{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

На США надвигается кризис в сфере образования

Студенты откладывают поступление на следующий год, родители не хотят отпускать детей в школы, сумма непогашенных студенческих кредитов превышает объёмы автокредитования, растёт долговая нагрузка — и всё это открывает огромный потенциал для EdTech-компаний.

Думаю, что не все осознают роль сферы образования в экономике США, и поэтому я хочу начать своё повествование с описания конъюнктуры рынка до начала пандемии. В 2019 году размер рынка всех образовательных услуг в США составил $1,62 трлн, и почти во столько же оценивается объём задолженности по студенческим ссудам — $1,54 трлн.

Для сравнения: все долги россиян перед банками и МФО на днях пробили новый рекорд и составили всего 20 трлн рублей. Понимаю, это совсем разные экономики, однако и в самих США образовательные кредиты — это самая массивная категория долгов после ипотеки, которая даже превышает сумму непогашенных автокредитов.

Категории нежилищных долгов, сверху вниз: студенческие займы, другие, кредитки, автокредиты Federal Reserve Bank of New York

Теперь вы понимаете, какие объёмы капитала сосредоточены в американском высшем образовании? А капитал этот и без рыночных потрясений был весьма проблемный. За последние 15 лет средняя стоимость обучения росла значительно быстрее индекса потребительских цен и выросла на 50%, но количество долгов за тот же период увеличилось в 5 с лишним раз.

Важно также упомянуть, что $300 млрд в этих «студенческих кредитах» висят на людях старше 50 лет. Это связано с тем, что рост стоимости обучения в колледжах начал обгонять инфляцию ещё в 1970-х. Если за точку отсчёта брать то время, стоимость обучения взлетела на 2000%, когда общий CPI поднялся лишь на 500%.

Количество заёмщиков по последним данным превышает 44 млн человек, средний размер задолженности равен $32 731, ежемесячный платёж — $393. Срок погашения таких кредитов варьируется от 10 до 30 лет. Многие используют их не по назначению. Объём просроченных платежей увеличивается в арифметической прогрессии. По $160 млрд выплаты не совершались 90 и более дней.

Усиливается долговая нагрузка. Люди вынужденно прекращают откладывать пенсионные накопления, отказываются от покупки жилья и даже медицинской помощи ради погашения студенческих ссуд. При всём при этом 6 из 10 американцев считают, что преимущества колледжа не оправдывают затраты.

Я не пытаюсь предстать перед вами новым Майклом Бьюрри и не пророчу глобальные потрясения, сродни тем, что последовали за банкротством Lehman Brothers. Огромный студенческий долг не сильно влияет на банковскую систему страны, поскольку большинство студенческих займов финансируются правительством.

То есть невозврат кредитов в первую очередь свидетельствует о повышении федерального дефицита. Однако сам Джером Пауэлл, глава ФРС, говорит, что увеличение студенческих долгов косвенно влияет на экономику и имеет долгосрочный негативный эффект. Обратите внимание, что до сего момента я описывал ситуацию на рынке до начала пандемии.

Коронавирус же усугубил все существующие проблемы. Достаточно упомянуть лишь то, что сегодня количество трудящихся в США достигло минимума за всю историю существования этого показателя, а концу сентября десятки миллионов американцев будут подвергнуты риску выселения. Глобальным последствиям карантинных мер я посвятил отдельную статью.

Эффект пандемии не заставил себя долго ждать и в сфере образования. Недавно Гарвард сообщил, что 20% первокурсников решили отложить обучение, а, согласно опросам, в других университетах данное значение может доходить до 40%. Вероятной причиной тому является не только страх перед коронавирусом или недоверие к новому дистанционному формату обучения, но и соответствующие финансовое бремя.

Кстати говоря, формат удалёнки в системе обучения сам по себе может оказать пагубное влияние на некоторые муниципальные образования. Например на Принстон, где университет практически считается градообразующим предприятием, поскольку студенты составляют более 25% населения этого города.

