Как писать венчурным фондам и получать ответы
В корпоративном мире электронная почта является одним из самых популярных каналов общения. Ежедневно в мире отправляется 300 миллиардов писем на электронную почту. Имейлы пишут, чтобы податься на вакансию, чтобы привлечь нового клиента, пожаловаться на сервис или просто узнать нужную информацию. А также их пишут венчурным инвесторам, чтобы рассказать о своем стартапе и обсудить возможность получения инвестиции от инвестора.
Последние 2 года я работаю в сфере венчурных инвестиций и получаю сотни имейлов от фаундеров стартапов, инвесторов и коллег каждый месяц. За последние полтора года работы в Genesis Investments, через мой почтовый ящик прошло больше 6,000 писем и далеко не все из них конвертировались в дальнейшее общение.
В этой заметке я расскажу про 4 самых распространенных ошибок в имейлах потенциальным инвесторам и расскажу, как увеличить свои шансы на получение ответа.
Ошибка № 1: письмо не персонализировано под получателя.
Комментарий: главной ошибкой такого письма является то, что автор не обращается к инвестору по имени, а потом пишет, что инвестор идеальный для его стартапа. Зачастую это значит, что человек отправил такое же письмо и десяти другим фондам и всем рассказал, что они все «идеально подходят» на роль инвестора. Несмотря на то, что каждый инвестор и так знает, что он не единственный в мире желающий инвестировать в ваш стартап, личный подход нужен хотя бы потому что инвестор тоже человек. А людям приятно видеть или слышать свое имя и понимать, что автор письма хотя бы не поленился узнать, как зовут получателя.
Рекомендация: во-первых, уточните имя получателя и обращайтесь к человеку именно так, как его имя указано на сайте фонда или в социальных сетях. Если человек везде называет себя Александром, то не стоит писать ему «привет, Саша!» при первом контакте. Во-вторых, если вы решили сказать инвестору, что он «идеально подходит», то стоит указать причины, почему вы так считаете. Например, сказав: «Мы верим, что именно вы идеально подходите на его роль, так как вы инвестируете в стартапы в сфере онлайн обучения и имеете опыт в масштабировании В2С продуктов». В таком случае выбор получателя будет выглядеть обоснованным, а фраза "именно вы идеально подходите на его роль [идеального инвестора]" не будет казаться попыткой просто угодить читателю.
Ошибка № 2: человек в письме много извиняется.
Комментарий: излишние извинения могут понизить ваши шансы на ответ от инвестора и могут поставить получателя в неудобное положение. Во-первых, таким письмом вы как будто показываете, что инвестор — это царь, а вы его слуга. Но на самом деле и вам, и инвестору гораздо приятнее находиться в партнерских отношениях со стартапом и вести дружественную коммуникацию. Во-вторых, начало такого письма может считываться как «я знаю, что вас побеспокою, но все равно решил написать». Это скорее всего не испортит впечатление про вас, но может как минимум ввести читателя в замешательство. И напоследок, читая такое письмо, получатель может почувствовать неуверенность со стороны основателя компании и предварительно усомниться в его шансах добиться успеха. Особенно если стартап работает с В2В клиентами.
Рекомендация: старайтесь писать в уверенном и дружественном тоне. Не бойтесь лишний раз написать инвестору, даже если вы с ним/ней не знакомы, и напомнить о себе. Работа венчурного инвестора — искать стартапы для инвестиций. Ваша работа — искать деньги на развитие своего проекта. На рынке венчурных инвестиций стартап и фонд находятся в одной лодке: если стартап не найдет деньги, ему будет плохо, ну и если инвестор не инвестирует в стартап, он будет без работы.
Ошибка № 3: длинное и абстрактное письмо без четкой цели.
Комментарий: такие имейлы обычно длинные и редко дочитываются до конца. Из них сложно понять, что хочет автор: получить инвестиции, получить совет по стратегии или рассказать про свой жизненный путь. К сожалению, на такие письма редко хочется отвечать, так как читатель буквально не знает, что ему на это ответить, кроме «так чем я все-таки могу вам помочь, Остап?».
Рекомендация: если вы пишете имейл инвестору, то старайтесь быть максимально лаконичным и побуждать читателя к конкретному действию. Представьте себя и свой стартап, опишите одним предложением, какую проблему он решает, расскажите, на какой стадии находится проект, и в конце скажите, с какой целью вы написали. К этому письму прикрепите презентацию на 10-15 слайдов или one-pager и предложите созвониться для более подробного разговора. Идеально — если ваш имейл будет на 5-7 коротких предложений, из которых понятно, что делать дальше: назначить звонок, запросить больше данных, или сразу же сообщить стартапу, что он не совпадает с инвестиционным фокусом фонда.
Ошибка № 4: письмо с прикрепленной презентацией и без короткого интро.
В этом пункте примеры будут лишними, так как трудно привести пример письма без текста.
Комментарий: такие имейлы могут быть проигнорированы по нескольким причинам. Во-первых, много людей из корпоративного мира слышали про фишинг и спуфинг, а также про то, как открытие прикрепленного документа, полученного от незнакомого человека, помогало взламывать компьютер и воровать секретную информацию. Поэтому некоторые получатели могут либо удалить такое письмо, либо же занести его в спам. Во-вторых, читатель может не понять, что вы от него хотите и просто проигнорировать имейл.
Рекомендация: всегда пишите короткое интро к вложению, если это ваш первый контакт с инвестиционным фондом. Пяти-семи предложений про вас, ваш стартап и цель письма будет достаточно.
Елена. Меня зовут Николай.
Я создаю стартап.
Я хочу чтобы ваша компания стала моим инвестором.
Цель инвестиций, создание mvp дистанционно управляемого, по средством сети Интернет, роботизированого клона оператора.
Потенциальные клиенты: замена солдат на поле боя, работа в зонах опасных для жизни, личный "аватар".
Первоначальный размер инвестиций от 10 млн рублей.
Опыт работы в электронно-технологической сфере 14 лет.
Спасибо.