Вы случайно не PHP Middle?
Финансы
Делобанк
418

Как открыть ИП и спокойно работать

Требования к индивидуальным предпринимателям лояльнее, чем к юрлицам. Штрафы для ИП меньше, чем штрафы для ООО. Формат ИП особенно удобен тому, кто только начинает своё дело. Пошаговая инструкция в конце статьи.

В закладки

Процедура создания ИП несложная. Мы подготовили инструкцию, как самостоятельно открыть ИП и что сделать сразу после открытия, чтобы потом спокойно работать.

Выбрать коды ОКВЭД

Человек, планирующий открывать ИП, уже имеет представление о том, чем будет заниматься. Теперь надо правильно выбрать основной и дополнительные коды деятельности по ОКВЭД, чтобы в дальнейшем избежать штрафов и лишних расходов.

ОКВЭД — это классификатор видов предпринимательской деятельности, в котором каждому виду деятельности соответствует свой числовой код. С помощью кодов государство понимает, чем занимается тот или иной предприниматель. Вот несколько советов по выбору кодов:

Совет 1. В качестве основного кода предпринимательской деятельности выбирайте ту деятельность, от которой планируете получать больше всего доходов. Если проверяющие органы узнают, что основная деятельность предприятия ведётся не по основному выбранному коду, бизнесмену грозит штраф по ст. 14.25 КоАП от 5000 рублей.

А проверить очень легко: узнать, по каким направлениям деятельности предприниматель заключает сделки. И если сделки не соответствуют выбранным видам деятельности, возможен штраф. Плюс к тому, могут возникнуть сомнения в благонадежности ИП, а это дополнительные проверки налоговиков, контагентов и банка, который обслуживает расчётный счёт ИП.

Совет 2. По основному коду определяется опасность работы, следовательно, рассчитывается размер страховых взносов на травматизм. И чем опаснее деятельность, тем больше взносов придётся платить за сотрудников.

Совет 3. По правилу — основной код один, а дополнительных может быть сколько угодно. Но это не означает, что нужно вписать в заявление как можно больше дополнительных кодов. От выбранных кодов зависит возможность использования специальных налоговых режимов: может случиться, что предприниматель указал больше кодов «на всякий случай», но из-за этих кодов он не сможет перейти на более выгодные режимы — патент или вменёнку. Или другая история, когда добавил побольше кодов, но оказалось, что по одному из видов деятельности требуется лицензия. А на деле бизнесмен этой деятельностью даже не занимается.

Чтобы не создавать себе лишних проблем, укажите только ту деятельность, которой реально планируете заниматься. И обязательно проверьте, разрешено ли на ней использовать льготный налоговый режим и не нужна ли лицензия.

Важно. Коды выбирайте по новому ОКВЭД-2, иначе заявление не примут. На третьей странице заявления о регистрации в качестве ИП (о нём далее) нужно указать один основной код и несколько дополнительных, состоящих из не менее чем четырёх цифр. Если после создания ИП решите заняться новыми видами деятельности, нужно будет заполнить форму P24001, вписав в неё новые коды, и подать в налоговую.

Выбрать налоговый режим для будущего предприятия

От налогового режима зависит сумма налогов, подлежащая к уплате, а также количество налоговой отчётности. Индивидуальный предприниматель может выбрать один из шести налоговых режимов. Коротко расскажем о преимуществах и недостатках каждого:

ОСНО

Общая система налогообложения обязывает уплачивать 13% НДФЛ, налог на имущество, а также до 20% НДС. Это самая сложная в использовании система, поскольку требуется не только платить огромные налоги, но и по каждому налогу отдельно отчитываться. Поэтому без опытного бухгалтера, а лучше штата бухгалтеров, либо же бухгалтерии на аутсорсинге не обойтись.

ОСНО подойдёт, если предприниматель сотрудничает с крупными фирмами, принимающими к вычету НДС, а также не хочет быть ограничен по размеру дохода и численности сотрудников. Начинающим бизнесменам лучше выбрать налоговый режим попроще, освобождающий от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС. А на общую систему перейти в будущем, если возникнет такая необходимость.

УСН

Упрощёнка — самый часто используемый налоговый режим. Это минимум отчётности — декларация раз в год, и лояльные налоговые ставки — либо 6% от доходов, либо 15% от «доходы минус расходы» (в регионах возможна ставка меньше 15%).

УСН «доходы» подойдет тем ИП, у которых небольшие расходы, например риэлторам.

УСН «доходы минус расходы» будет выгодна предпринимателям с большими расходами, например, занятым в торговле или сфере обслуживания — кафе, ресторанам.

ЕСХН

Если предприниматель получает более 70% дохода от сельскохозяйственной деятельности, разумно выбрать единый сельхозналог. Налоговая ставка по нему составляет 6% от «доходы минус расходы» (в субъектах ставка может быть снижена до 0), декларацию нужно подавать раз в год.

ЕНВД

Предприниматели, перешедшие на вменёнку, платят налог не с реального дохода, а с «вменённего» государством. И это очень выгодно, потому что на деле этот «вменённый» доход оказывается гораздо ниже реального. Единый налог на вменённый доход могут использовать ИП, оказывающие бытовые услуги, услуги по перевозке, занимающиеся торговлей в розницу. Однако с 2021 года ЕНВД скорее всего отменят и придётся переходить на другой налоговый режим.

Патент

Патентная система налогообложения доступна только индивидуальным предпринимателям. При этом ИП не платит налог, а как бы покупает у государства право заниматься предпринимательской деятельностью.

Купить патент можно, если ремонтировать обувь, оказывать парикмахерские услуги, стеклить балконы и производить другие виды деятельности, перечисленные в ст. 346.43 НК. В этой же статье названы условия, при которых разрешено использование патента, например, не более 15 сотрудников в штате. Воспользуйтесь сервисом расчёта патента на сайте ФНС, чтобы узнать стоимость патента по выбранному виду деятельности.

Налог на профессиональный доход

Плательщики НПД уплачивают только 4% с дохода при работе с физлицами и 6% с дохода при работе с юрлицами. Они освобождаются от прочих налогов, отчётности и уплаты страховых взносов. Индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, также может стать самозанятым. Подробно о режиме самозанятости для ИП мы писали в статье «Стать самозанятым и сохранить ИП».

Уведомление о переходе на льготный налоговый режим лучше подавать сразу с заявлением на открытие ИП. Если не подали сразу, даётся ещё 30 дней на выбор системы налогообложения, иначе налоговая автоматически присвоит ОСНО.

Кстати, с 1 января 2020 года предпринимателям, торгующим обувью, лекарствами и меховыми изделиями, запрещено использовать ЕНВД или патент. Таким ИП лучше перейти на упрощёнку.

Важно. Впервые зарегистрированные ИП, использующие упрощёнку или патент, могут рассчитывать на кредитные каникулы. Но нулевая ставка по налогу действует не во всех регионах и не по всем видам деятельности. Поэтому лучше уточнить в своей ИФНС о возможности использования кредитных каникул.

Подать документы на открытие в налоговую

Чтобы индивидуальное предприятие начало существовать юридически, его следует зарегистрировать в ФНС. Для этого необходимы следующие документы:

  • Заявление P21001 о регистрации физлица в качестве ИП. В заявлении нужно указать ФИО, дату и место рождения, сведения о гражданстве, паспортные данные, адрес, коды по ОКВЭД, телефон, адрес электронки и поставить подпись. Бумажное заявление должно быть заполнено печатными буквами.
  • Копия паспорта.
  • Копия ИНН.
  • Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. Пошлину необходимо оплатить, если планируете подавать в налоговую бумажные документы лично или через доверителя. Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте ФНС, оплатить там же, либо распечатать бумажную квитанцию. Подавая документы онлайн на сайте ФНС, на Госуслугах, через МФЦ или нотариуса, пошлину не надо платить.

Способов подачи документов несколько, выбирайте подходящий:

  • Лично в налоговую. Документы следует подавать в налоговую по месту жительства физлица. Воспользуйтесь сервисом определения реквизитов ИФНС, чтобы не ошибиться. Личный визит защитит от возможных ошибок в заявлении, поскольку инспектор на месте проверит правильность заполнения.
  • По доверенности. В этом случае необходимо обратиться к нотариусу, чтобы он заверил подпись на заявлении, копии паспорта и ИНН, а также составил доверенность на представителя.
  • Через сайт ФНС или Госуслуги. Если обладаете квалифицированной электронной подписью, подавайте документы на сайте ФНС или на Госуслугах через личный кабинет. Это самый быстрый и бесплатный способ.
  • Через МФЦ. Зачастую удобнее идти с документами в МФЦ, нежели в налоговую. Тем более, что теперь при обращении через МФЦ регистрируют в три рабочих дня, как и при обращении в ИФНС. Но заранее узнайте, оказывает ли выбранный многофункциональный центр такую услугу через справочную.

Согласно ст. 22.1 ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП», регистрация проходит в три рабочих дня со дня подачи документов. Подтверждение регистрации ИП — лист записи из ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт.

Вот лист записи Единого госреестра индивидуальных предпринимателей.

Документы о регистрации поступят на указанную в заявлении электронную почту, поэтому важно правильно её указать.

Установить кассу, если она необходима открытому ИП

От использования онлайн-касс в 2020 году освобождены определенные категории предпринимателей, например, торгующие в киосках мороженым или разливными безалкогольными напитками, занимающиеся ремонтом обуви, изготовлением металлической галантереи и т.д. Полный перечень освобождённых категорий указан в ст. 2 ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчётов в РФ».

Также до 1 июля 2021 года онлайн-кассы могут не применять ИП без наёмного персонала, оказывающие услуги или работы, и торгующие товарами собственного производства.

Если ИП не попадает под освобождение от использования кассы или не имеет права на отсрочку, онлайн-кассу необходимо установить. Для этого потребуется купить саму кассу и фискальный накопитель — специальный чип, на котором будет храниться информация о совершенных операциях. Также потребуется заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), который будет передавать данные в налоговую. Кассовый аппарат необходимо зарегистрировать в налоговой, подав заявление через личный кабинет ИП на сайте ФНС.

Подключить онлайн-кассу можно в Делобанке: специалисты бесплатно доставят и подключат кассу, научат пользоваться, зарегистрируют онлайн–кассу в ФНС и заключат договор с ОФД. Предложение действует в городах, где есть офисы Делобанка — это большинство городов с населением от 500 тыс. человек. Заказать кассу можно по телефону 8 800 5000 700 или на странице «Онлайн-касса» на сайте банка.

Встать на учёт во внебюджетные фонды и получить коды статистики

Поскольку индивидуальный предприниматель обязан платить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование за себя, он должен встать на учёт в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медстрахования.

Самостоятельно подавать документы не нужно. Согласно ст. 11 ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП», налоговики в один рабочий день после регистрации предприятия сами передадут сведения о новом ИП во внебюджетные фонды. В три рабочих дня ПФР поставит бизнесмена на учёт. Затем Пенсионный фонд направит информацию об ИП в отделение ФОМС и вышлет на электронную почту уведомление о регистрации.

Становиться на учёт в Фонд социального страхования ИП, не имеющий наёмных сотрудников, не обязан. Можно встать на учёт, если хотите добровольно отчислять за себя страховые взносы на случай нетрудоспособности и материнства.

Но как только заключён первый трудовой или гражданско-правовой договор с сотрудником, предприниматель должен в 30 дней встать на учёт в Фонд соцстрахования в качестве работодателя. Для этого необходимо подать в отделение ФСС паспорт, выписку из ЕГРИП, ИНН, трудовой договор или трудовую книжку работника и заявление.

В три рабочих дня ФСС поставит предпринимателя на учёт и направит на электронную почту уведомление.

Ещё ИП понадобятся коды статистики для заполнения бухгалтерской и налоговой отчётности. Проще всего получить их с помощью сервиса Росстата, указав ИНН или ОГРНИП.

Получить лицензии, разрешения, чтобы законно заниматься предпринимательством

Если предприниматель занимается пассажироперевозками, фармацевтикой и другими видами деятельности, перечисленными в ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ему необходимо получить лицензию. Процедура получения, а также требования к документам перечислены в ст. 13 этого же закона.

Для ИП, занимающихся бытовыми или гостиничными услугами, предусмотрена обязанность уведомить госорганы о начале работы. Перечень других работ и услуг, при которых нужно уведомлять госорганы, приведён в Постановлении Правительства №584.

Уведомление о начале предпринимательства можно подать непосредственно в проверяющий орган, например, Роспотребнадзор, или через МФЦ.

Открыть расчётный счёт для удобства расчётов с партнерами, внебюджетными фондами и сотрудниками

Расчётный счёт для ИП — право, а не обязанность. Предприниматель может рассчитываться наличными, но только если сумма в рамках одного договора не превышает 100 тыс. руб. На практике без расчётного счёта не обойтись по нескольким причинам:

  • По длящимся договорам, например, аренды оплата точно превысит 100 тыс. руб., значит нельзя будет расплачиваться наличными через какой-то срок.
  • Если контрагент переведёт деньги не на расчётный счёт ИП, а на обычный счёт физлица налоговая может расценить такой перевод как доход и потребовать от контрагента уплаты НДФЛ.
  • С расчётного счёта удобнее оплачивать страховые взносы и налоги. Туда же поступит излишне уплаченная сумма налога в случае ошибки.