Вы только вдумайтесь в круговерть всех событий. Даже десятипроцентное сокращение количества учащихся означает десятипроцентную просадку по рынку, которая отразится на миллионах людей. Ведь такое падение затронет множество индустрий от финансовых организаций и издательств, до производителей бумаги и графита.

Думаете, я слишком пессимистичен? Тогда настало время поговорить про школы. Примерно 60 млн американских детей скоро должны отправиться на учёбу, но более 60% родителей этих детей не хотят их туда отпускать, опасаясь за здоровье своих чад. Всё это непосредственно повлияет на 3,5 млн сотрудников сферы образования.

Хуже только то, что коронавирусная истерия охватила не только родителей учеников, но и учителей. На фоне слухов про вторую волну, многие из них увольняются. Эти новости поступают из Техаса, Колорадо, Канзаса и других штатов. О дилемме преподавателей пишут в The New York Times, CNN, The Atlantic, везде.

Кризис на полуторатриллионном рынке образования США неминуем, и удар по этому сектору не рябью, а волной отразится на всей экономике. Но любой кризис — это ещё и новые возможности. Выражаясь метафизично, сокращение числа обучающихся и в тоже время недостаток преподавателей создаёт дефицит знаний в американском пространстве, который смогут восполнить EdTech-компании.

Важно понимать, что тот самый дефицит касается не только США, ибо значительно сократится количество иностранных студентов, коих ежегодно по миллиону приезжало в «самую свободную». Вообще, оптимисты любят рассуждать о том, что коронавирус позволил ускориться многим технологическим процессам. Думаю, что это действительно так, но не забывайте какой ценой это обходится человечеству.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Viktor Kutolkin

"Примерно 60 млн американских детей скоро должны отправиться на учёбу, но более 60% родителей этих детей не хотят их туда отпускать, опасаясь за здоровье своих чад."

Я бы сказал, что все наоборот. Вернее так: родители хотят отправить детей в школу, но политика такая, что всех максимально оставить дома или предлагают какую-то дичь в виде "3 дня в школе, 2 дня дома". И каким образом 3 дня "спасут" от "вируса"? Оффлайн предполагаются одни учителя, онлайн - другие - разные подходы у учителей. Т.е. то, что планируется в школах - реально дичь. Это я говорю о NY. Многие знакомые семьи из NY, которые могут себе позволить, уезжают в другие штаты именно по этой причине. Мы думаем как организовать группу из 3-5 детей и сделать им домашнее образование и взять хорошего учителя, пока их еще не разобрали.
P.s. в школе сына большинство проголосовали против масок, регулярного измерения температуры, ограничения количества в классах и прочего демонизма. Но это противоречит политике департамента образования. А живем мы в преимущественно республиканском районе и городе.

Вся проблема с образованием сегодня, впрочем, как и со всей ситуацией здесь в целом - исключительно политически-предвыборная.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Странная точка зрения. Политика конечно играет роль как и во всем, но вирус никуда не делся. Люди так же болеют и умирают и школа - это вполне себе источник распространения.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin

опуская политику и детскую статистику, каким образом режим 3 в школе + 2 дома сдерживает распространение? А измерение температуры в отсутствие/слабости симптомов/переносимости у детей? Почему на площадках им играть можно, а встречаться в школе - нельзя?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Я не знаю как точно это делается в НЙ, но у нас в Калифорнии уменьшают количество детей в "живых" классах. То есть будет не 22 человека в классе, а 12, чтобы сохранять дистанцию. Поэтому кто-то будет учиться по одним дням, а кто-то по другим. Смысл в этом.

Про измерения температуры я ничего не знаю, но я в целом доверяю местным медицинским организациям у нас. Если они рекомендуют это делать, то наверное смысл есть. Но я не знаю рекомендуют это в Калифорнии или нет. В любом случае это мелочь. 

Основное же в том, что начало учебного года уже точно будет удаленно. 

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда