Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять

Доводилось ли вам работать с кем-то в паре? Быть партнёрами? Я терял деньги 3 раза, и каждый из этих раз был только потому, что я не фиксировал со своим партнером кто и как и за что отвечает. Однажды мой партнёр единолично принял решение, которое привело просто к колоссальным денежным потерям. Он поступил так потому, что был уверен – раз я его партнёр, то приму абсолютно любое его решение.

Почему так происходит? Потому что партнёрство – это достаточно размытый термин, здесь нет определённого регламента, как в отношениях начальник-подчинённый, например. Поэтому единственный способ сделать партнёрские отношения стабильными и продуктивными – это составить партнёрское соглашение.

Партнерское соглашение в России - это не твердое юридическое обязательство, с ним в суд не пойдешь. Впрочем, мой партнер Андрей Игнатьев может на основании такого соглашения сделать документы, с которыми можно пойти в суд. Но даже без такого мастера соглашение – это уже твёрдая почва под ногами, которая помогает вам обоим чётко понять друг друга.

Партнёрство в бизнесе всегда начинается чрезвычайно мило. Это почти как конфетно-букетный период – вы отлично общаетесь и не видите впереди опасностей. Но когда в бизнесе будет большая прибыль или большие убытки всё может полететь к черту. Поэтому не доверяйте своим эмоциям на старте, не бойтесь, что будете выглядеть подозрительным или даже паникёром, предлагая составить соглашение. Просто возьмите и сделайте это. Установите правила. Обезопасьте себя.

Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять

Из чего состоит партнёрское соглашение? Технически – из всего, что вам важно обсудить на берегу. Но как правило это примерно одни и те же запросы, которые я объединяю в блоки. «Обязательная программа» включает 5 таких блоков.

Каждый блок потребует от вас предварительной подготовки. Придётся собраться, обсудить, проговорить, найти вариант, который устроит вас обоих. Прописать всё самому и поставить партнёра перед фактом – это как раз то, от чего нас должно защитить соглашение. Если ваш партнер не хочет говорить или вникать - значит, партнер душой не вложился, значит у него нет никакой ответственности и вряд ли она появится.

Приведу пример. Недавно сорвалась наша сделка с питерским дизайнером. Мы с ним долго обсуждали детали сотрудничества, на 3 или 4 встрече он заявляет, что раз в полгода хочет оценивать результаты моей работы, и если он сочтёт их недостаточными, то выгонит меня из бизнеса. Причем только меня! Конечно, у нас ничего не вышло.

Вот поэтому не может быть простого шаблона партнерского соглашения, потому что так не работает. Это должен быть личный договор, где прописаны ваши личные боли, надежды, ожидания и обязанности.

· 1 блок. Кто за что отвечает?

Казалось бы, всё просто. Но и здесь есть свои детали. Прописывайте не просто должности, а именно обязанности. Например, Иван отвечает за маркетинг, за отчетность и за продажи, но как только компания начнет приносить прибыль, мы найдем человека. А Петр отвечает за генерацию лидов, отчеты и тд. Необходимо прописывать конкретные задачи! К этому же документу присоедините структуру компании и цифровые показатели каждого из сотрудников. В структуре компании мы прописываем: что мы делаем, какую компанию строим, каковы наши стратегические цели. Но об этом чуть ниже.

· 2 блок. К чему мы стремимся?

Скажем, вы хотите сделать компанию, вывести ее на мировой рынок, сделать прибыльной и через год продать. Все ясно и понятно. Также необходимо указывать сроки всех стадий, суммы, которые вы закладываете на тот или иной этап развития. Не бойтесь потеряться в мелочах – здесь нужно внимание к деталям. Не менее важно определиться и прописать: ваше партнерство на продолжительный срок или на этапный.

Как я уже писал выше, для полного понимания с обеих сторон придётся сесть и всё проговорить. Необходимо провести сессию стратегического планирования, где нужно ответить на 5 вопросов:

- Какие наши цели на полугодие/год по обороту/прибыли?

- Что есть наш продукт?

- Как мы выстраиваем процессы на полугодие/год и автоматизируем контроль исполнения?

- Как мы работаем с командой?

- Какую мы используем мотивацию для ключевых сотрудников компании?

Это – основные пункты второго блока. Вполне возможно, в вашем соглашении их будет больше.

· 3 блок. Что с финансами?

Поссориться проще всего из-за денег. Поэтому необходимо зафиксировать - кто что вкладывает и что делает тот, кто не вкладывает. Например, занимается поиском инвесторов.

Может показаться, что это из первого блока, но здесь другой подход. Например: я занимаюсь маркетингом, а если я этого не делаю, значит плачу человеку, который это делает. Если вы даете свою технику, автомобиль, то тоже это необходимо написать, потому что это ваш вклад в бизнес. Укажите, какой сумме эквивалентен ваш вклад.

Также необходимо в финансах прописать процедуру: планирование и отчетности и контроля. Договоритесь с партнером о периодичности финансового планирования компании. То есть 25-30 числа каждого месяца управляющий партнер должен делать финансовый план на следующий месяц: доходы, расходы, маржа, прибыль, и так далее. Вы можете принимать участие в сессии планирования, слушать менеджеров, а если и вы менеджер, то можете делать свои корректировки или идеи. В итоге всё должно быть подписано: что в деньгах мы ждем: доходы, расходы, зп и тд.

Обсудите отчётность – кто кому когда и какие данные предоставляет. Спланируйте финансовый результат – каких показателей к какому времени вы должны достичь. Чем подробнее – тем лучше.

Если ваш партнер отказывается от отчетности - это прямая дорога к катастрофе. Потому что нельзя заниматься тем, что не контролируешь!

· 4 блок. Кого берём в команду?

Вы с партнером должны договориться на какие позиции вы имеете право утверждения, а на какие должности право согласования и ознакомления. Например, набор людей на главные должности - я хочу людей утверждать и принимать обоснованное решение – брать или не брать. А на какие-то должности, например, у вас есть только право согласования, когда вы можете сказать свое мнение, но если партнер обосновывает свое желание взять человека, то вы просто его согласовываете. Третья стадия - ознакомление, то есть люди, которых нанимает ваш партнер, беспрекословно принимаются, и вы просто знакомитесь или не знакомитесь с человеком.

Вы должны расписать моменты, которые партнер должен согласовывать с Вами. Это система мотиваций, политика заработка компании (все должно быть задокументировано в соглашении и назначены ответственные). Потому что у вас с партнером могут быть разные мнения. Это ваше право - подтверждать и знать политику заработка компании. У вас должно быть право постановки вопроса по какому-нибудь сотруднику, право на увольнение, найм, оплату обучения и тд.

· 5 блок. Как будем расставаться?

Важно помнить, что партнёрство не бывает вечным. Вы в любом случае рано или поздно прекратите сотрудничество. Ваша задача – определить алгоритм на два варианта развития событий – если всё будет хорошо и если всё будет плохо.

Как будем расставаться, если все плохо? Это один из важнейших пунктов в соглашении. Если возникнут серьёзные проблемы, отношения точно обострятся, и ваш партнёр может повести себя некорректно. Чтобы не искать виноватых, необходимо зафиксировать общие успехи и период, когда компания была в прибыли. Пропишите ваши шаги по реанимации компании – вы можете разработать новую стратегию, сменить директора, и т.д. Если и после этого компания в убытке, то мы фиксируем убытки, закрываем компанию и закрываем долги. То есть мы фиксируем убыток, фиксируем активы (просто стоимость), реализуем их (прописываем как). Далее одно минус другое и делим между собой по договоренности.

Как будем расставаться, если все хорошо? На такой случай у меня есть простая формула - 3-5 годовых прибылей.

Пропишите, чему равна стоимость компании и её активов. Формулы есть разные, но моя любимая - 3 годовых прибыли + стоимость активов. Вы можете указать, что если вы расстаётесь в первые полгода сотрудничества и компания прибыльная, то партнер получает всю свою долю прибыли за полугодие (вложенные деньги и прибыль с них). Если мы расстаемся через год, когда бизнес уже стоит на ногах, то формула расставания - 3 годовых прибыли + стоимость активов.

Партнерское соглашение - это понятийный документ, который позволяет вспомнить, как мы договорились в начале. Поэтому в нём нет и не может быть лишних деталей. Берите за основу мои 5 блоков, добавляйте то, что важно лично вам и вашим партнёрам.

Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять
11K11K открытий
10 комментариев

Вы теперь на лестнице живёте? 🙄

Ответить

Когда не так расстался с партнером...😁 А статья не плоха, может быть полезна, спасибо.

Ответить

Спасибо, Владимир, статья очень полезная. Какие то вещи могут казаться банальными, но лично знаю только единицы тех, кто действительно прописывает "больные" условия на берегу ) К счастью имел положительный опыт партнерства, и важно не только как вели бизнес, но и то как расстались ) Мы немного отошли от вашего формата, но в целом "все о том же" договорились. И даже после "расставания" прекрасные отношения ) Возможно в каких то проектах снова будем партнерами.

По ходу партнерства у нас было классное упражнение, которое мы выполняли обычно раз в год. Выезжали в спокойное место (как правило это был ресторан) и задавали друг другу 2 вопроса:
1. Какие есть у меня сильные стороны?
2. Какое "бревно в глазу" я скорее всего не замечаю, какие качества мне нужно усилить.

Я был в шоке после этих упражнений, потому что в первом вопросе слышал то, что не считал своими сильными сторонами. А во втором вопросе удивлялся, что какие то на мой взгляд мелочи так сильно парят моего партнера.
Это упражнение позволяло предупредить ядерный взрыв и во время скорректировать дорожную карту )

 Всем мира и успешного партнерства )

Ответить

Спасибо!

Ответить

Как хорошо, что Вы подняли эту тему. Действительно, многих проблем можно избежать, договорившись заранее. Только вот с волшебником погорячились - любой сопровождающий бизнес юрист напишет этот документ, подвига тут нет, есть только неприятие и непонимание бизнесом пользы юристов для них. И не только юристов.

Ответить

документ написать действительно не сложно.
а вот так написать, что бы использовать в арбитраже...

Ответить

Владимир, а есть платежеспособный спрос на разработку партнерских соглашений, во время медиации, к примеру?

Ответить