(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

Чего хочет начинающий инвестор от стартапа

Всем привет, я недавно выступал на эту тему в акселераторе United Investors, и по следам выступления решил написать статью тут, думаю, что она будет полезна стартаперам. Пишу именно как начинающий инвестор, не профессиональный, и стараюсь, чтобы всё было конкретно и понятно стартаперу, без лишней воды. Буду признателен, если покажете, что я где-то не прав.

Тезисы

1) Инвестор – это по сути ваш клиент, который хочет получить от вас определённую услугу, а именно, доходность.

2) Ваши конкуренты – это не только другие стартапы, а и Apple, Tesla, Amazon, Facebook и другие компании и инвестиционные инструменты, в которые инвестируют участники UI. Это и недвижимость в том числе.

3) Чтобы получить инвестиции, вам нужно показать, что инвестор хотя бы в теории может заработать на вас больше, чем на Apple и тд. Хоть, понятно, и с риском.

Выводы:

  • Экономьте время, покажите сколько в % годовых вы планируете принести инвестору
  • Цель вашей презентации – доказать, что такая доходность в принципе возможна на вашем рынке с вашей командой

Конкретика про цифры

Типичный раунд в UI – это около 10 млн рублей, и несколько участников – 3-5.

Типичный инвестор хочет участвовать в нескольких стартапах, чтобы снизить риски.

И если человек вкладывает по 2 млн в 10 стартапов, то чтобы через 5 лет выйти в 0, если 9 умрут, то один должен вырасти в 10 раз. А чтобы получить доход, оправдывающий риск - в 50-100 раз.

То есть ваш проект должен окупить не только себя, но и тех 9 других, в которые мы неудачно вложились.

При оценке в 30 млн рублей (оценка ФРИИ на стадии, когда есть MVP и продажи) компания должна иметь возможность вырасти до 3 млрд рублей, или 1-3 млрд выручки в год.

Для того, чтобы вырасти до такой выручки, надо занять 10% на рынке в 30 млрд рублей.

Или: 1% на рынке в 300 млрд рублей. Что лучше – больше места для роста.

Времени у инвесторов мало, а тем более у тех, которые в UI – это по большей части действующие предприниматели. Стартапов много. Поэтому проще всего отсекать просто по размеру рынка.

Поэтому вывод: если у вас рынок небольшой, но продажи уже идут – вам нет смысла искать инвестиции, развивайтесь органически, на свои доходы.

Если же у вас потенциальный рост до выручки в миллиарды рублей за 3-5 лет, новый незанятый или сильно растущий рынок, и есть понимание, как вырасти на этом рынке – есть смысл отправить свою презентацию в инвесторам.

Примеры успешных стартапов

А есть ли вообще примеры компаний, которые за 5 лет с нуля выросли до выручки миллиарды рублей? Есть

  • Авито - основано в 2000, в 2005 выручка 30 млн долларов (https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Авито)
  • BestDoctor - основан в 2015, в 2019 выручка 450 млн р (https://ru.wikipedia.org/wiki/BestDoctor), в 2020-21 может быть уже и миллиард
  • Flowwow - основан в 2014, в “2019 планируют выручку 1 млрд” https://www.iidf.ru/media/articles/lifehacks/8-sovetov-osnovatelyam-marketpleysov/
  • OneTwoTrip - основан в 2011, выручка в 2015 "могла составлять от 0.8 до 1.9 млрд"
  • IVI - основан в 2010, в 2015 “выручка превысила 1 млрд рублей” https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56c5928b9a794710c15b0cd9

Что объединяет эти стартапы? Большой рынок, большая цель на старте. Ну и,наверное, хорошая команда. Но, в отличие от команды, рынок можно оценить довольно просто. Например, гуглим про рынок цветов - первая строчка - в 2015 году был $2,6 млрд или 180 млрд рублей (https://www.rbc.ru/business/07/03/2017/58bd68479a7947ffc224a695. Вполне логично, что доля в несколько млрд рублей для кардинально лучшего продукта, чем существующие, достижима.

Действительно ли 1 из 10 умирает?

Я не считал полную статистику, но вот пример набора ФРИИ из 2014 года.

плюс голос - сайт не открывается

appcoins - сайт не открывается

flowwow - успех

funfromme - что-то другое на сайте

goandstudy - сайт не открывается

letmart - вроде жив, но последняя новость на сайте из 2016

moneyhero - сайта не нашлось

sitesecure.ru - жив

антикварус - скорее мертв

vseveda - жив, но сайт страшный

умная заграница - сайт не открывается

сервисфон - жив, но новостей про успех нет

Итого, получается примерно такая картина.ФРИИ вложило 12*2,1 млн=25,2 млн рублей.

Одна из компаний через 5 лет достигла выручки в 1 млрд рублей, допустим что оценка с мультипликатором 3x к выручке составила 3 млрд. При доле ФРИИ в 7% их доля в деньгах составляет 210 000 000 рублей. Что соответствует примерно 40% годовых. Сильно лучше недвижимости и S&P 500!

Всем спасибо за внимание, надеюсь что эта статья поможет вам стартапить более успешно, мне увидеть больше интересных стартапов! (писать мне напрямую не надо, пишите в UI, например).

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Safronov

Какой-то наивный взгляд на венчур в России, прям будто Морейниса послушал сейчас.

Где Вы собираетесь найти рынок в 30 млрд. рублей в России? Таких рынков не так много, и все они уже заняты сильными лидерами с кучей кэша на балансе.

А если Вы про российские стартапы нацеленные на зарубежные рынки, то тут только полный идиот будет пускать инвестора без умных денег за 10-20% компании с чеком в 10 млн. рублей. Это вообще ни о чем, расходы на 3-4 программистов за год.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Ну смотрите выше, рынок цветов, 180 млрд рублей (FlowWow). Рынок ДМС - тоже 180 млрд (BestDoctor). Рынок кино - 47 млрд. На нём работает такой стартап, как Киноход. Не знаю, правда, как у них дела. Рынок подержанных автомобилей (CarPrice). Рынок труда (HeadHunter). Рынок недвижимости (есть несколько стартапов в воронке UI, и есть абсолютно пустные ниши). Рынок общепита, на котором появились Delivery Club и Яндекс Еда. Всё это большие рынки.
По поводу зарубежных рынков и оценок - это же зависит от того, что вы предлагаете. Можете предлагать 1% за 10 млр рублей. И кроме меня есть куча других людей.
Расходы на 3-4 программистов за год - непонятно, при чем тут это. Лучше вложить деньги в исследование спроса, под хорошее исследование деньги получить проще, чем под 3-4 программистов.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Safronov

Вложили кэш в исследование спроса. Исследовали. Во время исследования весь кэш сожгли. Дальше что?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Привлекать инвестиции, кэп

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Safronov

Вы такой наивный. Если на каждую фигню проводить новый раунд, то доля фаундеров очень быстро размоется и они просто свалят, оставив в роле фаундеров инвесторов.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда