COVID-19 помешал узаконить краудлендинговые платформы
1 июля в процессе установки регуляторных рамок в сфере краудлендинга произошла пауза. Из-за карантинных ограничений, введенных ввиду распространения коронавируса, большинство компаний не смогли попасть в государственный реестр инвестиционных платформ, что автоматически лишило их права работать. Что сейчас творится на российском рынке краудлендинга, разбирается Zaim.com
Еще год анархии
По состоянию на 01.07.2020 в реестре инвестиционных платформ состояли только три компании – «НРК-Р.О.С.Т.», «Поток.Диджитал» и «Технологии кредитования». 6 июля к этому списку добавилась еще одна площадка – «Платформа №1», и к моменту подготовки материала (24.07.2020) никаких изменений в реестре зафиксировано не было.
По оценкам экспертов, всего в сфере краудфандинга работает около 30 компаний. Многие из них направили документы на регистрацию в реестре вовремя, однако ответа пока не получили.
Во-первых, карантинные ограничения помешали регулятору в срок рассмотреть все заявки и принять решение о внесении компаний в список.
Во-вторых, были случаи, когда учредители краудлендинговых компаний из-за введения карантина не смогли вовремя вернуться в Россию и подготовить соответствующие документы, причем отправить нотариально заверенную доверенность через посольство также не было возможности.
В итоге в начале июля рынок встал «на паузу» и многие участники не понимали, что делать дальше. Однако чуть позже ЦБ решил предоставить инвестиционным платформам отсрочку на вступление в реестр на год (до 1 июля 2021 года). Поэтому еще год рынок краудлендинга будет работать не под зорким глазом регулятора.
Стоит заметить, что многие участники рынка ждали введения регулирования краудлендингового рынка. По их мнению, вступление в силу 259-ФЗ и введение реестра может способствовать оздоровлению рынка и очищению его от недобросовестных игроков.
Далее рассмотрим, чем сейчас живет рынок и какие тенденции на нем можно выделить.
Банки в краудлендинге – хороший знак для отрасли
Изначально в России большинство краудфандинговых платформ было ориентировано на малый и микробизнес, который постоянно нуждается в финансировании, но привлечь его в обычных финкомпаниях (банках и МФО) по разным причинам не может. Однако с развитием краудфандинга на рынок стали обращать внимание банки. Например, уже работают Сберкредо (состоит в реестре), Альфа Поток (состоит в реестре), Модуль Деньги, Платформа #1 (партнёр МСП банка, состоит в реестре). Эксперты ожидают запуск краудфандинговых площадок еще несколькими банками.
Сбербанк появился на рынке в прошлом году, и многие участники расценивают этот факт как позитивный момент, так как это привлекает «к молодой отрасли внимание широкой публики».
Из-за нарастающей конкуренции в P2B-сегменте небанковские игроки «прощупывают» новые направления развития. Например, P2P-факторинг, P2P-автоломбард и так далее. Ожидается выход на рынок PDL-щиков.
Коронавирус «подкинет» площадкам клиентов
Некоторые эксперты убеждены, что в ближайшем будущем краудлендинг в России ждет бум.
Стоит заметить, что уже во время карантина спрос на займы на инвестплощадках вырос.
Банки могут забрать хороших клиентов
Коронавирус подорвал финансовое здоровье многих компаний: по оценкам ТПП, около 3 млн предпринимателей могут потерять свой бизнес в ближайшее время. Реальные доходы населения также просели. Поэтому краудлендинговым компаниям придется побороться с другими финорганизациями за качественных заемщиков.
Участники рынка отмечают, что одной из проблем краудлендинга является отсутствие актуальной информации о кредитной нагрузке заемщика, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем нередки случаи, когда клиент одновременно обращается на несколько площадок. Однако в течение 2020 года к кредитным бюро должны будут подключиться все площадки. Но будет ли выполнено это требование в свете последних событий – неясно.
Стоит ли браться за такой бизнес?
Любая новая краудлендинговая площадка уже сейчас должна соответствовать требованиям 259-ФЗ. В числе прочего есть требования к собственным средствам в размере не менее 5 млн рублей.
Участники рынка отмечают, что для создания успешного бизнеса в сфере краудлендинга необходимо соответствовать следующим требованиям (помимо тех, которые указаны в 259-ФЗ).
Во-первых, необходимо иметь серьезную ИТ-составляющую, обладать экспертизой и опытом в части кредитования, а также создания новых продуктов. Причем важна синергия этих компетенций, какой-то одной из них недостаточно.
Во-вторых, необходимо наработать доверие частных инвесторов, без него невозможно развивать и масштабировать бизнес. Здесь проще предпринимателям, которые уже имеют бизнес в сфере финансов с сильным брендом.
В-третьих, эксперты не советуют заходить на рынок проектам, которые не чувствуют уверенности в фондировании на год или не являются частью крупных холдингов.
Что касается первоначальных инвестиций, то они зависят от продукта, маркетинговой стратегии и срока выхода на самоокупаемость.
В ближайшем будущем рынок краудлендинга претерпит трансформацию из анархичного состояния в цивилизованный сегмент финансового рынка. Поэтому если команда чувствует в себе уверенность, имеет представление, какой продукт нужен рынку, и знает, как завоевать доверие клиентов, она может попробовать войти в сегмент, который, по некоторым оценкам, растет в последние два года в объеме трехзначных цифр.
Комментарий удален модератором