{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Мифы краудфандинга со стороны авторов и спонсоров

В мире краудфандинга есть множество мифов, в которые верят как авторы проектов, так и спонсоры. Я взял на себя смелость собрать некоторые из них (из личного опыта) и попытаться их развеять. Список не окончательный, обсуждаемый, исправляемый и дополняемый.

Мифы спонсоров

  1. Краудфандинг, это предзаказ;
  2. Если я стал спонсором, то гарантировано получу то, во что вложил средства;
  3. Площадки проверяют всех, кто размещает проекты;
  4. Если написано, что я получу свой заказ в сентябре, то я его получу в сентябре;
  5. Что обещали авторы проекта, то я и получу точь-в-точь
  6. Я всегда могу вернуть свои средства, и авторы могут и обязаны это сделать;
  7. Если автор собрал озвученные им средства, то ему хватит их и на продукт, и на доставку.

И их резвенчивание:

1. Очень редко продукт. выставляемый на краудфандинг уже произведен или находится в стадии производства. Обычно через краудфандинг производители и авторы проверяют спрос на продукт и производство запускается только после успешного завершения проекта. Есть исключения, когда краудфандинг используется как маркетинговый этап раскрутки товара и в последнее время к нему часто начинают прибегать, но рисковать производители обычно не хотят.

2. Нет. Авторы проекта могут переоценить свои силы и не выпустить продукт или пропасть со всеми деньгами.

3. Площадки увы не могут проверить надежность всех размещаемых авторов и после перечисления собранных средств не несут никакой ответственности, так как по договору она переходит к авторам проекта.

4. Сроки поставки ориентировочный и даже опытные авторы проектов не могут их гарантировать на 100%. Есть реалии производства, брак, эпидемии, проблемы с поставщиками и куча других причин сдвигов сроков. Иногда ожидание длится несколько лет.

5. См. п. 1 Так как размещается проект обычно на стадии идеи или предсерийного прототипа, то в процессе производства могут произойти изменения в проектах.

6. Вы можете вернуть средства, пока они не выведены с площадки. После возврат возможен только авторами проекта и чаще всего им или нечего возвращать (средства вложены в производство) или вам придется делать это через заявления в соответствии с законодательством.

7. Стандартная ошибка авторов, закладывать средства на производство без учета доставки. Обычно авторам приходится еще и доплачивать за доставку, но в 99% случаев вы обещанное получите. Авторы часто собирают только 30-50% необходимых средств.

Мифы авторов проектов

  1. Краудфандинг — это бесплатно. И все деньги идут мне;
  2. Я могу разместить любой проект на площадке и у меня будут гарантированные спонсоры. Их же там миллионы;
  3. Я могу запросить сразу всю-всю сумму на проект (обратное, запрашивается процентов 10 от необходимой);
  4. Можно разместить только идею. А потом как ни будь ее реализую;
  5. Если сборов нет в первые дни, не страшно. Набегут еще;
  6. Если спонсор заплатил, то все, деньги он забрать назад не сможет;
  7. Спонсоры ждут не дождутся своих наград и сразу же побегут подтверждать доставку/оплачивать ее/забирать посылки;
  8. Все спонсоры поддержат вас в будущих проектах.

и почему это не все верно:

1. Краудфандинг давно уже требует вложения средств. Начиная от сумм для запуска (платформы берут или фиксированную сумму или процент (даже при неуспешном завершении). На крупных площадках же нечего делать без специализированных агентств, которые берут процент за раскрутку проекта. Поэтому готовьтесь к тратам на всех этапах. Комиссию самой площадки при этом никто не отменял изначально (в среднем от 10 до 15%).

2. Это давно не работает. На миллион спонсоров приходятся огромное число проектов. И вам надо заинтересовать людей поддержать именно ваш продукт или идею. Более того, эти миллион спонсоров не знают, что вы запустили новый продукт, а попасть в рассылку самой площадки или на главную страницу не так просто (а часто и не бесплатно).

3. Да, можете. Но не факт, что соберете. 10% от нужной суммы вы тоже можете запросить, но если вы не соберете больше, то проект будет успешный. А у вас будет оставшиеся 90% средств. Истина где-то посередине и стоит запрашивать 30-50% от необходимых средств, имея собственные средства на реализацию проекта.

4. Да, можно разместить идею. Только вы имеете дело с деньгами и в итоге по сути заключаете со спонсорами товарно-денежные отношения. Желательно размещать проекты, в благополучном разрешении которых вы уверены на 99.9% (у вас все готово к производству/изданию/стройке и т. п., есть грамотный бизнес-план, есть договоренности с исполнителями и т. п.) и вам не хватает только средств на "запуск".

5. Опыт показывает, что успешные сборы в первые дни гарантирую успех проекта в целом. И сборы должны быть в районе 30-40% минимум, а желательно собрать всю требуемую сумму. Проекты собирают максимум средств обычно в первые 1-3 дня и в самом конце. Если же проект изначально "не запустился", то лучше его остановить и выполнить работу над ошибками. А затем его перезапустить.

6. Спонсор может забрать свои денежные средства до окончания краудфандинга и потребовать их вернуть после. Законодательство на его стороне, помните об этом.

7. Приготовьтесь заранее к тому, что сразу откликнутся примерно 30-50% спонсоров, после пары-тройки напоминаний еще процентов 30-40% и оставшихся вы будете "поштучно" вылавливать и умолять забрать их вклад. Ваши письма и звонки будут уходить в никуда, люди будут ругаться и говорить, что они не видел ничего и в итоге найдется несколько спонсоров, которые не заберут награды. У меня лично висят не отправленные пара наград с краудфандинга 1.5 летней давности, где спонсоры просто недоступны ни по каким каналам.

8. Возврат спонсоров в новые проекты примерно 20-25%. Иногда еще меньше. Вы можете рассчитывать на них при запуске проекта, но вам придется постоянно работать над привлечением новой аудитории.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда