услуги своих субарендаторов и сотрудников, чтобы те могли продержаться до лучших времён. Ищут способ заработать на вторичных видах деятельности и продолжают вести свои странички и блоги, чтобы сохранять связь с клиентами.
Стратегии прохождения кризиса
Линия поведения предпринимателя в кризис зависит от специфики бизнеса и личности руководителя: кому-то приходится залечь на дно, кому-то перейти в новый формат или срочно и громко взывать о помощи. Расскажем о действиях женщин-руководителей бизнеса на конкретных примерах.
Призывы к властям и общественности
Предприниматели, о которых пойдет речь, не просто кричат о помощи. Они продолжают вести дела, насколько это возможно, перераспределяют нагрузку, достают деньги и занимаются планированием. Но, возможно, именно ясно оформленные просьбы о поддержке и заявление своей позиции принесут плоды.
Анастасия Татулова, основательница сети семейных кафе «АндерСон» уже в середине марта сообщила в своем аккаунте Facebook о проблемах в её сети и в других оффлайновых бизнесах, которые связаны с приемом гостей. Она эмоционально просила поддержать такие компании «деньгами, хорошими отзывами, чаевыми, добрым словом, постами … заказом домой, покупкой подарочных карт (они не портятся)».
Затем Анастасия отправляется на встречу В. В.Путина с предпринимателями, аккуратно и настойчиво старается донести до президента всю сложность положения малого и среднего бизнеса: «Я сейчас без слёз постараюсь вас умолять … Владимир Владимирович, мне сказали, нельзя спорить с президентом, но можно я немножечко?» Она общается с журналистами и чиновниками, требует от властей конкретных и весомых мер поддержки, чтобы бизнес мог «и дальше пытаться не умереть».
Есть и более скромные призывы о помощи: обращение к местным властям и общение с депутатами, чтобы твоему бизнесу разрешили работать в период самоизоляции, просьбы в соцсетях и бизнес-чатах, которые помогают реализовать по закупочной цене тонны свежих фруктов и вернуть в дело хоть какие-то деньги.
Экстренный переход в онлайн
Другая мера по спасению бизнеса - максимальный перенос дела в онлайн. Это отчасти возможно в сфере образования, конференций и даже ухода за детьми.
Анастасия Овсянкина, владелица сети изо-студий «Полосатый кот» с 30 марта закрыла оффлайновые площадки, отложила традиционный фестиваль и перенесла работу в онлайн. На страничках Центра Анастасия пишет: «Мы будем устраивать для вас новые марафоны, интересные розыгрыши и снимать видео-уроки по рисованию!» Теперь «Полосатый кот» предлагает в скайпе услуги арт-няни, занятия с любимыми преподавателями по живописи, авто-дизайну и рисунку. Многие семьи берут скайп-уроки для детей и пишут отзывы о пользе творческих занятий на карантине.
Ольга Поздняк, директор компании по организации IT-конференций «Экспо-Линк», была вынуждена за полторы недели перенести подготовленный оффлайновый интенсив по информационной безопасности в онлайн. Вместо двух дней живых встреч и выступлений организаторы провели для 200 участников 6-дневный курс скайп-конференций и получили много благодарностей. Теперь Ольга с командой дорабатывают и продвигают давно задуманный онлайн-проект «Навигатор безопасника».
Екатерина Иванова, руководитель федерального сервиса проверенных нянь KidsOut в Екатеринбурге уже во второй половине марта говорила о снижении заказов на 80%. На карантинный период Екатерина ввела услугу онлайн-ситтеров и подготовила программу лояльности для клиентов. Также она разработала партнёрскую программу для корпоративных клиентов-работодателей, которые помогают своим сотрудникам лучше справляться с удаленной работой, оплачивая для них беби-ситтера. Многие ситтеры понизили ставки на длительные заказы.
Ставка на вторичные виды деятельности
Если в карантин компания лишилась возможности зарабатывать привычным способом, она переносит фокус на «боковые ветки» бизнеса. Иногда это требует небольшого перепрофилирования: например, многие швейные производства успешно переключились на пошив защитных масок. В других случаях требуется только реклама вида деятельности, который до этого был вспомогательным. Так некоторые гостиницы стали продвигать услуги прачечной и химчистки.
Галя Николаева, совладелец сети кафе “Dizengof99”, после падения выручки обратилась к постоянным клиентам с просьбой поддерживать малый бизнес и заказывать еду онлайн. Уже в первые дни карантина доставка выросла на 20%. Сеть кафе «АндерСон» тоже с благодарностью принимает заказы и доставляет повседневные и праздничные блюда клиентам, ведь дни рождения и другие торжества происходят и во время эпидемии.
Поддержание связи с клиентами
Есть бизнесы, которые во время самоизоляции полностью лишены заработка. Многие маникюрные салоны Москвы и Петербурга ведут запись на май, но в апреле не могут предложить клиентам ничего, чтобы не нарушить закон и не получить миллионные штрафы. Власти столицы разрешили работать косметическим и массажным салонам с медицинской лицензией, и владелицы обычных заведений возмущены: услуги в любом салоне подразумевают контакт клиента со специалистом, лицензия - не панацея от вируса. Но в этой ситуации остаётся только вести Инстаграм и надеяться на лучшее.
Юлия Прибылова, хозяйка клинингового центра «Домашняя фея» со штатом в пару десятков сотрудниц, в конце марта осталась без заказов и продолжала публиковать в сети инструкции по расхламлению, уборке и организации пространства. В начале апреля региональные власти разрешили работу клининговым компаниям. Клиентов всё ещё мало, к тому же Юлия решила сократить возможные риски и проводить уборку только в помещениях, где нет людей. Но страницы «Домашней феи» в соцсетях ведутся исправно.
Анастасия Беренова, одна из руководителей детского «Клуба умной безопасности», закрыла клуб на карантин и освободила франчайзи от регулярных платежей. «Сейчас мы просто проедаем запасы, - пишет Анастасия, - а уж сколько гречки можно было купить за стоимость торговой марки!» Команда сосредоточилась на завершении работы над книгой о детской безопасности, для нее ведётся сбор на краудфандинговой площадке. Специалисты дают интервью о защите детей в сети и офлайне, публикуют разборы актуальных вопросов и рассчитывают на то, что карантин закончится, а наработанная экспертиза и доверие клиентов — останутся.
Есть утверждения социологов, что именно женский тип руководства способствует устойчивости и процветанию бизнеса. Женщины-предпринимательницы более склонны к гибкости, терпению, заботе о сотрудниках и клиентах. Будем надеяться, что эти качества помогут большим и маленьким женским бизнесам выстоять в нынешний кризис.