Чтобы открыть расчётный счёт, нужно выбрать банк и подать заявление. Банки стараются всячески облегчить предпринимателю жизнь и предлагают множество сервисов: ведут бухгалтерию, предоставляют юридические консультации, назначают персональных менеджеров.

Когда будете выбирать, где открывать счёт, обратите внимание на «Делобанк»: эта ссылка для открытия счёта даёт скидку на годовое обслуживание и три месяца бесплатной бухгалтерии.

Заказать печать

ИП обязан использовать печать, если оформляет трудовые договоры, товарные чеки или накладные, собирается подавать заявку на участие в госзаказах. В остальных случаях печать не обязательна. Но её отсутствие всегда вызывает подозрения со стороны контрагентов. Лучше обзавестись печатью сразу после открытия ИП, чтобы все подписанные предпринимателем документы были единообразны.

Для заказа печати необходимо обратиться в сервис по их изготовлению с паспортом и заявлением. Также понадобится ИНН и ОГРНИП, так как эти реквизиты будут стоять на самой печати. Дизайн печати ничем не ограничен — печать будет выглядеть так, как вы захотите (в сервисе по изготовлению печатей вам наверняка предложат два—три варианта).

Это всё, что нужно сделать, чтобы открыть ИП и начать зарабатывать.

Чек-лист, как самостоятельно открыть ИП

  • Заранее выберите основной код и несколько дополнительных по ОКВЭД-2. Основной код — главная деятельность, приносящая самую большую прибыль. Дополнительные коды — вспомогательная деятельность, которой реально планируете заниматься.
  • Определитесь с налоговым режимом. Начинающим ИП подойдёт УСН или спецрежимы — ЕНВД и патент, если направление предпринимательства позволяет их использовать. ИП без сотрудников могут стать самозанятыми и платить только налог с дохода без какой-либо отчётности.
  • Подайте документы на открытие лично в налоговую инспекцию или онлайн через Госуслуги, МФЦ, на сайте ФНС.
  • Получите лист записи из ЕГРИП.
  • Установите онлайн-кассу, если выбранный вид деятельности не предусматривает освобождение от её использования.
  • Получите коды статистики через сервис Росстата, встаньте на учёт в ФСС, если нанимаете работников, закажите печать.
  • Получите лицензии и разрешения, если они необходимы открытому ИП по виду деятельности.
  • Откройте расчётный счёт, чтобы беспрепятственно перечислять и получать деньги.
Онлайн-банк для предпринимателей. Куайринг и эквайринг. Удалённая бухгалтерия и юр.поддержка. РКО и кредитование. ВЭД.
{ "author_name": "Делобанк", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u043f"], "comments": 8, "likes": 0, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 139764, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 06 Jul 2020 12:21:03 +0300", "is_special": false }
Офис
Сколько стоит «безопасный» офис?
Во сколько компании численностью 200 человек обходится выполнение санитарных требований и почему организации не спешат…
Объявление на vc.ru
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

А не проще как самозанятый зарегистрироваться? Для начала бизнеса, по мне, самое то. А потом уже на ООО переходить, минуя ИП.

Ответить
1

Если не уверены в стабильности заработка — проще, конечно, оформить самозанятость.

Насчёт того, чтобы переходить с самозанятого сразу на ООО — спорный момент. Иногда, налоговый режим выгодней на ИП, чем на ООО

Ответить
1

ИП на патенте, например, во многих случаях гораздо выгоднее самозанятого. Конечно, это зависит от дохода 

Ответить
1

Есть случаи, когда самозанятость не подходит. Например, когда открываете бар и нужны наёмные работники.

Какой хотите бизнес начать? Может, смогу помочь советом. Я сам занятный.

Ответить
0

Уже есть бизнес. И тоже как самозанятый) Но в планах конечно построить большую корпорацию 😂😂

Ответить
0

ООО менее выгодно по налогам. И сложнее с получением дохода - через дивиденды. А это автоматически более сложная бухгалтерия

Ответить
1

Если бы освободили ИП от обязательного платежа в соц. страх, когда работников нет, то и самозанятых меньше было бы и в тень меньше бы ушло. Я считаю, что страхование, пенсия - дело добровольное. Приехал написал отказы и работаешь спокойно. На счет деньги работают а это  по более чем потом пенсии получать и других пособий... Вот мне хочется  реселером быть. Либо ИП либо ООО... А вот самозанятым самое оно. В одном лице.

Ответить
1

Никто только не пишет, что ИП по всем своим обязательствам своим имуществом. Впрочем, и за ООО после банкротства отвечают учредители.

Ответить

Комментарии