{"id":4859,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0432: vc.ru \u0432 \u0432\u0430\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=4859&url=https:\/\/vc.ru\/special\/bettervc&hash=06e04557a2c39e6c33fa846ba405896b7fed5804f421a1db543b59166c87d7da","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как построить финансовую модель вашего стартапа за 40 минут

Бесплатный авторский шаблон и пошаговая инструкция для создания финансовой модели.

Меня зовут Данила Тривайло, и сегодня я хотел поделиться с вами шаблоном для расчета финансовой модели вашего бизнеса.

Предисловие

Мой первый бизнес-опыт случился, когда я был в пятом классе. Мы сидели в рекреации школы вместе со школьным другом Женьком. Он занимался хоккеем и ездил три раза в неделю на тренировки.

Рядом со спортивной базой был небольшой рынок, на котором Жека нашел палатку с очень правдоподобными игрушками-муляжами животных. Игрушки, сделанные из каучука, были очень похожи на настоящих животных и насекомых. В ассортименте были ящерки, мыши, пауки, тараканы и прочие представители фауны.

В тот день Женя решил купить себе муляж крысы. И надо сказать, это был один из самых веселых дней за тот год. Как же орали девчонки! Веселились мы славно и после того, как нас отчитал завуч, мы сидели с ним и обсуждали, что можно тут придумать.

— Слушай, Жека, а давай будем продавать их?

— Думаешь, они кому-то нужны?

— Ну давай попробуем!

Так и решили. Свободных денег у меня на тот момент не было, а у Женька были накопления около 3000 рублей. Игрушки стоили в среднем рублей 250. Решили просто умножать на два и продавать за 500. Деньги договорились делить пополам.

В первый закуп удалось купить десять игрушек — такой мини-зоопарк. И каково было наше удивление, когда на следующий день до обеда все игрушки были проданы! Ажиотаж был нереальный — по всей школе на переменах раздавали дикие крики.

Примерно так выглядел наш товар

Мы естественно повторили закупку — результат был аналогичный, все разобрали молниеносно. Третья закупка — и опять все разлетелось на «ура». Всем очень нравился наш товар.

А как я был рад! По итогам недели мы наторговали на 18 тысяч рублей. Как и договаривались, половина была моя. Я забрал 9000 и ушел на выходные довольный, как слон. Каким же богачом я ощущал себя тогда! Зашел в продуктовый магазин и понял, что я вообще могу купить себе все что угодно — любые чипсы, мороженое, могу даже три штуки взять :)

На следующей неделе мы встретились с Жекой перед уроками. Но он, надо сказать, как-то не был так весел, как я. Говорит, что не очень понимает — вроде столько продали всего, а у него денег не прибавляется… Мы начали мозговать, в чем может быть проблема.

В итоге все встало на свои места. Женя дал оборотные 3000 рублей, мы продали первую партию и заработали 6000 рублей. Половину, то есть всю нашу прибыль, забрал я. А у него на руках итого осталось столько, сколько и было в начале:) И так три раза. Втянул его, ни копейки не вложил, никаких рисков не нес, всю прибыль забрал. Красавец:))

Само собой, я вернул ему все, что полагалось. Дальше начались не лучшие времена для нашего бизнеса: нас мощно прижала администрация школы, на рынке мы выбрали почти весь товар, да и спрос начал утихать. В общем, во что-то большое этот бизнес не вылился.

Это был мой первый и последний раз, когда непонимание финансов принесло мне положительный результат. Все мои последующие проекты, которые я запускал без должной финансовой аналитики, заканчивались куда печальней.

Суть файла

Для меня стало базовой привычкой пропускать все идеи через анализ финансов на самом старте. И недавно я подумал, что было бы здорово сделать такой шаблон, который можно легко использовать для большинства проектов, при этом, не имея большого опыта в финансах.

Считаю, что мой файл будет полезен тем, кто:

  • Готовится запускать какой-то бизнес или проект.
  • Хочет создать новое направление внутри текущего бизнеса.
  • Уже запустил работающий бизнес, но по какой-то причине, не считал экономику проекта.
  • Не планирует запускать бизнес, но думает в этом направлении.

Как устроен файл

Задача этого документа — получить ответ, сходится ли экономика Вашего проекта. Если сходится, то какие целевые значения нужно достичь.

Если модель не сходится даже на бумаге — стоит задуматься над этим уже сейчас. Случаев, когда в расчетах все плохо, а в жизни все супер, я практически не встречал. Наоборот — постоянно:)

Не стоит воспринимать этот документ как фундаментальный финансовый анализ. Это упрощенный вариант аналитики, который позволит получить ответы на базовые вопросы.

Теперь по сути:

  • Файл залит на «Google диск». Мою версию нельзя редактировать — поэтому скачивайте ее себе на диск и там уже делайте, что хотите, под свои цели.
  • В файле четыре вкладки. Вкладка № 1 — это финансовая модель. По сути это фотоснимок вашего бизнеса в статике. Задача этой вкладки — понять, как должен выглядеть ваш проект в итоге с точки зрения финансов. Для удобства я завел туда реальные показатели одного из своих недавних проектов как пример.
  • Вкладка № 2 — это финансовый календарь. После того, как вы поймете ключевые показатели, считая финансовую модель (вкладка 1), вы можете посмотреть, что будет происходить с вашим проектом не в статике, а в динамике.
  • Вкладки № 3 и № 4 дублируют вкладку № 1 и № 2. Это рыба — пустые шаблоны. То есть вкладки №1–2 нужны для понимания, как заполнять документ, №3–4 подходят для просчета ваших проектов.
  • Файл рассчитан на анализ большинства бизнес-моделей. В ряде случаев придется немного поправить документ, но для подавляющего большинства бизнес-моделей его будет достаточно.
  • Файл содержит два сценария для расчета двух самых популярных форм бизнеса: штабной и сетевой формы. Если у вас штабной бизнес, когда есть некое ядро (интернет-магазин, производство) — можете сразу использовать документ, ничего дополнительного делать не нужно. Если у Вас сетевой бизнес, когда система строится на бизнес-единицах (юниты), а все юниты объединяет некий управляющий центр, нужно в Фильтре в ячейке «Юнит модель» открыть поля с пометкой «U». Тогда у Вас откроются дополнительные строки с параметрами, которые нужны для сетевых форм бизнеса.

В файле есть ячейки, которые залиты серым цветом — их не нужно трогать, так как туда забиты формулы. Если будете что-то менять, то делайте аккуратно, чтобы формулы не слетели.

Принципы заполнения

  1. Начните с того, что определите, какая форму бизнеса у вас планируется. Если, например, вы хотите открывать салоны красоты — это сетевой бизнес. Если в планах делать только один салон — можно считать, что это штабная форма.
  2. Я бы советовал просто идти по порядку и заполнять пустые ячейки. Заполнять все ячейки не обязательно.
  3. Сначала пройдите вкладку «Финансовая модель». Ваша цель — понять, при каких показателях экономика бизнеса будет сходится.
  4. Наверно, первая задача первой вкладки — понять, при каких показателях вы достигнете точки безубыточности. Как правило, все крутится вокруг следующих параметров: количество продаж, средний чек, средняя наценка. Второй вопрос — насколько реально будет достичь полученных показателей в жизни.
  5. В разделе «Оценка рынка» я заполняю показатели в количестве человек. С точки зрения корректности показателей, TAM, SAM и SOM считается в деньгах, то есть количество пользователей умножается на средний чек. В данной таблице предлагаю считать емкость рынка в количестве пользователей или клиентов, а средний чек учитывать отдельно.
  6. Если вам не хватает строк в таблице, лучше сгруппировать параметры. Особенно это касается расходной части. Допустим, вы делаете просчет ресторана. Вы можете на отдельной вкладке выписать все компоненты кухни и их стоимость, а в финмодель в разделе расходов объединить все компоненты под пунктом «Оборудование для кухни».
  7. Чтобы получить максимально достоверные цифры — лучше всего обратиться к практикам. Найдите тех, у кого есть опыт в аналогичном бизнесе в схожей нише и покажите им вашу модель. Такие люди смогут быстро стряхнуть с нее налет неадекватности.
  8. Самый точный способ получить достоверную информацию — это практика и создание MVP. К примеру, очень сложный вопрос на старте — понять, каким будет спрос. Часто достаточно сделать лендинг с продуктом, как будто он у вас есть, запустить рекламу и увидеть, насколько ваш продукт интересен людям. По моей практике, на этом этапе отсеивается 90% идей.
  9. Разделяйте понятия дивидендов и зарплаты для себя. Если вы участвуете в запуске бизнеса и выполняете какие-то функции, у вас должна быть зарплата и ее нужно закладывать в финансовую модель. Такой подход подразумевает, что в любой момент вы можете выйти из операционной деятельности и вашу позицию займет другой человек.
  10. Один из ключевых показателей при запуске проекта — стоимость привлечения клиента. Проще говоря, это ответ на вопрос, сколько денег нужно потратить, чтобы один человек в результате совершил покупку. В угоду универсальности в этом шаблоне нет данного параметра. Но я очень советую посчитать этот показатель отдельно. Думаю, это топ-5 причин, почему у проектов не сходится экономика.
  11. Расходную часть почти любого проекта можно найти в интернете. Сейчас есть очень много детальных разборов типовых бизнесов. Еще полезный инструмент: запросить презентацию франшизы. Так, если вы хотите открыть барбершоп, запросите три-четыре файла от разных франшиз и вы получите понимание, сколько будет стоить открытие и каких расходов ожидать.
  12. Часто в финансовых планах возлагают большие надежды на показатель retention — повторные продажи. Я бы минимально рассчитывал на retention при построении финансовой модели. Пусть это будет вашим бонусом и лучше постарайтесь свести экономику без расчета на повторные продажи.

Сам документ можно скачать по этой ссылке.

Буду очень рад, если в итоге, этот документ поможет кому-то запустить проект, избежать ошибок или получить понимание, что происходит с их бизнесом в данный момент: ) Особенно буду рад, если файл поможет тем, кто вынужден начинать заново после пандемии. Не расстраивайтесь и не вешайте нос — у вас есть шанс сделать все еще лучше :)

Для удобства на первой и второй вкладке с примером расчетов я добавил комментарии в некоторые ячейки с названием параметров (у таких ячеек черный уголок) — комментарий появляется при наведении на название параметра.

Еще есть к вам вопрос: раздумываю над темой для следующей статьи. Что было бы вам интересней всего?
Как найти в себе силы после череды неудач двигаться дальше?
Чек-лист по контекстной рекламе. Как контролировать подрядчиков и избежать обмана?
Кейсы. Рассказ, как я недавно тестировал нишу вендинговых аппаратов здорового перекуса и к каким результатам пришел.
Другое (напишите в комментариях)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Другие статьи автора:

Данила Тривайло
{ "author_name": "Данила Тривайло", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u0431\u043b\u0438\u0446\u044b","\u0440\u0430\u0441\u0447\u0435\u0442"], "comments": 18, "likes": 40, "favorites": 516, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 137270, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Jun 2020 00:10:00 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Доброго дня! Спасибо за статью! Буду пробовать использовать ваши наработки.
На будущее - всё же хотелось бы посчитать стоимость привлечения клиента. Это и комментарий к данному материалу и пожелание на счёт темы следующей статьи!

Ответить
0

Алексей, добрый вечер! По стоимости привлечения клиента - это, в принципе не сложно делается. Просто метод разнится от вида бизнеса. Если онлайн - то суммируете все расходы на рекламу и делите на количество продаж. В будущем количество продаж надо скорректировать на повторных клиентов. 

Ответить
0

Хорошее дело делаете, Данила 😊

Ответить
1

Александра, спасибо, надеюсь пригодится💪

Ответить
0

Спасибо, всегда может пригодится.

Ответить
0

И ещё, откуда берётся процент SAM и SOM? Спасибо!

Ответить
0

Эти цифры на этапе расчетов можно брать из аналогичных кейсов. Так, например, есть средние по рынку значения конверсии и ctr для интернет-проектов. Но идеальный вариант - это создание MVP.  Тогда сможете точно понять, как это работает. 

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

Данила, добрый день ! Спасибо за статью. Сейчас пытаюсь в вашем шаблоне ввести свои данные, но он доступен только для просмотра. Вроде отправил вам запрос на доступ. Все правильно сделал ? 

Ответить
0

Саид, добрый день! Не совсем, мой закрыт для редактирования - Вам нужно сделать копию себе, вот ее уже можете редактировать🙂

Ответить
0

Спасибо, разобрался 

Ответить
0

Спасибо за шаблон. В 4й вкладке нужно проставить в "количестве юнитов" единицу, иначе формула выручки не работает.

Ответить
0

Добрый день! Поправил, спасибо)

Ответить
0

Приветствую, статья топ, шаблон ещё лучше, НО непонятно из каких ячеек идёт подстановка в формулы. Какие то ячейки просто скрыты, например: 19,20,21,24,25. А формула берёт значение из ячейки 23, и как понять что там за значение вообще? Буду благодарен за ответ.

Ответить
0

Сергей, приветствую! Спасибо за фитбэк) По поводу таблицы не очень понял - какая именно ячейка не подтягивается? 
Я посмотрел - если речь про C27 - она забирает данные с C23(выручка с 1 юнита) и C20(количество юнитов)

Ответить
0

Прям классно. Спасибо. Жаль я только-только начинаю поиск заказов на фрилансе с сайтом. Пока делаю себе сайт. А для дизайнера будет полезно как появится хоть какая-то конверсия? 

Документ сохранил до лучших времён) И когда появится конверсия с сайта. 

Ответить
Читать все 18 комментариев
Исследование рынка PR 2021: больше новых инструментов, усиление и расширение влияния и значимости функции

Агентство Buman Media совместно с hh.ru провели исследование российского рынка коммуникаций. В нем приняли участие более 100 директоров и руководителей направлений по корпоративным коммуникациям, работающих в различных отраслях. Сегодня, в День PR-специалиста, мы подводим итоги года в коммуникационной отрасли.

Экономика ТикТок: считаем расходы и доходы популярного тиктокера

Почему тиктокеры так много зарабатывают? Как стать популярным? Сколько нужно вложить в свой проект, и сколько он может принести? Наши американские коллеги расспросили обо этом популярного тиктокера Snarky Marky, который недавно преодолел отметку в 4 млн. подписчиков.

S7 объявила о запуске собственного лоукостера в России в 2022 году Статьи редакции

Название и бренд объявят отдельно.

Yota запускает проект Yota Гуру в постоянную работу

Yota завершила пилот проекта Yota Гуру и запускает его в постоянную работу. Yota Гуру – проект, который дает возможность опытным клиентам мобильного оператора получать вознаграждение за консультации по продуктам мобильного оператора.

Как моё сообщество заработало 1,7 млн рублей на VK Donut

Больше шести лет назад Феликс Зинатуллин основал сервис таргетированной рекламы Церебро Таргет и запустил его сообщество ВКонтакте. Теперь там больше 200 тысяч маркетологов и предпринимателей. За год на донатах через VK Donut паблик заработал 1,7 млн рублей. Вот как это вышло.

Феликс Зинатуллин
Никакой курс не сделает из вас программиста без самообразования. Обманчивые офферы, и как правильно учиться

Обучение по принципу «смотри сюда и повторяй за мной» заканчивается со школьным выпускным. Дальнейшее образование – в любой форме, будь то вуз, обучающий курс или менторство – подразумевает по большей части самостоятельное освоение материала.

Отчёт «Яндекса» за квартал: нерекламные сервисы второй квартал приносят больше половины выручки Статьи редакции

Компания опубликовала финансовые результаты за второй квартал 2021 года.

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

IТ в логистике. Какую проблему могут решить современные сервисы

Почему в сегменте грузовых железнодорожных перевозок не хватает цифровых продуктов, которые могут сделать сложный логистический процесс наглядным и доступным для клиентов? Руководитель направления логистических проектов ПГК и участник команды разработчиков приложения «Мобильный репортер» Ольга Умнова на примере нашего сервиса по контролю качества…

GitHub создал фонд в $1 млн для поддержки разработчиков в борьбе с жалобами на нарушение авторских прав Статьи редакции

Теперь вместе с жалобой на авторский контент по DMCA компания будет отправлять предложение о бесплатной юридической помощи.

Delivery Club и «Яндекс.Еда» стали терять популярность в Москве, и растёт доля заказов из ресторанов — исследование Статьи редакции

Собственная доставка приоритетнее, так как с ней можно расширить ассортимент и больше заработать, рассказали рестораторы.

null