(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

Чего хочет начинающий инвестор от стартапа

Всем привет, я недавно выступал на эту тему в акселераторе United Investors, и по следам выступления решил написать статью тут, думаю, что она будет полезна стартаперам. Пишу именно как начинающий инвестор, не профессиональный, и стараюсь, чтобы всё было конкретно и понятно стартаперу, без лишней воды. Буду признателен, если покажете, что я где-то не прав.

Тезисы

1) Инвестор – это по сути ваш клиент, который хочет получить от вас определённую услугу, а именно, доходность.

2) Ваши конкуренты – это не только другие стартапы, а и Apple, Tesla, Amazon, Facebook и другие компании и инвестиционные инструменты, в которые инвестируют участники UI. Это и недвижимость в том числе.

3) Чтобы получить инвестиции, вам нужно показать, что инвестор хотя бы в теории может заработать на вас больше, чем на Apple и тд. Хоть, понятно, и с риском.

Выводы:

  • Экономьте время, покажите сколько в % годовых вы планируете принести инвестору
  • Цель вашей презентации – доказать, что такая доходность в принципе возможна на вашем рынке с вашей командой

Конкретика про цифры

Типичный раунд в UI – это около 10 млн рублей, и несколько участников – 3-5.

Типичный инвестор хочет участвовать в нескольких стартапах, чтобы снизить риски.

И если человек вкладывает по 2 млн в 10 стартапов, то чтобы через 5 лет выйти в 0, если 9 умрут, то один должен вырасти в 10 раз. А чтобы получить доход, оправдывающий риск - в 50-100 раз.

То есть ваш проект должен окупить не только себя, но и тех 9 других, в которые мы неудачно вложились.

При оценке в 30 млн рублей (оценка ФРИИ на стадии, когда есть MVP и продажи) компания должна иметь возможность вырасти до 3 млрд рублей, или 1-3 млрд выручки в год.

Для того, чтобы вырасти до такой выручки, надо занять 10% на рынке в 30 млрд рублей.

Или: 1% на рынке в 300 млрд рублей. Что лучше – больше места для роста.

Времени у инвесторов мало, а тем более у тех, которые в UI – это по большей части действующие предприниматели. Стартапов много. Поэтому проще всего отсекать просто по размеру рынка.

Поэтому вывод: если у вас рынок небольшой, но продажи уже идут – вам нет смысла искать инвестиции, развивайтесь органически, на свои доходы.

Если же у вас потенциальный рост до выручки в миллиарды рублей за 3-5 лет, новый незанятый или сильно растущий рынок, и есть понимание, как вырасти на этом рынке – есть смысл отправить свою презентацию в инвесторам.

Примеры успешных стартапов

А есть ли вообще примеры компаний, которые за 5 лет с нуля выросли до выручки миллиарды рублей? Есть

  • Авито - основано в 2000, в 2005 выручка 30 млн долларов (https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Авито)
  • BestDoctor - основан в 2015, в 2019 выручка 450 млн р (https://ru.wikipedia.org/wiki/BestDoctor), в 2020-21 может быть уже и миллиард
  • Flowwow - основан в 2014, в “2019 планируют выручку 1 млрд” https://www.iidf.ru/media/articles/lifehacks/8-sovetov-osnovatelyam-marketpleysov/
  • OneTwoTrip - основан в 2011, выручка в 2015 "могла составлять от 0.8 до 1.9 млрд"
  • IVI - основан в 2010, в 2015 “выручка превысила 1 млрд рублей” https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56c5928b9a794710c15b0cd9

Что объединяет эти стартапы? Большой рынок, большая цель на старте. Ну и,наверное, хорошая команда. Но, в отличие от команды, рынок можно оценить довольно просто. Например, гуглим про рынок цветов - первая строчка - в 2015 году был $2,6 млрд или 180 млрд рублей (https://www.rbc.ru/business/07/03/2017/58bd68479a7947ffc224a695. Вполне логично, что доля в несколько млрд рублей для кардинально лучшего продукта, чем существующие, достижима.

Действительно ли 1 из 10 умирает?

Я не считал полную статистику, но вот пример набора ФРИИ из 2014 года.

плюс голос - сайт не открывается

appcoins - сайт не открывается

flowwow - успех

funfromme - что-то другое на сайте

goandstudy - сайт не открывается

letmart - вроде жив, но последняя новость на сайте из 2016

moneyhero - сайта не нашлось

sitesecure.ru - жив

антикварус - скорее мертв

vseveda - жив, но сайт страшный

умная заграница - сайт не открывается

сервисфон - жив, но новостей про успех нет

Итого, получается примерно такая картина.ФРИИ вложило 12*2,1 млн=25,2 млн рублей.

Одна из компаний через 5 лет достигла выручки в 1 млрд рублей, допустим что оценка с мультипликатором 3x к выручке составила 3 млрд. При доле ФРИИ в 7% их доля в деньгах составляет 210 000 000 рублей. Что соответствует примерно 40% годовых. Сильно лучше недвижимости и S&P 500!

Всем спасибо за внимание, надеюсь что эта статья поможет вам стартапить более успешно, мне увидеть больше интересных стартапов! (писать мне напрямую не надо, пишите в UI, например).

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

 Федор, на Вашем месте я бы не рассматривал avito, ivi и другие как пример для начинающих инвесторов.
Вы просто берете кейсы уже сложившихся крупных фирм, без изучения их опыта.

Касательно avito, если я правильно помню. Его сделал швед и инвестиции там были очень мощные.
Даже если бы при старте avito Вы бы знали, что этот проект станет успешным, у Вас не было никаких шансов в него инвестировать свои 2-10 млн.

Касательно ivi.
Стоит вспомнить, сколько лет они были убыточными и как в них никто не верил. Там вложено очень много денег.

Касательно того, что загнется 9 из 10.
Стоит выделить некую разбивку и сделать пояснение.
До этапа, когда проект начнет приносить деньги, т.е. пойдут первые продажи, действительно загнется около 90-95%.
Из оставшихся, в течении 5 лет загнется еще около 50%, но это уже не 90%.
А учитывая что денег для инвестиций у Вас не много, то возможности инвестировать в состоявшиеся проекты у вас нет.
Т.е. задача найти проект, который уже начал получать деньги и ему нужны деньги для быстрого роста.
Изучите как делают https://admitadinvest.com/ru
Они очень по умному инвестируют именно по этому принципу и фейлов там не много.

P.S.:
 Еще следует уточнить.
Вы должны понимать что у нас нет рынка.
Наш рынок - это 1.5% мировой экономики.
Поэтому лучше смотреть на проекты, которые делают продукты для глобального рынка, а не для локального.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Михаил, спасибо за содержательный комметарий!
1. Я просто привёл примеры навскидку. Что в принципе рост до выручки 1млрд за 5 лет возможен. Думаю, кроме моих примеров, можно ещё найти.
2. Возможность инвестировать в состоявшиеся проекты есть, минимальный чек в российских VC фондах - 50тыс USD. Ну и биржу никто не отменял :)
3. Про "получать деньги" - мне это не важно, я скорее вложу в быстро растущий freemium, чем в стагнирующий проект с хорошей выручкой
4. АдмитАд - спасибо, посмотрю
5. Рынок у нас есть, 5е место в мире по ВВП по паритету покупательной способности (в долларах нет смысла смотреть, потому что рубль недооценен) https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10718711.
6. Но глобальный рынок, конечно, больше, я не спорю, и не говорю что смотрю проекты только на нашем рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

5. Постараюсь пояснить.
Покупательская способность и объем рынка это несколько разные вещи.
Приведу пример со своим продуктом.
За 4.5 года мой продукт из России купил всего один клиент.
При этом из США 35% клиентов, Европа 20%, Индия - 15%, Канада - 5%.
Если бы я делал продукт для локального рынка, то это полный фейл на старте.

Если Вы делаете какой-то продукт на исключительно локальный рынок - это требует огромных стартовых денег и вы будете ограничены потолком в эти 1.5%. 
Пример одного из лидеров локального рынка.
200к посещений в месяц, а точно такой же иностранный продукт худший по качеству, посещений 14 млн в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Ну ваш рынок в России значит маленький, либо не продаете тут правильно. Но факт в том, что возможности продуктов для внутреннего рынка в России и, скажем, Финляднии - не сравнить.
По поводу огромных стартовых денег - в первой версии одного из агрегаторов доставки это был просто сайтик, и сами основатели бегали в ресторан за едой. Я сам заработал деньги исключительно на российских проектах. Да тот же AdmitAd посмотрите и проекты на нем. В общем не судите по себе, это неправильно.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 Финляндии...
Когда фирма получает регистрацию на Кипре означает ли это что вестись операционная деятельность будет на Кипре?

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда